К XIX в. гончарство, среди других ремесел, занимало в селах и ряде городов Азербайджана ведущее место. Большое значение для изучения гончарства имеют вопросы выбора, добычи гончарной глины, а также подготовка ее к производству. Полевые материалы показали, что специальная глина как гончарное сырье, обладающее специфическими свойствами, была богато представлена в Азербайджане.
Азербайджанские гончары использовали глину разных сортов, которые различали по цвету, знали их технологические свойства и называли по-разному. Например, у гончаров Шеки различали «сары торпаг», «гара торпаг», «гырмызы торпаг» и тд. Наилучшей считалась «гырмызы торпаг», которая давала при обжиге высокую огнеупорность.
Мастера из Габалы использовали «сыгал торпаг» и «чод торпаг» и формовали изделия из смеси этих двух видов глины. Гончары из Губы предпочитали специальную желтую глину — «сары торпаг». В Ленкорано-Астаринской зоне подобную желтую глину называли «сары палчыг».
Опытные гончары умели определять места залежей глины и ее качества. Обычно ее добывал и транспортировал мастер с помощниками. Иногда несколько мастеров объединялись в «товарищество» (щяриклик), чтобы работа шла быстрее.
Часто залежи гончарной глины находились на окраине сел или недалеко от сел, где жили гончары. Иногда мастерская располагалась недалеко от залежей. Глину обычно добывали весной. Как рассказывали исследователям старожилы-гончары некоторых азербайджанских сел, глину лучше копать в начале весны, когда она равномерно пропитана зимними осадками. В осенней глине, как они объясняли, после летнего ее просыхания, бывает много комков. Теплое время также облегчало транспортировку глины.
Способы подготовки глины к транспортировке не везде были одинаковы, все зависело от состояния глины (сухости, влажности), от традиций способов перевозки. Например, в Шеки и ряде гончарных центров Ленкорано-Астаринской зоны сухую глину измельчали, просеивали через решето и ссыпали в чувалы, сотканные на ковровом станке из шерсти или хлопчатника. В Губе добытую глину (40-50 кг) перевозили на вьючных животных.
Мастера старались перевезти как можно больше глины поближе к мастерской, делая запасы. В том же Шеки за глиной ездили по 6 раз в день, привозя по несколько мешков.
Чаще всего глину в мастерскую доставляли на различных арбах. В некоторых местах арбы застилались циновками, что характерно для Ленкорано-Астаринской зоны. В других зонах, например в Губе, глину доставляли вьюками, на лошадях. Иногда глину доставляли в переметных сумах. Женщины-гончары переносили глину на голове в мешках или корытах. Такая традиция была характерна для Ленкорано-Астаринской зоны не только для переноски глины, но и других тяжестей.
Замешивание и другую обработку глины вели дома или в мастерской. В зависимости от приемов изготовления изделий глина замешивалась разными способами и в различном составе. Для формовки изделий налепом и выдавливанием из кома глины, характерных для женского гончарства в Азербайджане, в глиняное тесто в той или иной пропорции добавляли определенные компоненты. Для этого использовали чистый речной песок. Дозировка песка зависела от опыта мастера и проверялась наощупь.
В женском гончарстве работа налепом и выдавливанием из кома глины не имела массового характера, присущего мужскому гончарству с его работой на ножном круге. Поэтому женщины-гончары в Азербайджане глину замешивали небольшими порциями только на один день. Этот процесс они называли «палчыг тутма». Влажную глину выкладывали на шкуру, разостланную на земле, и мяли ногами до состояния однородной массы, очищая от случайных примесей.
Подготовка глиняного теста с добавлением песка — процесс длительный и трудоемкий. Он проводился в три приема. В начале, в течение получаса, на всей поверхности шкуры глину мяли без добавления песка — это придавало пластичности. При этом ее очищали от различных примесей и глиняных комков. На втором этапе в нее досыпали частями песок, после чего вновь разминали в тонкий слой. Затем этот слой складывали, приподнимая одну из сторон шкуры, снова посыпали песком и продолжали мять. Глину размягчали с силой, в основном пяткой, что способствовало лучшему смешению. Все это продолжалось до тех пор, пока не достигалась необходимая пластичность глиняного теста. Весь данный процесс был аналогичен женскому гончарству не только в Азербайджане.
Затем глину обрызгивали водой и размягчали глиняное тесто водой. На этом этапе повторялось складывание теста и его очищение. Сложенный слой уже не обрызгивали, а, обильно смочив, делили краем стопы правой ноги на две продольные части, затем их делили на пять поперечных частей. Куски раскладывали у рабочего места, покрывали той же шкурой и оставляли на один день для дозревания.
