И.В.Волков
На картах Клавдия Птолемея Каспийское море изображалось в виде овала, вытянутого с запада на восток, со слегка волнистой береговой линией. Такой тип изображения в западноевропейской картографии был реанимирован только в XV в. Античная традиция изображения Каспия в исполнении Идриси и других мусульманских авторов была мало знакома европейским церковным картографам.
Бассейн Каспийского моря и Волги (если не считать птолемеевских карт) получил оригинальное отображение приблизительно в то же время, когда появились первые морские карты, это был принципиально новый этап. Изображения Волги и Каспийского моря взаимосвязаны: от того, насколько было освоено и отображено море, зависело то, насколько точно была изображена Волга.
На картах мира Петро Весконте, сопровождающих его атласы с точными морскими картами, Каспий имеет вид приблизительно прямоугольного треугольника с катетами, ориентированными широтно и меридионально, а гипотенузой — по направлению ЗСЗ-ВЮВ.
Естественно, некоторые отличия экземплярах карты были. Кроме того, здесь восточнее первого есть второе Каспийское море — округлое, окруженное изгибом горной цепи.
Невозможно определить — это неправильно понятое Аральское море или результат компиляции, при которой изображение одного водоема в разных формах с разных карт были просто объединены на одном произведении. Волга на этих картах вообще не обозначена. Предельно близкое сходство с планисферами П.Весконте в изображении мира обнаруживается на круглой карте мира, прилагающейся к трактату Фра Паолино «О карте мира» (De Mappa Mundi) в рукописи около 1320 г.
В сопроводительном тексте к карте только две фразы напрямую связаны с Золотой Ордой: «Царство Хорезма с востока имеет пустыню, которая простирается на сто дней, с юга — царство Туркестан, с запада — Каспийское море, с севера — царство Куманию. Царство Кумания имеет с востока царство Хорезма, с юга — реку, больше которой нет, с запада — Великое море и Танай, с севера — царство Руссии; главный город в ней — Сара[й].»
Показательно, что не только текст трактата М.Санудо не связан с картой, но и сопроводительный текст не полностью ей соответствует.
Краткий вариант «каталонского» стиля (в смысле особенного узнаваемого типа изображения Каспийского моря и Волги) обычно присутствует на круглых картах мира. Набор изобразительных средств внутри стиля может отличаться. На таких картах Каспий имеет форму «надутого» S-образного пятна», на котором в «овал» вдаются два выступа суши — полуострова Апшерон и Мангышлак. Самый ранний вариант такого изображения приблизительно синхронен картам П.Весконте, он также приложен к трактату Фра Паолино «Большая хронология».
Сопроводительный текст в интересующей нас части отличается незначительной деталью: «С юга — река, которую называют Великая»; вместо «реку, больше которой нет»). На карте Волга фигурирует под собственным именем Отиль. Она впадает в Каспийское море с севера, а ее исток находится в горах Рифеи Сарматские, как и исток Таная (Дона).
Окружает его пространная оригинальная подпись легенда: «Вот это называется море Сарая вследствие того города, в котором пребывает император, и называют также Каспийским вследствие соседства Каспийских гор и Георгианским по той же причине. В нем был омут, куда уходили воды моря, но вследствие землетрясения он закрылся. По этой причине море прибывает на одну ладонь ежегодно и уже многие хорошие города разрушены. Наконец, по-видимому, оно должно соединиться с морем Таны [т. е. Азовским морем], но не без опасностей для многих. Оно имеет в окружности 2500 миль, а от Сарая до Ургенча (Nogacium) — кладут тысячу. Но вокруг моря находится страна песчаная и непроходимая в большей части).»
Хотя эта легенда традиционно используется для иллюстрации трансгрессии Каспийского моря, следует помнить, что на этой карте также изображены два Каспийских моря, второе подписано и окружено Каспийскими горами. Поэтому интерпретация не может быть однозначной.
Возможно, Каспийское море в таком виде было на уничтоженной карте Джованни да Кариньяно, относимой к самому началу XIV в., во всяком случае Ургенч на Оксе и обрывки морского побережья на ней просматриваются.
В более развитых вариантах Волга с треугольной дельтой течет почти строго с севера на юг, в верхней части — Т-образно раздваивается, у раздвоения — г.Кострома (Caterma).
На участке южнее располагали Болгар (Borgar), остров Çiçera, Бельджамен (Belciman) у сближения с Доном (не обязателен), Сарай на левом берегу Волги, у вершины дельты. Произведений этого типа с изображением Каспия и Волги немного.
