Бриджит Бардо важнее космоса: журналист из Баку о нью-йоркцах 1960-х гг.

Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана».

Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану. В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».

В 1965 г. Шарифов в числе группы из 26-ти советских журналистов, полетел в США, где посетил несколько американских городов. Позднее он опубликовал свои впечатления о поездке в книге.

В США он провел три недели, по его словам «слишком маленький срок, чтобы понять эту огромную, противоречивую страну…»

Шарифов успел увидеть Нью-Йорк, и пожить неделю у местной семьи в Нью-Джерси. Далее, он и другие журналисты из СССР должны были лететь в Вашингтон. Вечером, за день до отлета, в зале местной церкви собрались на прощальный банкет все советские гости и их американские хозяева с детьми.

Кстати, в эти дни в США был запущен космический корабль «Джеминай-6», но по наблюдениям Шарифова, отношение у американцев к космосу было совсем не такое как у жителей Советского Союза.

«Меня очень удивило, что в доме, где мы жили, никто ни разу не вспомнил об этом. Даже телевизоры не включили, чтоб посмотреть, как чувствуют себя американские космонавты. Я вспомнил, что когда летают наши парни, это становится событием номер один для всей страны. С мыслью о них мы ложились спать и утром, проснувшись, включали радио, чтобы узнать, как себя чувствуют наши космонавты. Я вспомнил, как волновались мы, ожидая приземления. А в Америке я почувствовал какое-то безразличие к полетам космонавтов,» — отмечал журналист.

Приводнение «Джеминай-6» застало группу приезжих журналистов в конце путешествия в Нью-Йорке.

«Мы как раз собирались куда-то ехать, как примчалась наша переводчица Танечка: через 40 минут по телевидению будут передавать репортаж с места приводнения космического корабля «Джеминай-6». Мы, конечно, сразу бросились к телевизору. Вся наша группа была искренне рада благополучному возвращению на землю американских аэронавтов, — как называют космонавтов в Америке,» — рассказывал Шарифов.

Однако, как вспоминал бакинский журналист, гиды-американцы были недовольны «таким нарушением программы».

«Мало того, что их не интересовало и не волновало возвращение из космоса своих земляков, они еще удивлялись нашему интересу и радости. А один знакомый американец так мне объяснил это: «У каждого свой бизнес, у меня бизнес-завод, а у этих парней — космос. Сейчас эти космические мальчики неплохо заработают ка рекламах солидных фирм. Так что, ничего особенного…»,» — так описывал происходящее Шарифов.

В это же время в Нью-Йорк прибыла французская кинозвезда Бриджит Бардо, и, как пишет Шарифов, это интересовало американцев гораздо больше чем космонавтика. Главные телевизионные компании посвятили свои передачи не приводнению американских космонавтов, а приезду французской кинозвезды.

«Газеты, радио и телевидение захлебываясь рассказывали о том, что специальный взвод рослых полицейских не в состоянии обеспечить безопасность французской актрисы от ее поклонников. Правительство вынуждено увеличить охрану. Обе передачи шли одновременно. Потом я спрашивал многих американцев, — видели ли они телевизионную передачу, посвященную возвращению космонавтов? Почти все ответили отрицательно. Они предпочли смотреть на голые плечи и грудь Бриджит Бардо в окружении дюжих полицейских…,» — отмечал Шарифов.

Бриджит Бардо в Нью-Йорке, 1965 г.

Освещать деятельность французской звезды бакинский журналист не стал, зато посвятил несколько абзацев тому, как происходило приводнение космического корабля «Джеминай-6».

«Телевизионный репортаж вели с вертолетов и авиаматки, которая должна была подобрать кабину. Едва капсула с космонавтами опустилась на парашютах на воду, как появились вертолеты и в воду прыгнули несколько аквалангистов. Они протянули под кабиной матрац из пластика и надули его воздухом. Таким образом, кабина оказалась на надувном плоту. К этому месту полным ходом шел авианосец, чтобы поднять кабину на борт. Аквалангисты уже успели установить радиотелефонную связь с авианосцем,» — рассказывал он.

И далее: «Они, конечно, знали, что их показывают по телевизору и поэтому делали всякие трюки. К примеру, один из аквалангистов, разговаривая по телефону, сделал вид, что плохо слышно и долго болтал в воде телефонной трубкой. Все это время над кабиной летало несколько вертолетов, охраняя участок от возможного нападения акул. Минут через 40 подошла авиаматка и подняла на борт кабину. После этого космонавты вышли из своего космического корабля…»

По материалам книги «Чайки над Босфором»