Г.Пашаева
Топонимы, в особенности ойконимы, тесно связаны с этническим составом населения определенной территории, т.к. они являются продуктом мышления народов, которые их создают. В большинстве случаев можно определить географию распространения разных народов по топонимам. Азербайджан и его неотделимая часть Нахчыван являются одной из древних территорий распространения поселений тюркских племен. Поэтому топонимический слой этих территорий сохраняет в себе особенности лексической, семантической системы тюркских языков.
В составе нахчыванских топонимов можно обнаружить элементы, которые относятся к древнетюркскому языку. Вместе с тем большое количество ойконимов содержат в себе названия древних тюркских племен, которые сыграли большую роль в формировании этногенеза азербайджанского народа.
Русские источники XIX — начала XX веков как свод материалов о Нахчыванских топонимах
Русские источники XIX — начала XX веков дают богатую информацию об азербайджанских топонимах. Известно, что после русско-персидских войн (1804—1813, 1826—1828) Северный Азербайджан был присоединен к России.
После этого началось изучение этих земель и появились многочисленные краеведческие труды, например, «Статистичесикое описание Нахичеванской провинции» В.Григорьева, «Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи» И. Шопена, «Альфавитный указатель к пятиверстной карте кавказского края» П. Пагирева, «Материалы по истории и этнографии Нахичеванского края» К. Смирнова, «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» и т.д., которые представляют особый интерес потому, что в этих источниках имеется информация о древней части территории Азербайджана — о Нахчыване.
Изучая эти сведения можно представить список топонимов Нахчыванской территории XIX — начала XX веков. Отметим, что некоторые из топонимов того времени уже не существуют. Нахчыван как древняя азербайджанская земля является одним из древних поселений тюркских племен. Поэтому многие топонимы данной территории, в особенности ойконимы, связаны с названиями разных тюркских племен. Рассмотрим некоторые нахчыванские этнотопонимы, которые встречаются в русских источни- ках XIX — начала XX веков.
Нахчыванские топонимы, связанные с племенами Кенгерли
Один из сильных и крупных племенных союзов, живших на территории Нахчывана еще с древних времен является тюрко-огузское племя кенгерли. Племена, входящие в данный союз, охватывали значительную часть Нахчыванской территории. Эти факты отражаются в разных источниках, в том числе в русских письменных памятниках XIX — начала XX веков.
Например, К.А.Никитин в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа» (1882 г.) в своей статье пишет о Нахчыванском ханстве: «Татары (азербайджанцы) составляли господствовавшее население в этом ханстве, куда с давних времен переселились Кенгерлы, по Шопену древние Канглы, или Печеньги, выходцы из Диярбекира и Кораджаларские Куртины».
К.Н.Смирнов уточняет: «Наиболее распространено мнение, что в Нахкрае осели племена Беят, Джеваншир и Кенгерли. Сохранилось сказание о том, что около тысячи лет назад по вызову халифов для завоевания Закавказья кенгерлинское племя вместе с племенем джеванширов пришло в Карабаг и в Нахкрай».
Другой русский автор В.Григорьев (1833 г.) дает название всех кенгерлинских племен, живших в разных деревнях. Это очень важная информация, потому что многие села в Нахчыване связаны с именами этих племен. Так, Юрдчу (в деревне Джахри), Гюмюшлу (в деревнях Гаурарх, Хок, Шахтахты, Гилдесер), Халхаллы и Гарахан- бейли (в деревне Вайхыр), Агабейли, Джыгатайлы, Гараджалы, Биллиджи, Гаратулаглы, Геджелер, Сарванлар, Шахбанлы, Алиханлы (в городе Нахчыван), Арованлы (в деревне Дизачи Керимбей), Салайчы (часть в городе, другая часть в деревнях Нахаджир, Кюлюс, Махмудоба), Гызыллы (в деревне Кюлтепе), Пирхаханлы (в деревне Гахаб), Гызылгышлаглы (в деревне Булган), Келфирли (в деревнях Тиркеш, Саласуз), Гарабаглар (в деревне Гарабаглар) являлись этнически кенгерлинскими.
К.Н.Смирнов, основываясь на материалах Нахчыванского архива, дает названия 28 кенгерлинских племен: Юрчи, Гемаи, Аравсияклы, Гарадолаги, Гяраханбекли Алиханлы, Сарабанлахи, Гаджилари, Гарабулаги, Сарбанлари Джамидли Гарагасанлы, Халхалы, Билиджи, Раяти, Пир-Гасанли, Кизилкышлаги, Татарлы, Казилли, Джигатали, Булгарлы, Агабекли, Гараджаги, Дидварлы, Салаги, Кяльфирли, Алекпери.
Автор сравнивает списки других русских авторов и замечает, что «у И.Шопена нет нескольких названий, а с другой стороны, у Шопена есть поколения, неупоминаемые в более позднем списке».
В списке И. Шопена отсутствуют Сарабанлахи, Караджаги, Карабулаки, Раяти и Татарлы. Но И.Шопен отмечает такие кенгерлинские племена, как Карабегляр, Куртлар, Шабанлы, Панагли, Бекдили, Курд-Махмудлу, Амянлы, Зиятлы, Баркушатлы.
