С.Алиева
Определяющим фактором развития азербайджано-северокавказских связей было прежде всего географическое положение. А политические, социальные и экономические события всегда ставили эти два региона в схожие исторические условия. Близкое соседство, хозяйственная взаимозависимость и тесное общение предопределяли возникновение тесных связей между народами Кавказа, обусловили взаимовлияние материальной и духовной культуры.
Кабарда (историческая область в центральной части Северного Кавказа), расположенная на стыке между Кубанью, Хеви-Кабардинской дорогой и Тереком, всегда занимала огромное место среди главных центров Северного Кавказа. Кабардинские владельцы сыграли большую роль во всех исторических процессах, происходивших в Кавказском регионе. Между Азербайджаном и Кабардой существовали как торгово-экономические, так и этнополитические связи.
Кабарда была одним из развитых центров торговли, где торговали как северо-кавказские, так и азербайджанские купцы. В XVIII веке серьезная угроза азербайджанской торговле возникла со стороны казачества, совершающего нападения, грабежи и убийства азербайджанских и дагестанских торговцев.
Шемахинские ханы обращались к астраханским воеводам против подобных действий астраханских и терских казаков. В результате дипломатического скандала, войска семи азербайджанских ханов: Тебризского, Ардебильского, Шемахинского, и других вместе с Тарковским Суркай Шевкалом выступили против казачьих городков Сунжи. И после этого азербайджанские купцы продолжали торговать в Кабарде вплоть до российского появления в регионе.
Проникновение российских войск на Северный Кавказ вызвало возмущение османов. На Южный и Северный Кавказ, в т.ч. и в Кабарду, были направлены эмиссары с султанскими фирманами с призывом к мусульманам подняться на борьбу во имя защиты общей веры.
В начале XIX века османский султан обратился к азербайджанскому Фатали хану Губинскому с просьбой выступить против российских войск, объединив азербайджанские, горские и кабардинские войска. Призывы к вооруженной борьбе, выступления против действий русских войск и мероприятий царизма охватили территорию Дагестана, Чечни, Кабарды, Черкессии, Карачая, Азербайджана и Картли-Кахетии.
Генерал Цицианов писал кабардинцам: «Кровь во мне кипит, как в котле, и члены во мне трясутся от жадности напоить земли ваши кровью прислужников… Ждите, говорю я вам, по моему правилу штыков, ядер и пролиться вашей крови реками. Не мутная вода потечет в реках, протекающих ваши земли, а красная ваших семейств кровью выкрашенная».
По мере продвижения российских войск, захвата ими земли кавказских народов и насаждения своей власти мирному населению предлагалось в случае непринятия новой власти переселяться в другие места, т.е. в Османскую империю. Во время и после окончания Кавказской войны процесс переселения не желающих оставаться под российской властью (мухаджирство) приобрел широкий размах. Кабардинцы переселялись в основном в пределы Османской империи, а азербайджанцы – в Иран. Другой формой выражения протеста являлись вооруженные выступления, вспыхивавшие то в одном, то в другом регионе Кавказа.
В то же время некоторые кабардинцы поступили на российскую службу и тем самым сохранили свои земли и подданных. Наиболее колоритной является личность кабардинского князя Александра Бековича-Черкасского. Он был назначен Начальником Джаро-Белоканской области, образованной из земель Северо-Западного Азербайджана. Этот регион был одним из самых взрывоопасных на Южном Кавказе.
Российское командование, опасаясь, что народные выступления кавказских народов перекинутся в Кабарду и Осетию, направили основные свои силы на Северо-Восточный Кавказ. В то же время на Северном Кавказе, как и на территории Азербайджана, шло формирование местных отрядов (губинских, кюринских, ширванских, кумыкских, кабардинских, осетинских, назрановских, кайтагских и др.) в бои на территории Восточного Дагестана и Чечни. Некоторые шли на службу прямо в конно-мусульманский полк.
Царское правительство использовало горцев Северного Кавказа как отважных воинов (Терско-Горский, Кабардино-Кумыкский, Чеченский конно-регулярные полки; Дагестанский, Кубано-Горский конно-иррегулярные полки, и другие формирования: горские сотни, национальная милиция, пр.). При этом они не зачисляли представителей мусульманских народов Кавказа на службу в регулярную армию. Обычно применялся принцип добровольности, набор всадников производился как среди высшего сословия (князья, мурзы, алдары, баделяты, и др.), так и из крестьянской среды.
