Во имя угнетенных: Гачаг Наби против царской власти в Азербайджане (XIX в.)

Во второй половине XIX века в Северном Азербайджане одной из широко распространенных форм борьбы против гнета царизма было движение гачагов. В этот период гачагское движение особенно распространилось в Губинском, Шамахинском и Джавадском уездах Бакинской губернии, Елисаветпольском, Газахском, Нухинском (Шекинском), Шушинском и Зангезурском уездах Елизаветпольской губернии.

Тяжелое положение крестьянства, резкое сокращение земельных наделов и водных ресурсов, рост налогов и повинностей, колониальная переселенческая политика царизма, жестокие меры царских чиновников в отношении крестьян и другие причины привели к усилению гачагского движения.

Народ называл гачагами людей, которые, спасаясь от преследований со стороны властей, укрывались в лесах и вели борьбу против правительственных чиновников. То есть это были люди, ставшие беглецами (гачагами, от слова qaçaq — беглец). Гачаги были любимы народом, они считались народными мстителями. В условиях тяжелой жизни людей они оказывали всяческую помощь угнетенным, прежде всего крестьянам.

В 1880-1890-е годы Зангезурский уезд был регионом наибольшего распространения гачагского движения. Это было связано с деятельностью легендарного Гачага Наби. Он родился в 1851 году в селении Ашагы Моллу Зангезурского уезда. Став гачагом в возрасте 30 лет, Наби превратился во всенародного любимца. Он долгое время вел борьбу не только в Иреванской и Елисаветпольской губерниях, но и на территории Южного Азербайджана.

Наби стал гачагом после того, как тяжело ранил помещика Мамед бека, захватившего земли жителей селения Ашагы Моллу. Наби неоднократно подвергался аресту, но каждый раз ему удавалось бежать из тюрьмы.

После побега из тюрьмы он собрал вокруг себя отряд народных мстителей. Одним из первых, кто присоединился к отряду Наби, был его брат Meхди. Число сторонников Наби увеличивалось с каждым днем, что позволило ему сформировать большой конный отряд.

Супруга Наби — Хаджар ханум рядом с мужем сражалась с царскими войсками и также получила всенародную известность. Хаджар ханум считалась в отряде прекрасным другом и умным советником. Кроме того, она была искусным стрелком.

В письме помощника начальника Нахчыванского полицмейстерства царю Николаю II было выражено смятение властей из-за непрерывного роста численности гачагов и массового характера этого движения. В нем рассказывалось о том, какую огромную опасность представляет Гачаг Наби для правительства. Отмечалось, что в Зангезуре и прилегающих уездах гачагское движение во главе с Наби, имеющим много сторонников, все более расширяется, принимает опасные формы в Нахчыване, Ордубаде и Сисиане.

В 1890-е годы XIX века деятельность Гачага Наби расширилась настолько, что главный начальник Кавказского края С.А.Шереметьев в 1893 году дал особое распоряжение о разоружении населения Елисаветпольской губернии. Согласно распоряжению, огнестрельное оружие должно было быть в обязательном порядке конфисковано у населения посредством проведения обысков в домах. 20 июля 1894 года брат Гачага Наби Мехди был убит в селении Гарчыван в результате армянского предательства.

23 июля Наби прибыл со своим отрядом в селение Гарчыван и отобрал все имущество у богачей и богатых священнослужителей. Часть обретенных трофеев Наби раздал беднякам, а другую переправил на 17 нагруженных верблюдах в Южный Азербайджан, беднякам по ту сторону Араза. Чиновники в регионах, где действовали отряды Гачага Наби, неоднократно признавали в своих отчетах, что бессильны перед гачагским движением.

Неуловимый Наби почти одновременно действовал в нескольких уездах, наводя ужас на своих врагов, включая и представителей царской власти. В прессе того времени сообщалось, что Гачаг Наби, с отрядом из 18 человек, в октябре 1894 года совершил несколько крупных налетов в Нахчыванском уезде и раздал награбленное бедному населению Зангезурского уезда.