Названия нахчыванских деревень Дидивар, Арафса, Халхал, Кечили, Гарабаглар, Гарахан-бейли, Саласуз, Туркеш, Йурдчу, Джагатай, Каласир, Рейте связаны с названиями кенгерлинских племен. В русских источниках XIX—XX веков в большинстве случаев неправильно толкуется значение этих ойконимов.
Рассмотрим некоторые из них:
Арафса — К.Н. Смирнов пишет, что топоним Аравса имеет персидское происхождение и понимается как «склон горы», хотя автор сам выше указывает его как название одного из кенгерлинских племен.
Кечили — К.Н. Смирнов объясняет это название как «козеведы», а другой русский автор Ф.Ганн как «место обитание коз». Но Кечили является этнотопонимом. Кечи (то есть коза) являлась онгоном некоторых тюркских племен. В эпосе «Китаби Деде Горгуд» («Книга моего деда Горгуда») также имеются эпизоды, связанные с онгоном коза. Этноним кечили образовался на основе этого онгона. В тюркских племенах часто наблюдается превращение онгона в название племени. Названия племен Акгоюнлу (букв. «Белобараны») и Гарагоюнлу («Чернобараны») является наглядным примером.
Гарабаглар — на территории Азербайджана такие топонимы, как Гарабаглар, Гарабаг, Гарабаглы, широко распространены. Исследователи связывают такие названия с племенем гарабаглар, которое являлась одной из поколений кенгерли- печенегов и пришло на Кавказ в составе гуннских племен.
Йурдчу-Гирдесер — в средние века йурдчу был названием должности. Как отмечалось в Азербайджанской советской энциклопедии — «В армии государства Хулаки служили такие чиновники, как инаг, бакаул, йурдчу, беларгучу, бахши и т.д. В лагерях, летовках и зимовках поселения падишаха и военных отрядов — юрты построились со стороны юрдчу». Одно из поколений кенгерли исполняло такую должность, а затем это утвердилось как их название.
Гурдгулаг — русский исследователь XIX века В.Григорьев отмечает Гурдгулаг как название деревни и горы на территории Дерелеезского магала. Левый приток реки Арпачай тоже назывался Гурдгулаг (позднее эта деревня оказалась на территории Армении, название деревни было изменено на Болораберд). Известно, что в XIX веке, после того как Нахчыванское ханство было завоевано Россией, постепенно некоторая часть территорий ханства была передана Армении. Топоним связан с тюркским племенем гурт.
Г.Гейбуллаев отмечает, что в начале XIX века эти племена также жили в Ширване и относились к кенгерлинским племенам. Русский автор И.Шопен название куртлар/гуртлар дает в списке кенгерлинских племен. Второй компонент топонима — кулак в тюркских языках в географической терминологии употребляется в значении «балка, ущелье», «что-то выдающееся, четко выделяющееся в рельефе». Топонимы с компонентом «кулак» встречаются на многих тюркских территориях: Ташлы-кулак, Ариукулак, Газангулак, Гузугулак и т.д.
Нахчыванские топонимы, связанные с огузскими племенами
Огузские племена, являющиеся предками азербайджанцев и оставившие свои следы на территории Нахчывана, имеют древнюю историю. М. Кашгари в своей книге «Дивани лугат-ит тюрк» приводит названия 22 огузских племен. Он пишет, что эти племена являются корневыми, они разветвляются на другие поколения, которые называются именами предков.
В некоторых письменных памятниках их число равняется 24-м. В русских источниках XIX — начала XX веков об этих племенах не говорится, потому что русские называли всех тюрков, живущих на территории Азербайджана, татарами. Названия огузских тюрков сохранились в топонимах всего Азербайджана и на территории Нахчывана. Например, ойконимы Бекдили, Боюкдуз, Эйрек, Халадж, Гарахесенли, Гарачуг, Гархун, Огуздаши, Чиве (от этнонима Ийве), Алышар (искаженная форма этнонима Афшар), Биченек (от этнонима Печенег), Гайалы (от этнонима гайы), Сичанлы, ороним Газангёлдаг, название родника Газанйайла связаны с названиями разных огузских племен.
Халадж — русский автор ХХ века К.Н.Смирнов объясняет слово халач как «трепальщик». Такое объяснение неправильно. Топоним связан с названием древнетюркского племени халадж. Халаджи, живщие на берегах Амударьи, распространились в XVII веке в Мугани, в конце XIX века в Джавадском уезде. О халаджах упоминается в эпосе «Шу», который имеется в книге «Дивани лугат- ит тюрк» М.Кашгари. Отметим, что в этом эпосе описываются события времен Александра Македонского.
Гара Хасанлы — К.Н.Смирнов связывает этот топоним с именем разбойника Гара Хасан. Однако топоним Гарахасанлы распространен как на территории Азербайджана, так и в других тюркских регионах. Это позволяет прийти к мнению, что топоним происходит не от имени разбойника, как это отмечает К.Н.Смирнов, а от названия огузского племени гарахесенли.
