Надгробные каменные изваяния животных в истории Азербайджана

Зооморфные надгробные каменные изваяния, типичны для многих регионов Азербайджана, а также других областей Закавказья и Ирана, где исторически проживали азербайджанцы.

Несмотря на то, что зооморфные памятники были известны еще в доисламскую эпоху, большинство этих надгробных памятников датируются XIII—XIX веками и представляют собой изваяния баранов и коней. Эти скульптуры коней и баранов несколько стилизованы, а их бока иногда покрыты разнообразными рельефными рисунками бытовых сцен, а также надписями, выполненными арабской графикой.

Практика изготовления зооморфных изваяний в Азербайджане уходит корнями еще в доисламские времена (до VII в. н.э.). Однако, традиция создания зооморфных надгробных изваяний не была прервана и после завоевания Азербайджана арабами, несмотря на то, что ислам запрещает изображения живых существ. Это объясняется многими причинами.

Во-первых, распространение ислама в Азербайджане шло медленно, а христианство, зороастризм и различные формы шаманизма еще долго исповедовались значительной частью населения страны.

Во-вторых, тюрки огузы, основные создатели зооморфных надгробных памятников в Азербайджане, всегда отличались слабой и поверхностной религиозностью.

В-третьих, со второй половины IX века, когда владычество арабов было сильно потрясено и ослаблено движением хуррамитов и борьбой местных феодалов против халифата, народное творчество завоеванных арабами стран постепенно стало преодолевать запреты шариата. В народном искусстве вновь стали появляться изображения живых существ.

На ряде памятников можно было встретить мотивы, связанные с пережитками древних религиозных верований тюркских племен, населявших территорию Азербайджана.

Конь

Каменное изваяние коня. Гянджа, 1799 г.

В средние века в Азербайджане в качестве надгробий часто устанавливались каменные изваяния лошадей (Daş at – азерб.). И это не случайно. Еще в доисламские времена культ коня играл большую роль в религиозной жизни различных тюркских народов, в том числе и азербайджанцев.

Конь – одно из национальных достояний Азербайджана, понятие, еще в недалеком прошлом, неразрывно связанное с азербайджанским бытием. Исключительная роль, которую играли лошади в жизни населения древнего Азербайджана, постепенно привела к формированию культа коня в стране. Фигуры коней изображались на коврах, украшениях, предметах быта, на оружии и на домашней утвари.

Считалось, что череп коня обладает магическими свойствами, а фигурки лошадей использовали в качестве амулетов, защищающих от болезней и нечистой силы. Поэтому изваяния коней часто устанавливались над могилами людей, особенно на захоронениях воинов, павших на поле брани.

По большей части, это захоронения предков современных азербайджанцев — тюрок огузов. Поэтому в народе эти могилы были известны как «oğuz qəbirləri» («огузские могилы»). Культ коня в Азербайджане сформировался не случайно. Лошадь играла в жизни тюрков такую же огромную роль, какую играли верблюды в жизни арабов Аравии.

Конь был основным средством передвижения у населения, занимавшегося отгонным скотоводством. Летом азербайджанцы пасли своих овец на горных лугах (яйлак), а зимой возвращались со своими стадами обратно в низменные районы страны (кышлак). Все эти перемещения были бы невозможны, если бы азербайджанцы не использовали в повседневной жизни лошадей. Конь был незаменим во время охоты и на поле брани.

Ударную силу ополчений тюркских племен Азербайджана составляла кавалерия. В средние века для них было немыслимо вступить в сражение, не имея достаточного числа вооруженных всадников. Как писал в XV в итальянский дипломат и путешественник Катерино Зено (Caterino Zeno; 1440-е — 1490-е), азербайджанский правитель государства Аккоюнлу Узун-Гасан (1423 – 1478) мог выставить в своем войске как минимум 300 тысяч всадников, а при необходимости и того больше.

В древнем огузском эпосе «Деде Коркут» конь выступает как самое ценное достояние игита (витязя). В другом средневековом эпосе «Кероглы» создан замечательный образ коня Гырата, выручающего своего хозяина в самых критических ситуациях. Конь часто упоминается в азербайджанских пословицах и поговорках – «коня узнают по поступи, героя – по осанке», «витязь тот, кто, упав с коня, сумеет вновь его оседлать» и т.д.