Изготовление тендиров, саджей, керамических устьев колодцев, керамических водяных отстойников-распределителей, формующихся без гончарного круга, издревле считалось в Азербайджане женской специальностью.
Подготовка глиняного теста для этой продукции было немного иным. Например, в тесто для саджей женщины в Губе, Дивичи и Гусарах добавляли листья бузины и выдерживали это тесто в течение 3-4 недель. Чтобы садж не трескался, в гончарное тесто нередко добавляли козий волос. Волос из конской гривы, козий волос, солома и другие органические примеси использовались и для приготовления теста тендиров.
В более позднее время мастера в Губе в тесто для тендиров и саджей добавляли крошеную керамику и выдерживали эту смесь неделю. С другой стороны, как рассказывали женщины села в Огузском районе, они всегда в тесто для тендиров добавляли соль (около 1 кг на один тендир), а также яичную скорлупу. Такое тесто разминали ногами в течение недели каждый день и оставляли его открытым.
Способы приготовления глиняного теста с добавлением различных примесей были известны на территории Азербайджана с древних времен. Например, среди гончарной посуды времен энеолита, почти не встречаются вещи сделанные из чистой глины.
На северо-западной территории Азербайджана в сосудах того же периода, к глине добавлялись грубые примеси (шамот, крупнозернистый песок, крупинки обсидиана). А энеолитические гончарные изделия южной и юго-восточной частей Азербайджана имели в составе теста рубленую солому. В конце энеолита и в начале бронзового века, рубленая солома в составе керамического теста исчезала и заменилась в основном мелким песком и шамотом. Исследователями отмечалось, что в составе глины археологически добытых небольших сосудов примесь была менее густая.
Отличалась от описанных подготовка глины без компонентов. Она начиналась с предварительной очистки глины, измельчения комков. Затем ее ссыпали в специальные глинники, заливали водой, периодически перемешивая и добавляя воду. Дозировка воды зависела от характера и количества глины.
Почти во всех центрах традиционного гончарства Азербайджана глинники по своему устройству были идентичны и сложены в основном из камня (булыжника). В разных районах их называли по-разному. Размеры глинников зависели от масштабов производства. На протяжении 6—10 дней велось смачивание глины. За это время в ней перегнивали естественные органические примеси. Мастер ежедневно проверял степень влажности глины, перемешивал ее и по мере надобности добавлял воду.
Дальнейшая обработка этой глины имела цель получить нужную пластичность, очистить ее от механических примесей и комков, но размягченных при замачивании. Это достигалось размягчением ногами, которое проводилось на специальной площадке. Последнюю чаще всего мостили обожженным кирпичом или выкладывали плоскими камнями, чтобы тесто оставалось чистым и его легче было слоить.
В отличие от мастеров других зон, гончары Губы размягчали глину ногами на коре дикой черешни, разостланой на земле. В Гяндже например процедуру проводили на специальных широких дощатых помостах, периодически досыпая их золой. В Шеки гончары посыпали помост просушенным речным илом. Глину, как правило, размягчали на один рабочий день.
Следующий этап подготовки глиняного теста состоял из замешивания руками. Азербайджанские гончары месили его на специальном столе. В Ленкорани для ручного замешивания, к раме гончарного круга примыкало подобие скамьи.
В процессе ручного замешивания происходило окончательное очищение от комочков. Чтобы тесто не липло к столу, его посыпали золой или сухим илом. Готовность теста гончары определяли по цвету: хорошо подготовленное тесто темнело. Из такого теста ученик сбивал заготовку, размеры которой зависели от объема будущего изделия. За один раз сбивали 8—10 заготовок для больших сосудов.
Глиняное тесто замешивалось из одного сорта глины, но мастера некоторых гончарных зон Азербайджана делали изделия из смеси двух сортов глины. Шекинские гончары считали, что лучше изготовлять изделия из смеси всех сортов, используемых ими; потери при этом случае были минимальны, хотя подготовка такого теста требовала больше времени. Смешение нескольких сортов глины было известно и в гончарстве Закавказья.
Изучение процесса подготовки гончарной глины важно для исследования развитой эмпирической культуры гончарства в многообразии его приемов, Сама она определилась вековыми трудовыми навыками, традициями и естественными ресурсами.
По материалам книги С.Агамалиевой «Гончарство Азербайджана»