Азербайджан и страны Прикаспия в описании арабского географа Ибн Хаукала (943-977 гг.)

Р.Агаев

Углубленное изучение истории, этнического состава населения прикаспийских стран в период существования и упадка Арабского Халифата имеет важное научное значение.

Для изучения различных вопросов истории прикаспийских стран в VII–X вв. исключительное значение имеют исторические и географические труды, написанные на арабском языке. Большой интерес к историческим и географическим сочинениям в Арабском Халифате был обусловлен растущей потребностью в практических знаниях, необходимых для управления огромной империей.

X в. был этапом процветания арабской географической литературы. На этом этапе развития появился ряд ценных географических трудов, имеющих большое научное значение. Сочинение «Китаб сурат ал-ард» («Книга об описании Земли») Абульгасима Мухаммеда Ибн Хаукала является одним из таких первоисточников. Этот труд известен научной общественности также под именем «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран»).

Ибн Хаукал совершил продолжительное путешествие в страны Ближнего и Среднего Востока, во время которого он побывал на территории Азербайджана и в ряде соседних стран. Из предисловия следует, что автор начал свое путешествие в месяц рамадан 331-го г.х. (май 943 г.), а завершил его в 367-м г.х. (977 г.).

В исторической науке Азербайджана труд «Китаб сурат ал-ард» Ибн Хаукала долгое время не был объектом специального исследования. Однако многие азербайджанские историки и востоковеды, наряду с другими сочинениями арабских географов, обращались также к труду Ибн Хаукала и особо отмечали значимость его труда.

Сочинение Ибн Хаукала состоит из двух частей, каждая из которых в свою очередь состоит из отдельных параграфов. Первая часть включает в себя введение и 11 параграфов, вторая часть состоит из 12 параграфов и хатиме (заключение, послесловие). Сведения, связанные с историей прикаспийских стран, представлены в основном во второй части сочинения.

Опираясь на сведения, представленные в трех параграфах во второй части труда – «Эрминийа, Азербайджан и Арран», «Дейлем и Таба- ристан» и «Каспийское море», можно выдвинуть определенные представления об Азербайджане, исторической географии, государственности, городах, этническом составе, языках населения прикаспийских стран. Сведения, связанные с Каспийским регионом, представлены в первом параграфе первой части труда под названием «Описание Земного шара».

Ибн Хаукал написал сочинение «Китаб сурат ал-ард» в географическом стиле. Но, несмотря на это обстоятельство, автор в необходимых случаях ведет речь о социально-политических событиях, представляет сведения о государствах, правителях, эмирах, видных деятелях своего времени, купцах прикаспийских стран.

В книге Ибн Хаукала наряду с Азербайджаном и Арраном представлено также интересное географическое описание других прикаспийских стран. Сведения Ибн Хаукала о прикаспийских странах подробны и с научной точки зрения очень ценны.

В первом параграфе автор представляет общие сведения о Каспийском море. Он отмечает, что если начать путешествие с Азербайджана «вдоль берега моря, пройти Дейлем, Табаристан, Джурджан, исключая впадающие в море реки (Итиль, Кюр, Араз), можно вернуться в место начала путешествия, не встретив никакого препятствия».

В параграфе под названием «Каспийское море» последовательно представлено географическое описание прикаспийских территорий. Автор указывает, что на восточной части Каспийского моря расположены часть области Дейлем, Табаристан, Джурджан, часть пустыни между Джурджаном и Хорезмом, а на западной части моря находятся Арран, Сарир, страна хазаров и часть степи ал-Гузийа. Ибн Хаукал отмечает, что на севере Каспийского моря находится степь ал- Гузийа, а на юге моря расположены Джиль (Гилян) и Дейлем.

Автор включил в этот параграф карту под названием «Каспийское море». Комментируя представленную карту, Ибн Хаукал представил более точные и ценные сведения. Таким образом, он представил описание прикаспийских стран с севера на юг. При этом Ибн Хаукал указывает на то, что «территории Аррана и Ширвана входят в состав Азербайджана».