Изображения коня, которым более 10 000 лет, были выявлены среди наскальных рисунков Гобустана – исторического заповедника недалеко от Баку. Найденные в Муганской равнине при раскопках останки лошадей, датируемые II тыс. до н.э. считались одними из древнейших в мире. Это позволило утверждать, что Азербайджан – один из регионов, где были одомашнены лошади, а предки азербайджанцев – в числе основателей коневодства.

Коневодство и легкая колесница стали распространяться в Южном Азербайджане не позже конца III тысячелетия до н.э. Еще в I тыс. до н.э. в Азербайджане была выведена ниссейская порода лошадей, составлявшая основу конницы маннеев, мидийцев, кавказских албан и других племен на территории Азербайджана.

В средние века в Карабахском ханстве была выведена карабахская порода лошадей, а в Гянджа-Казахской зоне Азербайджана — порода «дильбоз» («делибоз»). Жители средневекового Азербайджана, как и представители других тюркских народов, большую часть жизни проводили на спине коня. Образно говоря, этнические предки азербайджанцев – тюрки огузы, рождались на коне, проводили на нем почти всю свою жизнь и на нем же умирали.

Лошадей хоронили с почестями, иногда рядом с хозяином. На территории Азербайджана было найдено немало курганов с погребениями лошадей, похороненных вместе с седлом и упряжью. Кроме того, у предков современных азербайджанцев, тюрков огузов, существовал древний обычай выставления чучела лошади над могилой. С течением времени над могилами вместо чучела коня начали устанавливать каменные изваяния лошадей.

В средние века каменные надгробия на азербайджанских кладбищах часто выполнялись в виде коня. Лошадей обычно высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках нередко изображали доспехи покойника — лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие.

Баран

Каменное изваяние барана из Нахчывана, относящаяся к XVI веку

На территории Азербайджана и всего Закавказья было найдено немало каменных надгробных изваяний баранов, созданных этническими предками современных азербайджанцев – тюрками огузами. В народе эти изваяния стали называть «Daş qoç» («каменные бараны» — азерб.).

Культ барана существует у тюрков огузов издревле, поскольку баран был одним из тотемов огузских племен. Однако с образом барана соотносились не только реликты тотемизма, но и более древние и сложные представления, связанные с сакрализацией животного мира и элементами зороастризма.

Как известно, древнее население Азербайджана исповедовало религию зороастризма еще с I тыс. до н.э. Более того, в первых веках н.э. Азербайджан был одним из мировых центров зороастризма.

Баран (в зороастрийских источниках «Хварена», «Фарн») есть символ незыблемости власти. Положение Авесты, состояло в том, что бог войны и победы Веретрагна (который даровал Заратуштре мужскую силу, крепость рук, мощь тела и остроту зрения) и Хварена — суть одно и тоже, то есть — баран. То есть, еще в I тыс. до н.э. баран был символом власти у зороастрийцев.

Тем не менее, широкое распространение надгробных изваяний барана в Азербайджане связано с деятельностью тюрок огузов – сначала сельджуков, а затем союзов племен Кара-Коюнлу («Чернобаранные») и Ак-Коюнлу («Белобаранные»). На флагах этих союзов племен были, соответственно, изображены черные и белые бараны.

Поэтому, хотя надгробья в виде изваяний баранов начинают появляться еще в XII-XIII вв, но начиная с XV в их количество резко увеличивается связи с возникновением на территории Азербайджана могущественных тюркских государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Указанные союзы племен были широко расселены на территории Азербайджана и явились важным звеном в этногенезе азербайджанского народа.

Как видим, культ барана был широко распространен у огузов. Происхождение огузского племени «барани» исследователи связывают с почитанием барана как покровителя рода или племени.

По представлениям огузов, человеку, находящемуся в стаде баранов, не страшны злые духи. Особым почитанием пользовались черные бараны. Баран использовался как жертвенное животное в шаманских обрядах. Кровь зарезанного барана шаман лил на больного. Судя по сохранившимся верованиям, баран у огузов и туркмен играл роль тотемного животного.

Конечно, на протяжении веков идеи, порожденные этим популярным образом, менялись, что-то забывалось, появлялось что-то новое. Сложные этнические процессы, перемещения племен, смешение их, тем не менее, не привели к забвению культа барана-производителя (qoç), с мощными закрученными рогами, образ которого воспроизводили многие поколения гончаров и каменотесов.

