Необходимость создать в Баку колхозный театр возникла еще в 1920-х гг. АКП(б) было вынесено специальное постановление о продвижении театральной культуры в сельскохозяйственные районы. Решению этой задачи помогло проведение Всесоюзной олимпиады. В дни олимпиады успешно выступила и была премирована агитхудожественная бригада клуба шоферов. Работа клубного кружка дала толчок к созданию нового театра. Так возникла идея на основе этого коллектива создать колхозный театр.
Алескера Шарифова назначили художественным руководителем колхозного театра. До этого он уже работал режиссером в Академическом Драматическом Театре. Шарифов дал согласие и приступил к работе.
Создание нового творческого коллектива было нелегким делом, отнимало много времени. В труппу вошло основное ядро бригады. Ее усилили ряды молодых актеров академического театра им. Д.Буниятзаде (С. Тагизаде, А.Камалов, И.Дагестанлы, А.Рзаев, Тамара Пашазаде).
В течение девяти месяцев театр должен был работать в районах Азербайджана, выступая в театрах, клубах районных центров, в совхозах, колхозах. Новый коллектив должен был ставить пьесы малых форм, готовить эстрадно-концертные программы.
Но в первой же своей работе Шарифов обратился к творчеству Дж. Джаббарлы, осуществив постановку его пьесы «Севиль». Почему коллектив, призванный показывать спектакли малой формы, сделал такой шаг? Дело в том, что Шарифов хорошо знал произведения Джаббарлы по академическому театру, был убежден в том, что именно они сейчас нужны массе сельских зрителей и что проблемы, поднятые в них, как нельзя лучше перекликаются с жизненно важными для деревни проблемами.
Выписанные драматургом с большой достоверностью образы были словно выхвачены из самой гущи жизни. В деревне шла классовая борьба, борьба за коллективизацию, за социалистическое преобразование жизни, и потому посвященные этим событиям пьесы Джаббарлы должны были вызвать горячий зрительский отклик и получить широкий резонанс. Целесообразной была постановка именно данной пьесы, ибо проблема раскрепощения женщины-азербайджанки стояла чрезвычайно остро. Да и состав творческого коллектива давал ему возможность постановки произведений больших форм.
Исходя из этих соображений, Шарифов приступил к работе над спектаклем. Он был поставлен за два месяца, и новый театральный коллектив, показав премьеру в городе, выехал в районы Азербайджана. Как и следовало ожидать, успех был большой. Зрители хорошо принимали спектакль, особенно женщины, которые видели в Севиль — себя, в ее судьбе — прожитую ими жизнь. Посетив ряд районов, коллектив вернулся в Баку.
Алескер Шарифов начал работу над пьесой, которая только что с шумом прошла на сцене академического театра. «В 1905 году» — так называлась эта пьеса Джаббарлы, которую с восхищением приняла театральная общественность. Этот спектакль отличался великолепным актерским ансамблем. Примечательным было то, что в нем наряду с актерами старшего поколения участвовала талантливая молодежь.
Шарифов много работал с молодыми актерами. Ряд ролей, получивших в свое время классическую интерпретацию на большой сцене, в исполнении молодых вызывали горячие возгласы одобрения крестьян-зрителей, заполнявших импровизированные театральные залы. С этими двумя постановками Шарифов предстал перед театральной общественностью. Они продемонстрировали умение молодого режиссера верно и глубоко прочитывать драматическое произведение.
В районах Азербайджана коллектив продемонстрировал свои немалые достижения, и ему сопутствовал успех.
Посещая деревни, районные центры, режиссер присматривался к людям, создававшим, преодолевая неимоверные трудности, новую жизнь. Он вновь и вновь убеждался, каким талантливым и прозорливым был Джаббарлы, как он глубоко и тонко знал жизнь, людей, вопросы, волновавшие современников. И поэтому, возвращаясь из поездок, Шарифов вновь и вновь обращался к драматургии Джаббарлы.