Пространный каталонский вариант с добавлением серии пунктов по всему течению Волги представлен только на карте Пицигани 1367 г. Экземпляров с подробным и почти идентичным изображением Каспия (при сокращенной номенклатуре на Волге) больше: карта Анджело Дульчерто (Дальорто) 1330—1335 г., лист с Каспием из Атласа Медичи 1351 г. и др. На портолане М. де Виладесты 1413 г. изображены 2 города в Нижнем Поволжье, но им соответствуют 3 подписи: 2 Сарая (Sala) и Berconian.
Итальянский вариант правильной съемки Каспия, судя по контексту, создан около середины XIV в., но пункты вдоль Волги обозначены только до Переволоки. Они дают наиболее подробную номенклатуру пунктов на морском побережье. Такие контуры представлены на двух картах итальянского стиля, одной смешанного, одной каталонского, на картах мира Весконте Маджоло 1504, 1527 и 1527 гг.
Изображения, восходящие к протографу Фра Мауро, представлены в 4 вариантах. Каспий показан правильно, как на картах итальянского стиля, но с сокращенной номенклатурой, Волга — близко в пространному каталонско- му варианту, но с существенными отличиями: нижний участок до переволоки — ближе к итальянским портоланам Каспия. К сожалению, участок Волги выше Переволоки покрыт только на самой карте 1459 (1460) г.
Примечательно, что только на трех из рукописных карт Каспия с правильными контурами море ориентировано в меридиональном направлении, на остальных оно «завалено» против часовой стрелки приблизительно на 45 градусов. Первоначальное объяснение этому заключалось в интерпретации ошибки, как попытки расположить море в птолеемеевской традиции, то есть широтно, но поворот оказался неполным, поскольку тогда бы Каспий пересекался с Черным морем.
Хотя точное изображение бассейна Каспия восходит к съемкам XIV в., дошедшие до нас произведения составлены уже в XV-XVI вв., а с первой половины XV в. широко распространился учебник по космографии — «Сфера» Горо Дати, поэма из 4 глав по 36 строф, каждая по 8 строк.
Словесной информации о регионе в поэме немного (в 3 и 4 главах):
С севера этой Азии Большой
находятся татары ниже холодной зоны
люди зверские по закону и пище
вплоть до шума моря Баку.
По этой земле протекает великая река,
которая из двух других,
д’Иле и Тир объединяется.
А в холодное время она замерзает,
и находится на ней большой город Сарай.
*****
Упомянутая река впадает в большую полость
воды соленой, закрытую со всех сторон
с такой окружностью приблизительно,
сколько имеет в окружности Черное море.
От одного до другого моря по суше
восемь дней, и почти от края до края,
находится с востока прямо здесь внизу
от города, который называется Баку.
*****
Ловати и Фассо — две реки немного ниже
текут по земле Черкесии,
а немного восточнее находится море Баку.
И города Ургенч и Шемаха,
и чтобы вернуться на упомянутый берег внизу,
Севастополь встречаешь на той дороге,
а затем Пицунду, а через триста миль —
место пролива [моря] Таны встречается.
Рукописи этой поэмы обычно проиллюстрированы схемами и «картами», предельно примитивными, не соответствующими тексту, поскольку на них нет Волги и ее притоков. Изображения в разных рукописях существенно отличаются, но Каспий вытянут в интервале направлении ЗСЗ-ВЮВ — ЗВ.
Допустимо, что именно опыт первого обучения мешал картографам правильно ориентировать лист с Каспийским морем при компилировании своих произведений.
В XV в. появляется серия церковных круглых карт мира, на которых Каспийско-Поволжский бассейн — это результат заимствования из разных источников, в том числе из Птолемея, но в существенно сокращенном из-за мелкого масштаба виде. Часто это существенно измененные вариации краткого каталонского варианта, но с отличиями в гидрографии: существенно отличается контур Каспийского моря, появляется «излом» русла Волги в районе переволоки, иначе разделяются ее притоки, обозначается река, соединяющая Черное и Каспийское моря, в образе которой смешиваются Кубань и Терек и т.п.
Падение Константинополя резко ограничило возможности плавания итальянцев на Каспии и сохранения достоверной информации о море.
Шанс оставить в широком обороте реальные изображения все же оставался: приблизительно в конце XV в. осуществилось по крайней мере одно печатное издание карты мира с правильными контурами и ориентировкой Каспия. Возможность изготовления многих ее копий не спасла изображение.
В XVI в. продолжали существовать изображения бассейна Каспия и в птолемеевской, и в каталонской, и в «правильной» итальянской традициях. В конце концов безоговорочную победу одержал Птолемей. Попытки европейцев улучшить русские чертежи не избавили картографов от принципиальных заблуждений вплоть до съемок, организованных Петром I.
По материалам конференции «Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве. Историческая география Золотой Орды»