Весной 1895 года в Елизаветпольской губернии был предпринят ряд мер по предотвращению гачагского движения. В результате принятых А.С.Шереметьевым мер на границах губернии из местного населения были созданы пограничные штабы. С целью контроля побережья реки Араз был создан разведовательный кавалерийский отряд, а вдоль пограничной линии были командированы две команды добровольцев из специальных стрелков казачьих пехотных батальонов. Елисаветпольскому губернатору князю А.Д.Накашидзе было дано право арестовать любого зангезурца, пы‐ тающегося защитить отряд Гачага Наби.

Наби продолжал неустанную борьбу против колониального гнета царской России. Пройдя через Маку, Иреван, Нахчыван, Зангезур и Шарур-Даралаязский уезд, он расправлялся со своими врагами, в том числе и царскими чиновниками. Упорная борьба крестьян за землю вынудила власти отправить из Тифлиса сюда людей для проведения расследования. Наби, перекрыв им путь, потребовал от них встать на сторону крестьян, угрожая в противном случае расправиться с ними. Чиновники из страха перед Гачагом Наби решили спор в пользу истцов.

Населению сел Насирваз и Урмус Нахчыванского уезда удалось с помощью Наби освободиться от тяжелых налогов. Захваченную у правительства и зажиточных крестьян добычу Наби раздавал бедным крестьянам. Они, в свою очередь, также ни в чем не отказывали Наби. Общенародная поддержка делала Наби неуловимым.

Осознавая невозможность захватить Наби, Елисаветпольский губернатор князь А.Д.Накашидзе приказал Нахчыванскому уездному начальнику А.С.Славочинскому и Зангезурскому уездному начальнику С.Рустамбекову уничтожить отряд Гачага Наби, по одному убивая его людей.

Между тем, Иреванский губернатор сообщал о том, что все мусульманское население региона, где действовали отряды Наби, защищает и охраняет его. Мероприятия, проводимые правительством, не смогли ликвидировать гачагское движение. Елисаветпольский губернатор князь А.Д.Накашидзе решил устранить Наби руками его соотечественников.

С этой целью на должность Зангезурского уездного начальника был назначен Селим бек Рустамбеков, его помощником стал Гахраман бек Мирзоев, а милицейскими приставами в трех участках уезда были назначены Исмаил бек Везиров, Шафи бек Фаталибеков и Имамгулу бек Новрузов. В то же время этим людям недостаточно доверяли, поэтому арест Наби был поручен Нахчыванскому уездному начальнику А.С.Славочинскому.

Специальный разведывательный отряд, действовавший с конца 1895 года с целью убийства Наби, начал собирать о нем информацию. Этот отряд, наделенный всеми полномочиями, возглавлял Нахчыванский уездный начальник А.С.Славочинский.

Не имея возможности схватить Наби, российские государственные органы решили убить его. Зангезурский и Нахчыванский уездные начальники, командированные непосредственно по поручению Кавказского наместника для организации убийства Наби, подкупили для убийства Наби, через живущего в Иране Мешади Пашу, ближайшего соратника Наби Шахгусейна. Гачаг Наби был убит наемным убийцей 12 марта 1896 года.

После его смерти, азербайджанский народ слагал песни и эпосы о легендарном герое. Азербайджанские писатели написали ряд произведений, в которых описывалась наполненная борьбой жизнь народного героя Гачага Наби.

Среди них можно отметить повесть М.Рагима «Гачаг Наби», повесть «Айналы» и роман «Кавказский орел» С.Рагимова, повесть Г.Гасымова «Отступил в горы», роман Дж.Баргушада «Верхом на серой лошади», произведение А.Велиева «Бронзовый всадник», пьесу С.Рустама «Гачаг Наби» и художественный киносценарий М.Тахмасиба «Наби».

По материалам трудов Института истории имени A.A.Бакиханова НАН Азербайджана