Генерал Али Ага Шихлинский (1863-1943) накануне первой мировой войны возглавлял Офицерскую артиллерийскую школу. Однако 1 сентября 1914 года его, как строевого генерала, имеющего большой боевой опыт и отличную военную подготовку, направляют в распоряжение начальника Военного окружного артиллерийского управления Петроградского военного округа и назначают на должность начальника артиллерии города Петрограда, на случай высадки десанта немцев на Балтийском побережье.
Для прикрытия Петрограда развертывалась отдельная 6-я армия.
А.Шихлинский по прибытии в столицу сразу же выезжает на рекогносцировку намеченной линии обороны Петрограда. Он срочно объезжает весь фронт этой линии и намечает места установки батарей с указанием порядка оборудования огневых позиций для них.
В распоряжение А.Шихлинского были назначены два руководителя крепостного отдела Офицерской артиллерийской школы — полковники Лукьянов и Денекян, ряд офицеров, вызванных из запаса, затем офицеры, служившие вне строя в различных петербургских учреждениях или обучающиеся в Артиллерийской академии.
Личный состав артиллерийской обороны города Петрограда под руководством опытных офицеров во главе с генералом Шихлинским приступает к боевой подготовке. Для этой цели А.Шихлинским были организованы две школы во главе с полковниками Лукьяновым и Денекяном. Работа в школах закипела, и личный состав артиллерийской обороны столицы в кратчайшее время был готов к обороне.
А.Шихлинский сам дважды — с 13 по 16 и с 22 по 30 ноября 1914 года выезжал в командировки в Финляндию для рекогносцировки новой линии сухопутной обороны крепости Свеаборга (Суоменлинна — «Финская крепость»).
Он значительно отдалил линию фронта обороны от крепости, так как старая линия обороны была слишком близка к городу Хельсинки и дальнебойная артиллерия противника могла бы свободно обстрелять как столицу Финляндии, так и крепость Свеаборг с находящимися в ее порту военными судами. Затем он выбрал места для установки батарей, указав род и калибры орудий и порядок оборудования для них огневых позиций.
Важно отметить, что с целью усиления обороны столицы, по инициативе А.Шихлинского была организована вокруг Петрограда противосамолетная оборона с установкой 3-дюймовых скорострельных пушек образца 1900 года.
А.Шихлинский продолжал командовать одновременно и оставшейся частью Офицерской артиллерийской школы. Хотя весь строевой и преподавательский состав школы отправился на театр военных действий, в школе оставались хозяйственная часть и один из важнейших ее отделов — полигон. Живя в Петрограде, А.Шихлинский два раза в неделю выезжал в Царское Село для распоряжений по школе.
Жена А.Шихлинского — Нигяр Шихлинская тоже не оставалась в стороне от общественной жизни. С уходом личного состава Офицерской артиллерийской школы на театр военных действий помещение учебной части и казармы обеих батарей школы опустели. Тогда жены и другие члены семей командного состава решили устроить здесь больницу Красного Креста исключительно для раненых и больных солдат. Во главе больницы находился женский комитет Офицерской артиллерийской школы, председателем которого выбрали Нигяр Шихлинскую.
Она постоянно бывала в лазарете, писала раненым солдатам письма к родным на русском, татарском, казахском и других языках. Н.Шихлинская пользовалась здесь большим авторитетом.
Крупнейший военный специалист, исключительный знаток артиллерийского дела генерал А.Шихлинский был нужен на фронте именно в действующей армии. Поэтому 31 января 1915 года приказом главкома за № 894 он был назначен в распоряжение главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта для руководства в основном тяжелой артиллерией, в чем командование фронта испытывало большие трудности.
Прибыв на фронт, А.Шихлинский с присущей ему энергией сразу же начинает работать. Уже с 20 января он приступает к проверке расположений и боевой подготовки, в первую очередь тяжелой артиллерии фронта. По указанию главнокомандующего вначале он посещает вторую армию, штаб которой находился в городе Гродзинске. Огневые позиции тяжелых батарей всех четырех корпусов армии по распоряжению генерала А.Шихлинского были сменены и по его личному указанию батареи заняли совершенно новые районы огневых позиций, так как прежние районы не соответствовали своему назначению.
