С 1881 г. в Тифлисе стал издаваться журнал – “Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа”. В номерах журнала публиковались обширные материалы по истории Кавказа, населявших его народах.
В многотомном труде публиковалась информация о быте, письменности, укладе жизни, обычаях, фольклоре и многое другое, что было собрано исследователями после окончательного завоевания Кавказа Россией.
Конечно же в журнале публиковалась и информация так или иначе связанная с Азербайджаном. И хотя многие материалы не были написаны профессиональными историками и зачастую искажали исторические реалии, тем не менее, они представляют большой интерес.
В 1888 г. в журнале были опубликованы сведения о селении Гадрут Елисаветпольской Губернии, Джебраильскаго уезда местным смотрителем двухклассного училища И.Давидбекова за 1887 г.
Смотритель немало места уделяет жителям Гадрута, в частности пишет, что «коренных жителей в Гадруте, в начале, было очень мало. Нынешние жители, большей частью, переселенцы из разных местностей, обретшие здесь убежище от нашествия персов.»
Далее он приводит статистические данные — «в селе Гадрут, по камеральному описанию 1863 г. было семейных крестьян 287, одиноких 151, всего 438. По последнему камеральному описанию 1886 г. — в селе было 2,221 мужчин, 1,835 женщин, и 503 дыма (хозяйств).»
Потом Давидбеков дает краткую информацию об участках в Гадруте.
«Всех поселянских участков в Гадруге 140. Особого выгона для пастбища скота, при селении Гадрут, по крайней малоземельности, не имеется, но в пользовании поселян находятся ныне два участка, неудобные ни для хлебопашества, ни для сенокоса, по каменистому грунту и крутизне, и покрытые кустарником….. Водопой для скота дают Гуней-чай и Гузей-чай. По неимению при Гадруге леса, для топлива жители пользуются, безвозмездно кустарником, произрастающим на участках,» — пишет он.
Интересно, что согласно заметкам Давидбекова, «почти каждый гадрутец имеет свой собственный виноградный сад, откуда получает несколько кож вина.»
Он продолжает тему и рассказывает о типах местных садов.
«Сады здесь преимущественно виноградные, изредка попадаются тутовые. Виноградные кусты на зиму не зарываются в землю как в Эриванской губернии, а во всякое время года оставляются на открытом воздухе, с наступлением же весны привязывают их к кольям… из втыкают одним концом в землю, около каждого виноградного куста. Виноград во всех садах бывает, исключительно, одного сорта — именно темно-красный, овальной или круглой формы, с крупными зернышками и толстой кожицей, из него получается вино слабое, кисловатое, темно-красного цвета. Сбор винограда начинается с 15 сентября и продолжается до конца месяца. Если судить по вкусу, здешнее вино заключает в себе весьма малый процент спирта, вследствие слабости оно не доживает до следующего урожая, от влияния летних жаров оно скоро портится и делается негодным для питья. Вино хранится в больших глиняных кувшинах, конусообразной формы, они вкопаны в землю…,» — пишет Давидбеков.
Читайте также: Дары природы: о садах и огородах в Карабахском ханстве |
При этом, он замечает, что земледелие, скотоводство и огородничество не являются важными занятиями для местного населения из-за нехватки пригодных земель.
«Почва здесь преимущественно — чернозем… Землю пашут сохою, для чего запрягают по паре буйволов и волов, или три пары волов…[…] Домашнего скота на все селение приходится до 506 голов,» — пишет он.
«В здешних огородах, преимущественно, разводятся лук, картофель, капуста, свекловица, морковь и помидор, которыми снабжается проживающей здесь весь 1-й Полтавский конный полк, а остальное, вместе с др. овощами, идет для своего домашнего употребления,» — отмечает Давидбеков.
В счет земледельческой повинности, поселяне платят десятую часть урожая всех земных плодов, пишет он.
Смотритель также отмечает, что в селе имеется три главных оросительных канавы: Гуней-чай, Гузей-чай и Гозлу-чай, второстепенных — семнадцать (из Гуней-чая — пять, из Гузей-чая — пять, из Гозлу-чая — семь).
Чем занимались в конце 1880-х годов жители Гадрута? Давидбеков пишет, что занятия здешних жителей «весьма разнообразны» — садоводство, огородничество, земледелие, скотоводство, торговля, разные ремесла. Словом, без дела не сидят.
«Некоторых из ремесленников и торговцев, покидая на целые годы свою родину и семью, отправляются за заработком в Закаспийский край, одни — надеясь на свои ремесла, другие с целью поступить в приказчики или слуги, третьи — вести торговлю,» — пишет он.
Не обходит стороной Давидбеков и внешний вид местных жителей, приводя описание их одежды.
«Все жители Гадрута мужского пола, кроме служащих, поверх рубахи носят архалук, доходящий до колен, с рукавами, по длине рук. Верхним платьем служит чуха или черкесска, сшитая из местного грубого сукна или из лезгинского. Лезгинское сукно, или шаль, гадрутцы приобретают в Шуше. Из такого же сукна носят брюки или шаровары. Чуха или черкесска зимою, у многих заменяет пальто,» — информирует он.
«Шубу и тулуп из овечьей шкуры и пальто из лезгинского сукна носят только состоятельные лица. Архалук опоясывается более или менее ценным поясом с серебряными пуговками, ценой от 10-20 рублей. На голове мужчины носят конусообразную или циллиндрическую папаху, из бараньего меха, с короткой курчавой шерстью. В последнее время, многие из молодых стали носить европейские шапки с козырьками. Мало-мальски образованные гадрутцы ходят в сапогах, другие в азиатских кошах, некоторые же в лаптях,» — отмечает смотритель.
Он также информирует, что в селе три общественных кладбища, одна аптека, одна телеграфная станция.
Об аптеке он пишет: «Земская сельская аптека с приемным покоем, как это видно из сообщения сельского врача, г.Уразова, открыта 12 апреля 1885 г. При ней находится приемный покой, с четырьмя постоянными кроватями, из коих две для женского пола и две для мужского. Кровати помещаются в двух отдельных комнатах, при них имеются две прислуги, женского и мужского пола. Личный состав служащих состоит из одного врача, трех фельдшеров и одной повивальной бабки.»
Смотрите также: С рыболовного судна на сушу: первая аптека Азербайджана 1850 г. (ФОТО) |
При этом, Давидбеков уточняет, что аптека открыта исключительно для жителей Джебраильского уезда.
И далее: «В приемный покой принимаются стационерными больными, только для подачи первоначальной необходимой помощи. Приемный покой отпускает бесплатно медикаменты и дает врачебные советы всякому крестьянину, только Джебраильского уезда. В 1886 году (было) принято 3,687 больных.»
Смотритель пишет, что в случает появления в уезде заразных болезней, и вообще в случаях надобности, врач с фельдшерами разъезжает по селам и деревням и предпринимает меры к устранению этих болезней.
Что касается телеграфной станции, то ее открыли 25 декабря 1880 года, пишет Давидбеков. Личный ее состав — начальник станции и два телеграфиста.
Он также отмечает, что сельская администрация состоит из сельского старшины или его кандидата, и човуша [лицо, оглашающее указы, решения, приговоры населению — прим.].
О сельском суде смотритель пишет: «Заседание и разбор дел бывают только по воскресным дням и совершаются под открытым небом…. Для записывания постановлений и решений, по разным, подсудным им, крестьянским делам, у них есть шнурованные книги. Как первые (т.е. лица сельской администрации), так и вторые баллотируются обществом, через каждые три года и служат безвозмездно.»