Таким образом, почитание барана представителями различных огузских народов, в том числе и азербайджанцами, уходит корнями в седую старину и связано с той огромной ролью, которое играло овцеводство в повседневной жизни тюрков огузов.

Тюрки, в основном, были скотоводами и разводили по преимуществу, мелкий рогатый скот, а именно овец. Это связано с тем, что в отличие от крупного рогатого скота, овцы более неприхотливые и мобильные животные, приспособленные к полукочевому быту. Их было легче перегонять с летних горных пастбищ (яйлак) на зимовку в низменные районы (кышлак). Овцы давали тюркам-огузам все – от пропитания, до сырья для производства хозяйственных принадлежностей. Овцы служили почти единственным источником мяса и, наряду с кобылами, основным источником молока – этих двух основных продуктов питания огузов.

Из овечьего молока готовили сыр «мотал» и другие молочные продукты. Овцы давали шерсть, из которой ткались ковры и изготавливались покрытия для шатров, а также кожу, из которой шили одежду, обувь и т.д. Поэтому овца в азербайджанском фольклоре выступает как символ процветания, богатства и изобилия, а рогатый баран-самец («qoç») как символ силы, храбрости и отваги.

Недаром герой одноименного средневекового азербайджанского эпоса Кероглу, часто именуется в эпосе «Гоч Кероглу». Старинное азербайджанское название для сильных и отважных людей «гочу», также происходит от слова тюркского слова «гоч». Каменное изваяние рогатого самца-барана над могилой служило символом благополучия, храбрости, силы и отваги.

Кроме того, изображение барана служило своего рода оберегом. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды. Животные были изображены в спокойной позе ожидания. Бараны были высечены особенно грубо. Иногда была высечена только голова с едва отмеченными резцом рогами, не выступающими из плоскости виска.

Сокол

Некоторые надгробные камни, обнаруженные на территории Азербайджана были украшены изображениями соколов с распростертыми крыльями. Они изображены сидящими на ветвисторогом олене, быке или же баране. Такие изображения на могильных камнях были обнаружены в Кельбаджаре, Лачине и в сел. Уруд Сисианского района Армении, где ранее проживало азербайджанское население.

Белый Сокол (по-древнетюркски ―Ağ sunqur) являлся онгоном (священным животным) сельджукских племен, населявших Азербайджан в средние века. Белый сокол являлся, в частности, онгоном племени Кайы, упоминающегося в средневековом азербайджанском эпосе «Китаби-Деде Коркут».

Изображение двуглавого орла служило гербом Сельджукской Империи (прим. 1058–1246), а изображения сокола украшали знамена сельджукской армии. Тотемизация Аг Сунгур кушу (Белого Сокола) нашло свое отражение и в азербайджанском эпосе «Китаби-Деде Коркут».

Таким образом, почитание сокола древними жителями Азербайджана нашло отражение и в оформлении мемориальных памятников этого региона.

Бык

На мемориальных памятниках Азербайджана нередко встречались изображения быков. Культ быка в Азербайджане восходит еще к I тыс. до н.э. и связан, в том числе, с религией зороастризма. В древности Азербайджан был одним из центров зороастрийской религии. Зороастрийцы почитали Белого Быка и приносили жертвы божеству по имени Геуш-Урван (Душа Быка).

Бык — самое почитаемое животное у зороастрийцев. От него напрямую зависело благосостояние общинников, и поэтому они считали быка первым животным, созданным богом Ахура-Маздой (Хормаздом). Даже универсальное божество животного царства Гэуш-Урван приняло у зороастрийцев вид быка.

Значительную роль играл бык в культах тюркских племен средневекового Азербайджана. На некоторых могильных камнях найденных на территории Азербайджана, пластично высечены изображения двух быков, стоящих друг против друга.

Видимо, это связано с обрядом жертвоприношения, так как между быками расположен алтарь. Например, на одном из надгробных камней с правой стороны за быком изображена фигура человека, который держит в правой руке топор, а левую положил на рукоятку сабли. Это фигура шамана, готовящегося к обряду жертвоприношения.

Как известно, кроме отдельных племенных онгонов — птиц, все тюркские племена имели одного общего онгона — тибетского яка. Он приносился в жертву один раз в году. Определенная часть его туши считалась долей определенного племени.