Возглавляемый Шарифовым коллектив с энтузиазмом работал над пьесой «Алмас». Постановка ее на академической сцене под руководством самого Джафара Джаббарлы безусловно оказала режиссеру колоссальную помощь. Осуществив за самое короткое время спектакль «Алмас», труппа выехала с ним в районы. Несмотря на то, что в спектакле академического театра актеры создавали блистательные образы, украсившие их творческие биографии, коллектив выдержал трудное соревнование и показал публике не менее интересную работу. «Алмас» триумфально шествовала по районам Азербайджана.
Три встречи с Джаббарлы, три спектакля по его пьесам дали молодым артистам многое. В его актив вошли глубоко современные спектакли. Этому талантливому коллективу, его главному режиссеру оказалось под силу поднимать сложный драматургический материал.
В успехе труппы немало заслуг принадлежало и молодому художнику Н.Фатуллаеву, давшему предельно выразительное оформление к постановкам Шарифова. Начиная с этого времени Шарифов-режиссер создавал свои спектакли в тесном творческом содружестве с художником Нусратом Фатуллаевым. И эта близость художнического видения играла немаловажную роль в создании высокохудожественных спектаклей.
После «Алмас» Шарифов обратился к совершенно новой для него форме — музыкальной комедии. Выбор пал на «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова. В труппе имелись актеры с неплохими вокальными данными. Шарифов с увлечением взялся за эту постановку. Как раз в это время молодой писатель Сабит Рахман представил театру рукопись переведенной им пьесы «Богатая невеста».
Так как в «Аршин мал алан» было занято мало исполнителей, то Шарифов, ознакомившись с переводом, решил распределить роли между актерами таким образом, чтобы к окончанию работы над опереттой сразу же начать другую. Труппа трудилась с напряжением, и вскоре сельские зрители увидели два новых спектакля. Выпустив «Аршин мал алан», Шарифов тут же принялся за «Богатую невесту». Через месяц состоялся выпуск второго спектакля, и театр предпринял очередную поездку по районам Азербайджана. Теперь труппа дольше задержалась в районах.
Попытка работать в полную нагрузку, одновременно над двумя спектаклями, дала хорошие результаты. После возвращения в Баку Алескер Шарифов включил в репертуар оперетту «Мешади Ибад» и новую пьесу Джаббарлы «Яшар».
Положенная в основу этого произведения тема была настолько актуальной, что завоевала среди зрителей, как и все произведения Джаббарлы, огромную популярность. Постановка «Яшар» продемонстрировала растущее мастерство коллектива. Вместе с ним рос и его молодой главный режиссер.
Алескер с особой приподнятостью работал над образами своих сверстников-современников. Ему хотелось посвятить им сценическое полотно, могущее с эпической широтой и реалистической достоверностью показать жизнь и борьбу, трудовые подвиги.
В 1935 году главный режиссер А.Туганов поручил Алескеру Шарифову постановку пьесы Курбана Мусаева «Кызыл чешмэ» (Золотой родник) о нефтяниках. Это была первая пьеса о добытчиках черного золота, если не считать поставленную в 1931 году, но не удержавшуюся на сцене, весьма слабую пьесу «Черная вода» Данилова. Фактически впервые на сцене предстояло показать суровые, но полные романтики трудовые будни бакинских нефтяников в живых и реалистически достоверных образах.
Во всяком случае, режиссер поставил перед собой такую задачу. Участники спектакля во главе с режиссером Шарифовым, несмотря несущественные недостатки пьесы, приложили много усилий, чтобы зритель не только поверил в реальность каждого ее героя, но и проникся верой в него, в сопричастность его мыслей и действий к миру собственных своих дел, идей и помыслов. Цель была достигнута.
В постановочную группу входили художник Нусрат Фатуллаев и композитор Ниязи, объединившие свои усилия для решения увлекшей каждого из них задачи — создания спектакля на современную тему. Он выдержал сто представлений, и все же оставалось чувство неудовлетворенности. Мечталось о пьесе, драматургически глубокой и масштабной, щедрой «материалом» для постановки и решения острой современной проблематики.
По книге А.Алиевой «Алескер Шарифов»
Все дороги ведут в театр: начало творческого пути Алескера Шарифова |