Обратим особое внимание на описание Ибн Хаукала: «На верхней части моря, вдоль берега написано «ал-Гузийа», а далее, вдоль (всего) побережья следуют «ал-Хазар», «Азербайджан», «Джиль», «Табаристан».

Ибн Хаукал представил здесь Арран как область в составе «страны Азербайджан». Речь идёт именно о «стране Азербайджан», которая в X в. понималась как чисто географическое понятие. При внимательном рассмотрении представленной автором карты можно заметить, что до Дербента простираются границы «Страны Хазар», а от Дербента до Семирана, расположенного на границе Джиля (Гиляна), – границы «страны Азербайджан».

Баб ал-Абваб (Дербент), реки Кюр и Араз, территория Мугана и прикаспийский регион, гора «Габг» («Кавказ») на карте показаны именно в составе Азербайджана.

После описания ряда прикаспийских стран автор отмечает: «После этого я составил карту Азербайджана, описал горы, пути, такие пресноводные реки, как Кюр и Араз, а также озера Хилат и Кабузан. Эти озера не объединяются с морем, там же показал гору Габг».

Ведя речь о прикаспийских кавказских регионах, Азербайджане, Арране, Эрминийи, автор так объясняет причину того, почему он представил эти территории в качестве одного, единого «иглима» (региона): «Я отношусь к ним как к единому иглиму. Ибо этот иглим находится под властью одного человека».

Далее Ибн Хаукал уточняет свою вышеупомянутую мысль и отмечает, что «эти правители именно Азербайджана». Автор пишет, что «в горах Кавказа и в близлежащих территориях правят мелкие правители». Он продолжает свою мысль словами: «Большинство этих правителей ежегодно предоставляет правителям Азербайджана постоянный налог и другие принадлежности в определенном количестве».

Ибн Хаукал сообщает, что территория от Дербента до Гиляна находится под властью Саджидов. Автор труда несколько раз отмечает, что «правители Саджиды являются азербайджанскими правителями».

И на карте Дейлема и Табаристана Ибн Хаукал ведёт речь о «стране Азербайджан» как о территории, расположенной по соседству с этими территориями, представляет земли, находящиеся севернее (на левом берегу) реки Араз в составе Азербайджана.

Ибн Хаукал отмечает, что на юге Каспийского моря находится город Семиран, а дальше к северу (с правой стороны) расположены города Шалуш, Айнул-Хам и Абескун. Он сообщает, что на правом берегу (т.е. в восточной части) Каспийского моря населенных пунктов мало. Например, от Абескуна до «Страны Хазар» почти не было городов и деревень. Только в 50 фарсахах от города Абескун находилось село под названием «Дехистан».

Ибн Хаукал сообщает, что «на территориях от Абескуна до «Страны Хазар», вдоль всего левого побережья Каспийского моря до Баб ал-Абваба (Табаристан, Джиль (Гилян), Муган, Арран, Ширван) населенных пунктов много и они смешались друг с другом».

Территория Хазарского Хаганата находилась в основном у побережья Каспийского моря и реки Итиль (Волга), тем самым занимая важное место в морской торговле своей эпохи. Города «Страны Хазар» играли особую роль на торговых путях, ведущих с севера на юг и обратно. Эти города являлись значительными населенными пунктами, важными портами IX–X вв., были главными посредниками в торговле Хазарского Хаганата с мусульманскими странами.

Ибн Хаукал ведет прежде всего обобщенную речь о торговых путях прикаспийского региона, расстояниях между более отдаленными странами и Хазарским Хаганатом. По сведениям автора, «расстояние от Абескуна до «Страны Хазар» с правой стороны (т.е. вдоль восточного побережья на север) составляет 300 фарсахов, а с левой стороны (т.е. вдоль западного побережья на север) – также 300 фарсахов. От Абескуна до Дехистана можно дойти приблизительно в течение 6-ти дней, а из Табаристана до Баб ал-Абваба (Дербента) можно доплыть в течение одной недели».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Азербайджан на карте XI в. этнографа, лингвиста Махмуда Ал-Кашгари (ФОТО)

Сочинение Садр ад-Дина ал Хусейни о событиях на Южном Кавказе в XII в.

