«Огненный столб высотой не меньше 100 метров»: как ожил вулкан в Лок-Батане в 1887 г.

В 1899 г. А.П.Нечаев издал информативную, иллюстрированную книгу под названием «Между огнем и льдом» — где автором были собраны разные написанные им в детских журналах статьи. Книга выдержала с годами несколько изданий.

В очерках, ориентированных на детей старшего возраста, автор увлекательно рассказывает о происхождении ледников, землетрясений, вулканов, а также приводит интересные описания тех или иных природных явлений разных известных ученых конца XIX века.

AzerHistory удалось случайно обнаружить второе издание книги, в котором, автором были сделаны исправления и добавлены новые факты (третье издание вышло в 1912 г., второе между 1902 и 1912 гг). Касательно Азербайджана, в книге есть свидетельство очевидца землетрясения в Шемахе начала XIX века, а также очерк о «грязных вулканах» близ Баку.

Рассказывая о вулканах Азербайджана, Нечаев пишет, что извержения грязи часто приводят к образованию конических гор, «сопок».

«Грязь выбрасывается из «кратера», находящегося на их вершине, а газы и нефть, вылетающие вместе с нею, иногда, воспламеняются и придают явлению еще более грозный характер,» — пишет он.

Отдельное место автор уделил знаменитому грязевому вулкану в Лок-Батане, который в последствии считался одним из крупнейших в мире грязевых вулканов. Вулкан был обнаружен в в 15 км к юго-западу от Баку (неподалёку от одноимённого посёлка в Гарадагском районе), рядом же было нефтедобывающее месторождение. Лок-Батанский грязевой вулкан позднее занесли в список самых активных грязевых вулканов в мире.

Местонахождение вулкана Лок-Батан

Нечаев, в частности, описывает извержение знаменитого вулкана 1887 года.

«Окрестности этой горы — болото, весьма опасное для караванных верблюдов; отсюда-то и произошло название сопки: «Лок-Ботан», что в переводе значит: «верблюд, утонувпий в болоте». Извержение произошло в ночь на 6 января и длилось около двух дней. Сначала послышался шумт в роде отдаленного пушечного выстрела, но только более протяжный. Поднялся вихрь, и окна в домах задрожали. Потом вдруг все небо покрылось заревом, а из кратера сопки вырвался огненный столб, высотою не меньше 1oo метров. Это и был поток горящих газов. Вместе с пламенем полилась жидкая грязь. Мощный поток скоро разделился на два рукава и покрыл площадь в 1 1/2 квадратных версты. Любопытно, что во время этого извержения перестал действовать один большой нефтяной фонтан, а когда «Лок-Ботан» успокоился, он снова стал выбрасывать нефть,» — пишет автор.

Далее он отмечает, что такие «грязные сопки» встречаются на полуостровах Тамани и Керченском (в Крыму), где также бывали иногда грозные извержения.

Здесь Нечаев пишет, что «подобно настоящим вулканам, грязные сопки могут вести к образованию новых островов«, плавно возвращаясь к Азербайджану.

Он отмечает, что такой остров, действительно, появился «в 1861 году, 7 мая на Каспийском Mopе, между Ленкораном и Баку«. Речь идет об острове Кумани (позднее Чигил-дениз). Остров был назван «Кумани», именем командира парохода «Туркмен», плававшего там в указанное время.

Нечаев приводит рассказ Кумани об острове: «Вот что он писал по начальству: Проходя 7 мая на пути из Ленкорана, мимо острова «Погорелой Плиты», я вдруг заметил новый остров, котораго здесь прежде не было. Высадившись на него, я нашел, что остров состоял из земляных глыб, которые остыли только с поверхности, а внутри были горячи. Было ясно, что этот остров образовался недавно, тем более, что на его поверхности туть и там вырывались из-под земли горячие газы.»

Примерное местонахождение острова Кумани (Чигил-дениз)

Нечаев добавляет, что судьба этого нового клочка твердой земли не завидна, ибо остров недолго просуществовал.

«Уже к 20 июля морские волны сильно размыли его, а через год остров и совсем исчез. В апреле 1896 года, на Каспийском море случилось другое подобное извержение — тряслась земля, с бульканьем вылетали газы. А когда все кончилось, среди вод выдвинулся новый остров, до з сажен высотою,» — пишет он.

Остров Кумани (Чигил-дениз) изучал и немецкий ученый Герман Абих (1806-1886), который внес немалый вклад в изучение бакинского архипелага. Подробнее об этом можно прочитать здесь.