Вскоре главнокомандующий армиями фронта командировал А.Шихлинского в Новогеоргиевскую крепость с приказанием отобрать там орудия, которые можно было бы вывести в поле в виде тяжелой артиллерии. Это поручение А.Шихлинский выполнил успешно. В крепости он нашел два дивизиона, организованных из 6-дюймовых гаубиц. Вывел оттуда со всем личным составом оба дивизиона и отправил их на фронт. Кроме того, из Новогеоргиевской крепостной артиллерии он взял несколько орудий калибра 4,2 дюйма, орудия образца 1877 года, к которым приспособил угломеры и вывел, их на левый фланг 2-й армии. Все эти орудия под руководством А.Шихлинского были пристреляны и приняты на вооружение в виде тяжелой артиллерии полевых армий.
Сменивший 30 марта 1915 года заболевшего генерала Рузского на посту главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта генерал Алексеев просит Ставку учредить при нем должность генерала для поручений по артиллерийской части и на эту должность назначить генерал-майора А.Шихлинского. Его просьба была удовлетворена. Как опытный военачальник генерал А.Шихлинский своими дельными и тактически грамотными предложениями оказывал большую помощь самому главноко-мандующему фронтом.
Так, например, А.Шихлинский очень быстро замечает, что слабым местом фронта являются стыки между частями и соединениями, что немцы особенное давление оказывают именно на эти стыки. Он докладывает об этом главнокомандующему и обращает его внимание на изучение местности на стыках, предлагая организовать взаимодействие артиллерии соседних соединений и частей для обороны этих стыков. Предложение А.Шихлинского главнокомандующий фронтом одобряет, замечая, что такое взаимодействие полезно применить и между фронтами.
Можно привести другой пример. Наблюдая за боевыми действиями войск, А.Шихлинский замечает, что часто пехота, понесшая большие потери, снимается с позиции и отводится на отдых, а вместе с нею снимают и артиллерию. Подобное действие он считал нецелесообразным, обосновывая это тем, что обычно артиллерия не бывает истрепана в такой мере, как пехота. Поэтому он предлагает, отводя ослабленную пехоту назад на отдых, артиллерию оставлять на позиции и снимать ее только после того, как под прикрытием ее огня новая дивизия со своей артиллерией займет позицию, оставленную отводимой частью. Затем эту артиллерию можно вывести и привести в другом месте для оказания более сильного нажима на того же самого противника. Когда же отведенная назад пехота оправится, то ее вновь ввести в бой в том районе, где действует приданная ей артиллерия. Это предложение также было одобрено и было приказано объявить его к руководству во всех армиях фронта.
Известно, что в августе 1915 года произошла смена русского верховного командования. Царь Николай II возложил на себя Верховное главнокомандование. Смещенный Николай Николаевич стал кавказским наместником. Начальником штаба Верховного главнокомандующего (фактически Верховным главнокомандующим) с 31 августа был назначен генерал Алексеев. Северо-Западный фронт был разделен на два фронта: на Северный во главе с генералом Рузским и Западный — во главе с генералом Эвертом.
14 сентября 1915 года А.Шихлинский был командирован в штаб Верховного главнокомандующего. Здесь к этому времени была учреждена должность генерала для поручений при Верховном главнокомандующем с правами начальника дивизии со штатной категорией генерал-лейтенанта и на эту должность 31 октября 1915 года приказом Верховного главнокомандующего был назначен генерал-майор А.Шихлинский.
Прежде всего он составил проект о командном составе формируемой артиллерии. При этом А.Шихлинский предусмотрел выдвижение на более ответственные и высокие должности в артиллерии преимущественно офицеров полевой артиллерии, как хорошо знающих тактику полевого боя. Начальником штаба Верховного главнокомандующего это предложение было одобрено.
Добившись укрепления командного состава артиллерии, А. Шихлинский очень часто выезжает в командировки в войска для проверки и оказания помощи артиллеристам в их боевой подготовке. В частности, он с 23 октября по 6 ноября 1915 года с этой целью командируется в Киев, Москву и Петроград, где успешно выполняет возложенные на него обязанности.