Баку, Карабах, Шемаха на венецианской карте монаха-картографа Фра-Мауро 1459 г.

Ибн Хаукал указал также расстояния между городами Хазарского Хаганата. Автор отмечает, что «Хазар» – это страна, столицей которой является город Итиль (автор представляет его в форме «Əтул». Город Итиль взял свое название от одноименной реки, впадающей в Каспийское море.

Вообще автор труда, говоря о «Стране Хазар», округе «Хазар», а также о городе Итиль, допустил определенную путаницу. Он указывает, что город Итиль состоит из двух частей, именуемых «Итиль» и «Хазаран».

Ибн Хаукал особо отмечает в составе «Страны Хазар» округа Итиль, Хазар и Сарир. Однако в некоторых случаях представляет округ Сарир в качестве отдельного «мамлаката» (царства) и размещает этот округ справа (севернее) Дербента. Название округа Хазар Ибн Хаукал относит также ко всей «Стране Хазар». Автор представляет также сведения о городах и путях областей (стран) Азербайджан, Дейлем, Табаристан, Джурджан.

Говоря о прикаспийских странах и об островах Каспийского моря, он представляет определенные сведения о населении, этническом составе, языке населения этих стран и островов. Однако эти сведения автора разрозненны.

В сочинении Ибн Хаукала сведения о населении представлены в традиционном, присущем арабоязычным источникам стиле: население разделено на «мусульман» и «немусульман», а вопрос об этническом составе населения  находится на втором плане.

Автор отмечает, что в Каспийском море нет заселенных островов с городами. Ибн Хаукал пишет о двух островах в Каспийском море: Ал-Баб и Сиях-Куя. Он отмечает, что остров ал-Баб находится перед устьем реки Кюр, вбилизи Дербента. Это «сведение» Ибн Хаукала не соответствует действительности. Многие арабоязычные авторы, в том числе предшественник Ибн Хаукала – ал-Истахри, также отмечали, что вблизи устья реки Кюр находится остров, но они не упомянули название этого острова.

Конечно, остров ал-Баб, упомянутый Ибн Хаукалом, не мог находится одновременно в устье реки Кюр и вблизи Дербента. В действительности, в представленной им карте Ибн Хаукал более точно указывает место расположения острова ал-Баб и считает, что он находится напротив Дербента. Ибн Хаукал представляет более подробные све- дения об острове Сиях-Куя. Он отмечает, что на этом острове живут тюрки-огузы.

В сочинении Ибн Хаукала большое внимание уделено населению Хазарского Хаганата, вопросам языка и этнической принадлежности хазар. По сведениям Ибн Хаукала, «число мусульман, живущих в Хазарском Хаганате, превышает 10 тысяч человек, здесь имеются 30 мечетей». Автор труда отмечает, что правитель хазаров был приверженцем иудаизма. По его сведениям, число приближенных хагана (правителя) хазаров достигает 4 тысяч человек.

По сообщению Ибн Хаукала, «несмотря на то, что большинство населения Хазарского Хаганата составляют мусульмане, правитель и его приближенные приняли иудаизм. Однако поведение, нравственность населения «Страны Хазар» – идолопоклоннические. Как и в древние времена идолопоклонничества, при встрече хазары поклоняются друг другу. А это противоречит нормам ислама, христианства и иудаизма».

Несмотря на то, что официальной, государственной религией Хазарского Хаганата был иудаизм, число приверженцев иудаизма было меньше числа мусульман и христиан. Поэтому хаган был вынужден считаться с большинством населения государства. Помимо Ибн Хаукала, этот факт подтверждают и другие арабоязычные авторы.