В начале ХХ века в связи с обострением социальных и земельных проблем на Северном Кавказе, и в частности в Кабарде, наблюдался новый всплеск крестьянского движения, принявшего в 1903-1904 годы массовый характер и охватившего территорию Кабарды, Балкарии, Чечни и Ингушетии. Волнения произошли и в армии. В октябре 1904 года солдаты Терско-Кубанского полка отказались участвовать в русско-японской войне и по возвращении с боевых позиций с ними беспощадно расправились. Горские солдаты были крестьянами, переодетыми в шинели. Отголоски этой расправы вызвали новые аграрные выступления на Северном Кавказе.
В 1905 году Терскую область и Дагестан охватило повсеместное забастовочное движение рабочих, бунты солдат и крестьянства. В Кабарде и Балкарии население захватывало в основном отобранные властями пастбища, отказывалось платить подати и другие денежные повинности.
Земельный вопрос был актуальным и в Азербайджане. В ходе российской колонизации азербайджанские земли населялись представителями других этносов (немцы, русские, армяне, и др.). Переселенческая политика царизма, обеспечившая расселение армян на азербайджанской земле и притеснение коренного азербайджанского населения Эриванской губернии, вылилась в начале ХХ века в столкновения на этнической почве. Азербайджанским беженцам из западных районов Азербайджана (Эриванской губернии) в связи с армяно-азербайджанским конфликтом неоценимую помощь оказали некоторые народы Северного Кавказа, в т.ч. и кабардинцы. Они организовали сбор пожертвований скотом и деньгами. Собрание представителей карачаевцев и кабардинцев во главе с М.К.Крымшамхаловым, состоявшееся в ст. Баталпашинской, выделило до 10,000 голов крупного и мелкого рогатого скота. Член Бакинского мусульманского благотворительного общества выехал на Северный Кавказ для переговоров с хлеботорговцами по поводу закупки 15 вагонов муки и 15 вагонов пшеницы на нужды беженцев.
Это внимание со стороны северокавказских народностей, имело, не только материальное, но и, что особенно важно, огромное моральное и духовное значение.
Азербайджанцы и северокавказские представители, объединенные общими чаяниями, вместе работали в Комитете мусульман-кавказцев в Петрограде. Так, в его состав входили азербайджанцы Г.Адыгезалов, Ф.Векилов, А.Кануков, А.Караев, И.Лемберанский, М.Меликов, С.Таривердиев, а также кабардинец Алтадуков и др. Азербайджанские и северокавказские представители, в т.ч. и кабардинские, и в последующем активно участвовали в деятельности и других мусульманских организаций. Когда Кабарда, как и другие регионы Северного Кавказа, в 1917 году вошла в Союз объединенных горцев Северного Кавказа, активную деятельность развернули кабардинцы П.Коцев и А.Шогенов.
С провозглашением народами Азербайджана и Северного Кавказа независимости в 1918 году и созданием АДР и Горской Республики, начался тяжелый этап сохранения своей государственности. Кабарда входила в состав Горской республики. Но после занятия территории Кабарды ВСЮР, была проведена мобилизаця местного населения и представители кабардинцев вошли в состав армии ВСЮР.
Между тем, в Азербайджане были организованы акции в поддержку Горского правительства и выдвинуты требования к английскому командованию о немедленном выводе ВСЮР с территории Горской республики. Кроме того, на Северном Кавказе было создано Северо-Кавказское эмиратство (территория части Чечни, с осени 1919 года – часть Чечни, Дагестана, Ингушетии, Кабарды и Осетии), глава которого — Узун-Хаджи высказывался за присоединение к Азербайджану.
Итак, взаимоотношения между Азербайджаном и кабардинцами определялись развитием торгово-экономических связей и длительными хозяйственно-культурными отношениями, скрепленными военно-политическим союзом, которые были обусловлены объединяющей их духовной общностью – исламом. В целом азербайджано-северокавказские связи имели большой запас прочности, в основе которого находились длительные политические, экономические, культурные и религиозные связи.
По материалам сборника трудов Института истории НАН Азербайджана