Вскоре после прибытия из командировки (Киев и Одесса) А.Шихлинский был повышен в должности. Как значится в его послужном списке, 9 апреля 1916 года он был командирован в штаб Западного фронта, к предстоящему месту нового назначения.
Приказом главнокомандующего армиями Западного фронта А.Шихлинский был допущен к исполнению должности инспектора артиллерии армий Западного фронта, а через пять дней, 16 апреля 1916 года, приказом главнокомандующего он был назначен на эту должность. Деятельность генерала А.Шихлинского как очень крупного военачальника особенно ярко и всесторонне проявилась на этой должности. Он всегда стремился быть непосредственно вместе с войсками на передовых линиях, подготавливать и руководить боевыми действиями артиллерии.
Чрезвычайно храбрый и всесторонне подготовленный генерал А. А. Шихлинский лично руководил артиллерий-ской группой, когда она выполняла особо важные задания — задания крупного масштаба.
Е.3.Барсуков писал: «… На русском Западном фронте предписанием главно-командующего фронтом 8 мая 1916 года предложено было образовать сильную артиллерийскую группу для подавления огня неприятельской артиллерии, направленного против русского 24-го корпуса, атаковавшего Киевскую позицию. В составе группы были назначены дивизион 152-мм пушек 12-й тяжелой артиллерийской бригады и дивизион 152-мм гаубиц, имевшихся при 24-м корпусе. В целях объединения артиллерийского огня созданная артиллерийская группа была подчинена инспектору артиллерии армии фронта, известному артиллеристу, бывшему руководителю Офицерской артиллерийской школы Шихлинскому. Поставленная группе задача была выполнена, судя по его донесению, вполне успешно».
А.Шихлинский потребовал от артиллерийских командиров и начальников тщательно, всесторонне обдуманно подготовить артиллерию к предстоящему бою — усилить связь батарей, дивизионов и артиллерийских групп с пехотой, до передовых ее частей включительно; подробно разработать и сообщить пехотным командирам, до командиров рот включительно, порядок устройства и поддержания связи с началом движения пехоты вперед; разработанные в каждой дивизии планы перемещения артиллерии вперед сообщить младшим пехотным начальникам с указанием районов, куда артиллерия перейдет и т. д.
Но Шихлинский указывал, что «за связь между пехотой и артиллерией не может быть ответчицей только последняя. Пехота сама обязана устанавливать и поддерживать связь с обслуживающими ее частями артиллерии, связь должна быть двойная — от артиллерии к пехоте и обратно. Пехоте необходимо искать всяческой связи со своей могущественной помощницей…».
А.Шихлинский, тесно связывая теоретические знания с практикой применения артиллерии на поле боя, обогатил артиллерийскую науку новыми выводами и предписаниями. В частности, им была разработана инструкция для ведения заградительного огня, за которую он был удостоен публичной похвалы главнокомандующего. Действительно, генерал А.Шихлинский только благодаря своим блестящим знаниям и организаторским способностям мог так долго занимать столь высокую должность, имея в подчинении генералов и старше его чинами.
Он сам лично нередко руководил артиллерийской подготовкой в крупном масштабе, например, армейской артиллерийской группой в июньской операции 1916 года в районе Крево, Богушинского и Попелевичинского лесов.
Наблюдательные пункты, с которых можно было бы видеть фронт атаки нескольких корпусов, в большинстве случаев отсутствовали, и потому создать армейскую артиллерийскую группу на большом фронте было весьма трудно.
Русская артиллерия на Западном фронте сыграла выдающуюся роль в разгроме врага и покрыла себя боевой славой.
