Бахадур Гусейнов: служба в пограничных войсках Азербайджанской ССР (1948-1963)

Ветеран Второй Мировой войны капитан 1-го ранга в отставке Александр Александрович Гритченко (1922-2018) долгие годы посвятил себя военной службе и принимал активное участие в общественно-политической жизни Азербайджанской Республики. Он достойно представлял ветеранов Азербайджана на различных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации, Украине, Беларуси, Молдове и других странах.

Гритченко – заслуженный работник культуры Азербайджанской Республики, был удостоен звания «Заслуженный пропагандист Азербайджана» и  премии «Золотое перо». Он также являлся членом Союзов Писателей и  Журналистов Азербайджана, был автором ряда книг.

В 1996 г. он опубликовал очерк об азербайджанском генерал-майоре Бахадуре Гусейнове (1921 – 2016), поделившись эпизодами из его жизни.

Гусейнову удалось пережить войну, хотя не раз он оказывался в шаге от смерти.

С декабря 1948 по июнь 1963 годов служба Гусейнова проходила в пограничных войсках Азербайджанского округа. В 1967 году Гусейнов заочно окончил юридический факультет Азербайджанского государственного университета имени С.М.Кирова.

Одна ступенька!.. Пять… Десять… Бахадур Гусейнов быстро поднялся на сторожевую вышку. Десятки раз уже всходил он на нее, знал каждую ступеньку, но всегда волновался, как будто впервые появлялись перед ним эти лестничные марши, вытертые сотнями ног. Вот маленькая площадка, с которой видно вокруг далеко — далеко. На противоположной стороне, в зеленых чащобах,  раскинулся небольшой пограничный поселок сопредельного государства.

Гусейнову никогда не забыть как в начале службы в отряде на этой заставе стоял он с нарядом на вышке, смотрел в бинокль на границу. Вначале он поздоровался с нарядом, тепло пожал каждому руку.

Солнце бросило из-за горы, похожей на вздремнувшего верблюда, расплывчатые сиреневые лучи. Меркла, становясь все более матовой, яркая зелень садов. Где-то в конце поселка, ближе к возвышенностям, вспыхнули в окнах подслеповатые огни. Прекрасная картина наступавшего вечера. Она захватила всех находившихся на площадке вышки, размягчила душу, на минуту они забыли даже, что находились на границе, что здесь любая минута тишины может взорваться выстрелом.

И Бахадур Гусейнов, убедившись, что наряды исправно несут службу, начал рассказывать о нарушениях границы, которые чаще всего случаются поздним вечером или поздней ночью. Нужно быть всегда на стороже. Случаен ли треск сучка? Почему так испуганно и отрывисто вскрикнула птица? А что это еще за скрип?..

Язык ночи, язык тишины — сложный язык и его научишься читать не сразу. Но пока не изучишь его, пока не станешь хозяином этой темноты, этих полной таинственности ночных шорохов и звуков, ты еще не пограничник. А когда овладеешь азбукой ночи, — сумей, заслышав что-то подозрительное, притаиться, срастись с землей, с деревьями, чтобы даже дыханием своим и учащенным биением сердца не выдать себя.

И Гусейнов рассказывал очень поучительный эпизод из жизни этой заставы, взволновавший и настороживший молодых пограничников…

Семь лет служил Гусейнов в Нахчыване. Условия службы были здесь тоже нелегкие. Летом сорокаградусная жара не сменялась прохладой даже ночью. Питьевая вода доставлялась издалека. Заболоченные берега Аракса кишели комарами. Люди ходили, как тени, с заострившимися лимонно-желтыми лицами. Многие страдали малярией.

Самыми тяжелыми месяцами были август — сентябрь, время вспышек эпидемий. В каждом пограничном подразделении сразу по нескольку человек выбывали из строя с обычной для этой болезни высокой до бреда — температурой.

Но здоров ты или болен, если можешь держаться на ногах — неси службу. Работая в разное время переводчиком, офицером, старшим офицером, начальником разведотделов разных пограничных отрядов, Гусейнов затем занимал различные ответственные должности вплоть до заместителя Председателя КГБ  Азербайджанской Республики.

В 1986 году Гусейнов вышел в отставку. Он часто бывал на границе, как правило, посещал заставы, в том числе высокогорные, был депутатом Верховного Совета в Нахичевани, добросовестно выполнял другие общественные обязанности. Среди  двадцати  государственных  наград  Гусейнов особенно гордился медалью «За отвагу», двумя — «За боевые заслуги» и «За отличие в охране государственной границы СССР», орденом Отечественной войны I степени, двумя — Трудового Красного Знамени.

Будучи Председателем Азербайджанского Республиканского Совета ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил генерал-майор в отставке Гусейнов вел военно-патриотическую деятельность.

Он вспоминал, что когда собирался стать профессиональным военным, никто не обещал беззаботной и легкой жизни.

Наоборот, полковник, начальник Харьковского пограничного училища прочитав его рапорт, сказал прямо и, пожалуй сурово: «Молочных рек и кисельных берегов от военной службы не ждите. Никаких выгод тоже. Единственное, что гарантирует военная жизнь — это интересную, очень интересную работу, дальние дороги, тревожные и бессонные ночи…»

Бахадуром Гусейновым было пройдено много длинных дорог и дозорных троп, много пережито. Пройден путь от курсанта пограничного училища до генерала. И он всегда находился в состоянии боевой готовности.

По материалам книги «Не ради славы»