Непростая история Кировабадской кондитерской фабрики

О.Буланова

Кировабадская кондитерская фабрика (Гянджа, Азербайджан) была одним из лучших предприятий в своей области в Советском Союзе. Ее продукция поступала не только в другие республики СССР, но и шла на экспорт.

Здесь стоит упомянуть вкус легендарных конфет «Чинар», поистине кулинарной достопримечательности Азербайджана, которые могли поспорить с любыми московскими конфетами, а ведь они в республике всегда были в большом почете.

История Кировабадской фабрики являет собой классический пример странной, зачастую больной советской экономики, когда левая рука не знала, что делает правая, когда чиновники по несколько раз меняли форму и название, подчинение и структуру предприятий. Кировабадская фабрика на всем протяжении своей истории побывала и артелью, и фабрикой, и комбинатом, и производственным объединением… Спасибо высококлассным специалистам, которые при этой чехарде умудрялись выпускать прекрасную продукцию.

Началось все в начале 1930-х годов с небольшой промартели, в которую вошли мастера-кондитеры, имевшие богатый опыт изготовления национальных сладостей. До этого почти у каждого была своя небольшая кондитерская или булочная, в которой производились различные десерты.

В 1935 году была организована кондитерская фабрика, которая очень быстро стала комбинатом. Эта мода – создавать комбинаты – началась в первые десятилетия советской власти. В комбинат входило два или несколько промышленных предприятий смежных отраслей, в которых продукция одного предприятия служила сырьем или материалом для другого. В Кировабадский комбинат входили предприятия, производящие как шоколад и различные конфеты, так и предприятия, производящие хлебокондитерские изделия – кексы, бисквиты, печенье, вафли, национальные мучные сладости.

Так, к 1948 году в перечне продукции можно было встретить и глазированные пряники, и ореховую халву, и различные печенья.

К 1960-ти годам комбинат выпускал несколько десятков видов различной продукции, однако было решено расширить производство. И в 1973 году началось строительство первой очереди Кировабадской кондитерской фабрики (уже не комбината), в котором принимали участие сотрудники Закавказского специализированного управления треста «Оргпищепром».

Логотип фабрики

Стройка была практически всесоюзной. Вот что мы читаем в заметке газеты «Бакинский рабочий»: «Бригада Дидико Габелаи готовит к пуску холодильное хозяйство. Поставлена под напряжение мощная подстанция, и теперь ток подается на все участки. В карамельном и вафельном цехах проверяется взаимодействие оборудования. На пятом этаже началась прокрутка вентиляторов. Здесь несут вахту бригады московского и ленинградского управлений треста «Продмонтаж». В штабе стройки корреспонденту Азеринформа сообщили, что уже смонтировано свыше 600 единиц технологического оборудования. Последние операции развернулись на участке по производству какао-порошка и в бисквитном цехе. Завершается прокладка подъездных путей. Из Москвы только что вернулась группа молодых рабочих, которые в столице овладели профессией слесаря по ремонту заверточных автоматов и другой кондитерской техники. Кадры для предприятия помогают готовить также кондитерские фабрики Ленинграда и Баку».

По сути, была построена совершенно новая фабрика. И именно поэтому официальным годом рождения фабрики считается 1973 год.

В 1974 году государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь фабрики, которая стала крупнейшим в Закавказье кондитерским предприятием с проектной мощностью 30 тысяч тонн сладостей в год. Фабрику оснастили самым современным на тот момент оборудованием, изготовленном на заводах многих городов СССР, а также в Польши, ФРГ, Италии и ГДР. Кадры готовили родственные фабрики Москвы, Ленинграда и Таллинна.

Продукция фабрики была самой разнообразной. Одним из наиболее востребованных видов товаров стал шоколад. На фабрике разрабатывалась как собственная уникальная рецептура, так и использовались готовые типовые рецепты и выпускался шоколад известных марок: «Аленка», «Жар-птица», «Цирк», «Сливочный», «Аврора», «Особый» и даже «Золотой ярлык». Обертки тоже были типовыми, печатавшимися, кстати, для разных фабрик СССР в одних и тех же типографиях.

Дизайн тех оберток был довольно простым, а в некоторых случаях даже примитивным. Чего не скажешь о дизайне оберток для местного шоколада. Например, серия «Восточные сказки» поражает своей выразительностью и оригинальностью. Хотя официальное название у шоколада было просто «Ванильный».

