Н.Керемов
Азербайджанский ученый Зейналабдин Ширвани (1780-1838) почти всю жизнь (около сорока лет) провел в путешествиях. Ширвани родился в 1780 г. в городе Шемахе. По рассказам самого Ширвани, в 1785 г. когда ему исполнилось 5 лет, семья переселилась в г. Кербелу (недалеко от Багдада).
Когда ему исполнилось 17 лет, он направляется в Багдад, где продолжает обучение. Но уже тогда у него зародилось понимание никчемности знаний, которые в него вкладывали ученые и духовенство.
Глубокие впечатления на юношу производили рассказы путешественников, паломников, странствующих дервишей. Они пробудили в нем неодолимую жажду к путешествиям. После пребывания в Багдаде, 17-летний Ширвани отправляется в путь.
Прежде всего ему захотелось попасть в Азербайджан, откуда его увезли ребенком. Ширвани минует Ирак, пересекает с юга на север Иран до города Решт (Гилянская область), затем переходит через Талышские горы и в 1796 г. попадает в Ленкорань (тогда он назывался Ленгеркуна).
После Ленкорани, Ширвани посетил и Шемаху, где он родился. Путешествуя по Азербайджану, Ширвани собирал материалы о Гяндже, Губе, Шеки, Ахсу, Ордубаде, Мугани, Байлакане и многих других городах, селениях и местностях.
В Шуше Ширвани не был, но на основе собранного материала он записывает: «Говорят, Шуша — это Карабах. Это один из городов Азербайджана и, по некоторым данным, входит в территорию Барды Климат здесь приятный. Город окружен крепостями. Поэтому захват его путем насилия выходит за пределы человеческих возможностей. Большинство населения — азербайджанцы, остальные — христиане. Двадцать лет назад город присоединился к России…»
О Карабахе Ширвани пишет: «Карабах — одна из азербайджанских областей. Эта местность подобна раю. Все там имеется в изобилии. Население говорит на тюркском [азербайджанском] языке».
Много добрых слов находит Ширвани для характеристики Гянджи: «Гянджа — большой, красивый и привлекательный город. Он считается одним из лучших городов Аррана… Имеет пресную воду и приятный климат, почва хорошая… По красоте и здоровому климату город Гянджу можно сравнивать с Исфаханом в Иране и Тусом в Хорасане. Жители Гянджи — азербайджанцы… часть же населения христиане. Население Гянджи отличается белизной лица и одарено красотой».
В Мильской степи, недалеко от слияния Куры и Аракса, некогда существовал цветущий город. О нем Ширвани пишет: «Байлакан близок к Муганским городам. По высказыванию некоторых людей, он является одним из азербайджанских городов, а автор «Тазкире» говорит, что Байлакан относится к Ширванским владениям. Современник Хагани поэт Мюджириддин является выходцем оттуда.»
Город имел крепость, построенную в форме квадрата. Крепость была сооружена на берегу арыка (канала) Коурархы.
В 1221 г. Байлакан подвергся нападению монгольских войск, возглавляемых Джебе и Субадеем — полководцами Чингисхана. Байлаканцы оказали упорное сопротивление монголам, но все же потерпели поражение. Город был разрушен.
Ширвани в своих сочинениях говорит не только об отдельных городах и территориях Азербайджана, но и о стране в целом: «Эта страна на всех языках прославлена… чистым и бодрым климатом. Известна своими … привлекательными лугами и пастбищами. Здесь имеются высокие горы и плоскогорья, среди которых расположены семнадцать благоустроенных городов и двадцать девять крупных поселков…»
Ширвани также указывает, что население Азербайджана до появления ислама, то есть до захвата этой страны арабами, исповедовало другие религии. Большинство было огнепоклонниками, последователями Зардушта (Заратуштра, Зороастр).
По книге автора «Жизнь в пути»