Изображения стоящих друг против друга быков можно встретить и на азербайджанских памятниках более позднего времени (XVIII – XIX вв), в том числе, в Старом Городе (Ичери Шехер) в Баку – на барельефе над Шемахинскими Воротами и на стенах ряда домов в Ичери Шехер.

Змея

Целый ряд мемориальных памятников Азербайджана украшен изображениями змей, и это не случайно. Данное обстоятельство связано с тем, что в доисламские времена среди тюркских и кавказских племен Азербайджана были распространены анимистические культы, поклонение различным животным, в том числе, змеям.

Изображения змей и драконов украшали флаги тюркских племен средневекового Азербайджана. В ряде фолклорных произведений, например, в азербайджанских сказках Гейчек Фатма (Красивая Фатма), Овчу Пирим (Охотник Пирим) и Тахта Гылындж (Деревянная Сабля) преподносится положительный образ змеи, помогающей людям и защищающей их в минуту опасности.

В некоторых сельских районах Азербайджана до недавнего времени сохранялись остатки культа поклонения змеям. В частности, в святилище («пир» – азерб.) Софи Хамид, были зафиксированы реликты древний верований, связанные со змеями.

Исследования, проведенные в 2007 г, показали, что служащие святилище считали змей священными животными и регулярно выставляли перед святилищем и на кладбище миски, наполненные молоком.

Считалось, что земля, собранная на кладбище, рядом со святилищем, предохраняла от укусов змей. Также считалось, что если набрать горсть этой земли, принести к себе домой и держать там в мешочке или сосуде, то змеи в этот дом не заползут.

Таким образом, змея, наряду с верблюдом, считалась одним из почитаемых животных в святилище Софи Хамид. По этой причине Софи Хамид иногда называли «деве пири» («святилище верблюда – аз.), и «илан оджагы» («змеиное святилище» — аз.).

На кладбище рядом с Софи Хамид, были обнаружены надгробные мемориальные памятники, украшенные изображениями змей. На некоторых из них змеи были изображены рядом с миской, наполненной молоком. Это отражает остатки анимистического культа змеи, бытовавшего в прошлом, до распространения Ислама в Азербайджане.

Верблюд

Изображения верблюдов на надгробном камне с кладбища Софии Хамид близ Баку

На мемориальных памятниках Азербайджана встречались и изображения верблюдов. Верблюдов издревле разводили и использовали в хозяйственных целях в Азербайджане. Верблюд – одно из самых почитаемых животных в зороастрийской религии, бытовавшей в Азербайджане до распространения Ислама. Само имя основателя религии пророка Заратуштры (Зороастра) переводится как «обладающий верблюдом».

В средние века верблюдов разводили в Апшероне и на Куро- Араксинской Низменности Азербайджана. Скелеты верблюдов были найдены в курганах и могилах, относящихся к I тыс. до н.э. В средневековом эпосе «Китаби-Деде Коркут» повествуется о «табунах лошадей и вереницах верблюдов», которыми владели огузы, жившие в Азербайджане.

Изображения верениц верблюдов также были выявлены на многих надгробных памятниках. Верблюд издревле почитался в Азербайджане еще и потому, что служил основным транспортным средством при перемещении на дальние расстояния.

Караваны верблюдов связывали между собой страны и континенты, в том числе основная торговля на проходившем через Азербайджан Великом Шелковом Пути, осуществлялась при помощи верблюдов. В средние века верблюд служил основным транспортным средством также для паломников, направлявшихся из Азербайджана в Мекку.

Другие животные

На мемориальных памятниках Азербайджана встречались и изображения других животных: оленей, собак, львов, серн, коз, джейранов и т.д. Лев считался священным животным и символом власти у древнетюркских племен, населявших Азербайджан. Лев также был эмблемой правителей из династии Эльдегизидов в государстве Атабеков Азербайджана (XII-XIII вв), а также династии Сефевидов (XVI-XVIII вв).

Кроме того, лев был символом государства Ширваншахов в Северном Азербайжане. Само название азербайджанской области Ширван переводится, по одной из версий, как «страна львов».

Лев упоминается в древнейшем произведении азербайджанской классической литературы, средневековом огузском эпосе «Китаби-Деде Коркут». В одном из сюжетов эпоса, львица вскармливает человеческого младенца – будущего богатыря. Газели, джейраны, олени особенно часто изображались на рисунках, посвященным охоте и другим бытовым сценам.

По материалам науч. доклада Ф.Алекперли