В письме А.Шихлинского от 30-го июля 1917 года к инспектору артиллерии 10-й армии генералу Сиверсу говорится: «Артиллерия сыграла выдающуюся роль в последней операции 10-й армии. Ее отличная подготовительная ра-бота имела блестящий успех и если не привела к полной победе над врагом, то по совершенно не зависящим от артиллерии причинам. Посещая штабы, наблюдательные пункты и позиции ударных корпусов как задолго до начала операции, так и во время операции — в дни огневой подготовки атаки и самой атаки, я на месте знакомился с подготовительной работой артиллерии, с планом ее действий и ее боевой деятельностью, везде я видел неустанную, целесообразную работу, вдумчивый, тщательно разработанный план действий и искусное проведение его в жизнь. Как и во всяком деле, в действиях артиллерии были, конечно, мелкие недочеты и пробелы… Не сомневаюсь, что все эти недочеты и пробелы замечены самими исполнителями и частью устранены во время боя, частью же послужили уроком для будущего… Если бы пришлось повторить операцию снова, я последовал бы тому же методу, который был положен в основу действий артиллерии 10-й армии…».
Главнокомандующий армиями Западного фронта в своем приказе от 2 августа 1917 года очень высоко оценил действия артиллерии 10-й армии в операции 19—23 июля 1917 года: «В минувшей 19—23 июля операции на Виленском направлении артиллерия ударной группы еще раз покрыла себя боевой славой… Неприятельская артиллерия, подавленная нашими батареями, не могла развить действительного сильного огня по атакующим; огромные разрушения позиций противника, его нравственное потрясение и потери в людях настолько ослабили его ружейный огонь, что на некоторых участках по штурмующим не раздалось почти ни одного неприятельского выстрела… Такой выдающийся успех артиллерийской подготовки является результатом обстоятельной, продуманной до мелочей тактической и технической разработки артиллерийского плана операции и спокойного методического его выполнения в самом бою… Все артиллеристы работали днем и ночью в течение 5 дней, пробив пехоте широкую дорогу к успеху…»
Начальник артиллерии РККА Е.Шейдеман рассматривал это действие артиллерии на фронте 10-й армии как совершенно исключительное явление, не имеющее равного себе даже во всей истории первой мировой войны.
Безусловно, в достижении артиллерией 10-й армии вышеуказанных успехов была большая заслуга и инспектора артиллерии Западного фронта генерала А.Ших-линского, под непосредственным руководством которого был разработан обстоятельный, тактический и технически высокограмотный артиллерийский план операции, который был претворен в жизнь.
2-го апреля 1917 года за отличие в службе генерал-майору Али Aгe Шихлинскому приказом по армии и флоту присваивается воинское звание «генерал-лейтенант».
10 сентября 1917 года приказом Верховного главно-командующего за № 2098 генерал-лейтенант Шихлинский был назначен командующим 10-й армией Западшго фронта. Но командовать армией А.Шихлинскому пришлось недолго. Раны, полученные им еще в русско-японскую войну, постоянная напряженная работа его на фронтах первой мировой войны, давали о себе знать; здоровье было сильно подорвано и требовало серьезного лечения. Убедившись, что дальнейшее его нахождение на фронте по состоянию здоровья невозможно, он просит уволить его в резерв для лечения.
14 ноября 1917 года приказом Шихлинский был уволен в резерв Кавказского военного округа и 15 ноября вагоном, выделенным ему революционным комитетом армии, выезжает на Кавказ для лечения.
В целях восстановления здоровья Шихлинский продолжает оставаться в Азербайджане, но политическая обстановка в Закавказье к этому времени уже меняется. На территории Закавказья в декабре 1917 года начинают сформировываться национальные корпуса: русский, грузинский, армянский и мусульманский.
Образование мусульманского корпуса было предложено Шихлинскому, но он отказывается от этого, ссылаясь на свою болезнь. Как явствует из характеристики его личности и отношения к прогрессивным идеям, болезнь была лишь предлогом — здесь сыграли важную роль его подлинный гуманизм, интернационализм и понимание перспектив исторических событий, развернувшихся во всей стране за последние годы.
7 ноября 1918 года было учреждено военное министер-ство мусаватского правительства Азербайджана. Военным министром мусаватского правительства был назначен генерал от артиллерии С.Мехмандаров. В январе 1919 года А.Шихлинский был назначен помощником военного министра.
По материалам книги С.Ибрагимова «Генерал Али Ага Шихлинский»