Как умер Аббас-гулу ага Бакиханов: по следам писем и извещений 1847 года

Видный историк, филолог, поэт, философ и учёный-энциклопедист Аббасгулу-ага Бакиханов (1794–1847 гг.) является ярким представителем азербайджанской исторической науки.

Его сочинение «Гюлистан-и Ирам» стало первым монографическим исследованием академического плана. Эта яркая личность привлекала внимание многих русских и европейских деятелей, оставивших интересные суждения и воспоминания о нем.

Известно, что Бакиханов внезапно скончался во время очередного путешествия в 1847 году. Официальные письма русских источников предоставляют некоторые детали: где Бакиханов был перед поездкой, куда направлялся и где его настигла смерть.

Имея рекомендации от наместника Кавказа князя М.Воронцова, Бакиханов в 1846 году решил поехать на Восток. Отпраздновав Новруз, Бакиханов выехал в апреле 1846 года, побывав предварительно в Губе, хотя и был в отпуске с августа 1845 г.

В начале апреля Бакиханов прибыл в Тебриз, откуда направился в Тегеран, где оставил о себе самое приятное впечатление.

Согласно материалам из архивов Грузии, русский посланник в Персии князь Долгорукий 27 июня 1846 года сообщал Воронцову: «Считаю долгом довести до сведения вашего сиятельства, что сего 26 июня отправился из Тегерана полковник нашей службы Аббас-Кули Ага Бакиханов, побывавший в персидской столице более двух месяцев и умевший приобрести здесь общее уважение, как ученостью своей, так и поведением достойным русского офицера«.

Пробыв в Тегеране более двух месяцев, Бакиханов успел получить от персидского шаха награду — орден Льва и Солнца 2 степени со звездой.

Бакиханов, как пишет тот же Долгорукий «имел намерение прямо из Тегерана направить путь свой на Багдад, но я принимая в соображение, что присутствие его в сем городе могло бы подавать повод к каким-либо неуместным заключением по случаю недовершенного еще турецко-персидского дела, отсоветовал ему в настоящее время ехать на берега Ефрата и полковник Бакиханов вняв моему совету отправился в Мекку через Тавриз, Требизонд и Константинополь».

Из этой части письма следует, что Бакиханов вполне мог бы избежать своей участи, если бы не пришлось менять маршрут путешествия.

Бакиханов запросил из Египта штаб армии о продлении отпуска еще на год. Отпуск был ему предоставлен.

В последних числах января 1847 года Бакиханов умер по пути из Мекки в Дамаск.

8 апреля 1847 года наместник Кавказа М.Воронцов получил из Константинополя от русской Миссии такое извещение: «Милостивый государь, князь Михаил Семенович. Генеральный консул наш в Сирии, надворный советник Базили от 2 февраля донес Миссии, что он получил известие о смерти полковника Аббас-Кули хана Бакинского, который прибыл сюда прошедшей осенью с рекомендательным письмом от Вашего Сиятельства, отправился вскоре после этого через Египет на поклонение в Мекку. Совершив сие путешествие Аббас-Кули хан возвращался с караваном в Дамаск когда в Аравийской пустыне был поражен холерой, которая в нынешнем году с необыкновенной силой свирепствовала между мусульманскими поклонниками».

Согласно письму М.Устинова из Миссии, Базили в донесении также отметил, что «находившиеся в услужении у полковника Аббас-кули хана Бакинского люди прибыли в Дамаск с намерением возвратиться в Россию». Он также отмечает, что они вручили русскому агенту в Дамаске письмо для родственников Бакиханова, извещая их о смерти последнего.

В письме также отмечалось: «Зная благосклонность, которую Ваше Сиятельство изволили принимать в путешествии покойного Аббас-Кули Бакинского, я приемлю смелость препроводить при сем помянутое письмо с покорнейшей просьбой приказать доставить его по назначению».

По материалам книги «Современники о Бакиханове»

А.Бакиханов на страницах французской книги 1846 г., которую запретили в царской России
И.Березин об А.Бакиханове: беседы о памятниках и поиски потопленного города (1840-е гг.)
Аббасгулу ага Бакиханов в воспоминаниях семьи А.С.Пушкина (1834 г.)