Шоколад «Сливочный» из серии «Восточные сказки», конец 1980-х годов
Шоколад «Сливочный» из серии «Восточные сказки», конец 1980-х годов

В конце 1970-х годов было принято новое решение – создать из фабрики и других предприятий смежной отрасли производственное объединение (ПО), которые стали возникать по всей стране еще с 1960-х годов. Юридическим и экономическим статусом такое словосочетание не обладало и подразумевало под собой объединение под общим руководством иногда с десяток различных предприятий, имевших между собой производственные связи и централизованное вспомогательное и обслуживающее производство.

Таким образом, как официально заявлялось, формировалась индустриальная экономика, призванная укрупнить, улучшить, углубить, увеличить и т.д.

В случае с Кировабадской фабрикой в ПО вошло предприятие из хлебокондитерской отрасли. В сущности, это было почти то же самое, что и комбинат на заре советской власти. Но только теперь Кировабадская кондитерская фабрика стала называться «Производственное объединение «Хлебокондитер». Продукция, ГОСТы, логотип, этикетки остались теми же самыми, никаких новых, до этого не выпускавшихся видов сладостей не появилось, зато возникла новая структура и другое название на этикетках.

Ирис «Новый», ПО «Хлебокондитер», конец 1970-х — начало 1980-х

Эта структура просуществовала недолго – распалась в апреле 1985 года, и фабрика снова стала официально фабрикой, правда, теперь ее название писалось так: «Кондитерская фабрика, г. Кировабад». (Забавно, что выделившееся из ПО «Хлебокондитер» хлебобулочное предприятие стало… комбинатом. Но в СССР и не такое было возможно.)

Фабрика по-прежнему высоко держала свою марку, расширяя и улучшая ассортимент. Настолько, насколько это было возможно в годы глубочайшего застоя, в котором тогда находился СССР. Однако все ингредиенты по-прежнему были натуральными.

В том же 1985 году фабрика сменила подчинение. Если раньше она подчинялось Министерству пищевой промышленности, то с возникновением уродливой советской структуры Госагропром, которую остряки называли не иначе как «Госагропогром», фабрика стала подчиняться Госагропрому АзССР. Госагропром заменил собой кучу министерств: сельского хозяйства, плодоовощного хозяйства, мясной и молочной промышленности, пищевой промышленности, сельского строительства и Госкомитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства. Все эти структуры были упразднены. Вместо них возникли объединения. Фабрика подчинялась объединению «Азпищепром».

Шоколад «Улыбка», вторая половина 1980-х годов

В 1989 году Госагропром был упразднен – хватило четырех лет, чтобы понять всю бредовость идеи, и фабрика стала подчиняться Государственной комиссии по продовольствию и закупкам, пришедшей на смену Госагропрому. Все эти метания были ни чем иным, как последней попыткой агонизирующего Советского Союза удержаться на грани экономического кризиса, в который страна медленно, но верно сваливалась. Одна структура сменяла другую, чиновники пересаживались из кресла в кресло, пытаясь заставить работать экономическую машину, которая изначально была порочна. Удивительно, что какие-то предприятия вообще находили средства к существованию в возникшем тогда хаосе, который назвали хозрасчетом.

К тому времени Азербайджанская ССР переживала винный бум. Огромные площади, занятые под столовые сорта винограда, отдавались техническим сортам, из которых гнали миллионы тонн вина. И тут случился Горбачев с его перестройкой, линией на всеобщую трезвость и повальной вырубкой виноградников. Вроде бы к фабрике вся эта история прямого отношения не имела, но очень хорошо характеризует гибкость мышления ее тогдашнего руководства – директора З.Абдуллаева.

Колхозы и совхозы республики переживали масштабнейший кризис: их продукция оказалась никому не нужна. Тонны винограда технических сортов и других фруктов и ягод, использовавшихся в винном производстве, гнили и пропадали, пресловутый хозрасчет привел к полному обнищанию целой отрасли. В этих условиях на фабрике в считанные месяцы провели коренную реконструкцию, переналадили технологические линии, что позволило почти на треть увеличить выпуск сладостей, в которых присутствовала местная сельхозпродукция.

В интервью газете «Правда» от 13 февраля 1988 года директор фабрики говорил о многих плюсах, вылившихся из такого огромного всереспубликанского минуса: «Экономим в год до полутора тысяч тонн сахара. Главное, почти не имеем претензий к качеству продукции. Конфеты «Гянджа», «Виноградные», «Лоза» не залеживаются. Нынче начнем строительство еще и цеха по выпуску халвы, восточных сладостей, где в качестве начинок будем использовать хурму, айву, инжир, фейхоа, кизил…»

Справедливости ради стоит отметить, что и Бакинская бисквитная фабрика тоже не растерялась в новых реалиях. Об этой фабрике можно прочитать здесь.

В 1989 году в связи с переименованием города обратно в Гянджу фабрика стала называться Гянджинской кондитерской фабрикой.