В сочинении Ибн Хаукала также говорится о языках населения прикаспийских стран. Однако эти сведения крайне противоречивы: «Язык хазаров отличается от персидского и тюркского, этот язык не имеет никакой связи с языками других народов».

Ибн Хаукал, говоря о населении Хазарского Хаганата, отмечает, что «внешне они не похожи на тюрков. Хазары в основном смуглые и делятся на две группы. Одну часть хазар называют «Гара-хазар», потому, что они смуглые (чернявые), похожи на индусов. Другие хазары – белолицые и красивые».

В сочинении Ибн Хаукала говорится: «По соседству с хазарами живут буртасы. На территории их проживания, кроме языка буртасов, другого языка нет. Хазар, Буртас, Сарир и Рус являются названиями ни племен и народов, а стран и округов».

Ибн Хаукал, представляющий сведения о башкирах и биченеках (печенегах), особо отмечает, что они тюркского происхождения.

Говоря о территории Азербайджана, Ибн Хаукал перевел вопрос об этническом составе местного населения страны на задний план и представил только некоторые сведения о распространенных на этой территории языках. Автор связывает языки населения страны не с этнической принадлежностью жителей Азербайджана, а с географическими названиями мест их проживания.

Именно поэтому Ибн Хаукал, говоря о языке населения Южного Азербайджана, отмечает, что «в Азербайджане говорили на языке «азери», а в Арране (в северной части страны) – «аран» («арани»).

Ибн Хаукал также отмечает, что в иглиме «Эрминийа, Азербайджан и Арран» персидский язык был распространен как общее средство общения, население говорило и на арабском языке. Автор также указывает, что жители страны, говорящие на персидском языке, не понимают арабский. Он отмечал, что «арабский язык хорошо понимают только купцы и собственники имущества».

Действительно, здесь речь идёт не об общеразговорном (общеупотребляемом) языке, а о персидском языке, превратившемся в общее средство общения для населения страны, говорившего на различных языках, и употребляемом в основном господствующими кругами и собственниками имущества.

Ибн Хаукал, рассказывая о странах на западном побережье Каспийского моря, отмечает, что население, живущее в горах Кавказа и близлежащих территориях, говорит на более чем 300-х языках.

Он отмечает: «Сначала я не поверил этому сведению и опровергал это сведение до той поры, пока не увидел, что жители многочисленных сел, расположенных у горы Савалан вблизи Ардебиля, кроме персидского языка и азери, говорят ещё на своеобразном языке».

Ибн Хаукал, говоря о многочисленных языках Кавказа и близлежащих территорий, вводит сочитателя в заблуждение: «Большинство их (жителей этих территорий) имеет единый, общий язык», не указывая при этом какой именно язык был «общим».

Говоря о горах Дейлем, Ибн Хаукал называет население этого региона «дейлемцами» и заявляет, что язык дейлемцев отличается от персидско- го и ранийского (аранского) языков. Он представляет сведение о племени, живущего в Джиле (Гилян) и язык которого отличается от дейлемского и джильского (гилянского) языков.

Указывая на то, что «в регионе Дехистан живут тюрки», Ибн Хаукал заявляет: «Здесь имеется пограничная крепость, принадлежащая огузским тюркам».

В сочинении «Китаб сурат ал-ард» Ибн Хаукала уделено определенное внимание и взаимоотношениям русов с народами Волжско-Каспийского бассейна, первым военным походам русов в прикаспийские страны.

Таким образом, сочинение «Китаб сурат ал-ард» известного арабского географа X в. Ибн Хаукала является одним из значительных источников для изучения различных вопросов истории прикаспийских стран.

По материалам Вестника Академии наук Чеченской Республики

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Фрагменты истории Азербайджана по “Муджмал-и Фасихи” (1301-1442 гг.)

«Карабаг Аррана», города и крепости Азербайджана в источниках эпохи Тимуридов

Азербайджанские территории в «Книге Большого чертежа» (1627 г.)