Гарачуг — К.Н.Смирнов пишет, что топоним состоит из слов кара — «земля» и чок — «много». Деревня называлась так, потому что здесь много посевных участков. Но название Гарачуг связано с именами огузских племен. В «Диване» М.Кашгари Гарачуг показан как один из огузских городов. В эпосе «Китаби Деде Гогуд» Гарачуг является именем одного из героев.
Гархун — русский автор И.Шопен пишет, что в этой деревне известны интересные надгробные памятники — каменные фигуры баранов. Баран был символом власти у зороастрийцев (I тыс. до н.э.), одним из тотемов огузских племен. Это свидетельствует о том, что в деревне Гархун с древних времен обитали огузские тюрки. Гархун является названием поколения, которые относились к огузским племенам Боз-Ок. Средневековый автор Абулгази хан (XVI в.) писал о том, что каркыны (гархуны) являются потомками Йулдуз хана — сына Огуз хана. Гаркыны пришли на территорию Азербайджана в 30—40 годы XI века. Некоторые полагают, что гархуны те же самое, что и гара хуны, то есть «черные гунны».
Сичанлы — топоним сформировался присоединением к этнониму синджан суффикса «-лы», который обозначает принадлежность. Синджан принадлежал огузскому племени бекдили. Таким образом, этноним синджан, принимая суффикс «-лы», в результате адаптации к местному произношению участвовал в образовании топонимов в форме «сичанлы»».
Махмуд кенд — по мнению исследователей, этот ойконим происходит от названия одного из поколений шахсевенов, которые являлись потомками огузов. Эти огузские племена смешались с местными тюрками в XIII—XIV веках.
Афшар — огузские племена афшары в период правления Сефевидов и Надир шаха Афшара сыграли важную роль в политической жизни территории. Все ойконимы Афшар связаны огузскими племенами афшар.
Коланы гышлагы — К.Н.Смирнов объясняет этот ойконим как «открытый» и пишет, что здесь был открытый загон для скота, поэтому деревню называли Коланы гышлагы. Другой русский автор Ф.Ган отмечает ойконим в форме Келанлы, объясняет слово как «роща», «место рощи, лесистая местность». Но ойконим происходит от названия племени коланы, которое в Средние века проживало в Гарабахе и частично в Иревани. Некоторые исследователи считают, что этноним восходит к племенам кол, которые были потомками печенегов. Г.Гейбуллаев пишет, что эти племена были известны в южно-русских степях под названием кул.
Чиве — топоним образовался на основе этнонима ийве/йиве. Фонетический вариант этого этнонима — Чиве образовался в результате чередования звуков й~ч. Такое чередование характерно для тюркских языков. В источниках говорится, что ийве является одним из 24 огузских этнонимов и огузское племена ийве населяли Закавказье. Ийве также был именем третьего сына Денгиз хана, который был сыном Огуз хана.
Биченек — ойконим связан с печенегами. В азербайджанской лингвистике об этом впервые упомянул З.Буньядов. До него такие топонимы объяснялись как «место сенокоса», «сенокос». Исследователи считают, что печенеги являются одним из поколений кыпчагских племен. Печенеги, живщие в VI—IX веках на территории между Уралом и Волгой, пришли на Южный Кавказ в VII—XI веках и сыграли большую роль в формировании этногенеза азербайджанского народа. В источниках XIX века на Кавказе можно встретить многие топонимы, связанные с этим этнонимом: в Тифлисской губернии Бежантке, Беджаниани, Бесано, в Кутаисской губернии Бжиневи, в Иреванской губернии Беджини и т.д.
Нахчыванские топонимы, связанные с булгарскими племенами
Одно из тюрских племен — булгары — являются древними жителями Азербайджана. В книге «Гарабагнаме» есть сведения о том, что в античных и древних веках (в V веке до н.э. — в X веке н.э.) на территории Азербайджана жили и правили некоторые тюркские племена. Роль таких племен, как булгары, гунны, сабиры, хазары, огузы, джинли, сакы, гашгайы, гаргары, гарабанлары, агбанлары и др. в формировании этногенеза Кавказской Албании и Азербайджана несомненна. Такие нахчыванские топонимы, как Булган, Газанчы, Гуллар, Вананд, связаны с названиями булгарских племен.
Булган — К.Н.Смирнов объясняет этот топоним как «водоворот». Другие ученые считают, что название деревни Булган связано с топонимом Булчу/Болчу, о котором четыре раза упоминается в Древнетюркских письменных памятниках [Памятник Кюл Тегин, восточная сторона, Памятник Билге Каган, восточная сторона, Памятник Тоньюкук, первый камень, северная сторона, Памятник Шине-Усу, южная сторона].
В.В.Радлов отмечает, что Булчу находится на западе Иртыша в стране Туркеш. Тот факт, что в Нахчыване была основана деревня Туркеш, еще раз утверждает связь названия деревни Булган с древнетюркским топонимом Булчу. Суффикс -gan (-yan, -qan, -kan) имеет два значения: уменьшительно-ласкательное значение и как суффикс, образующий гидронимы. В составе некоторых топонимов суффикс «-gan» употребляется в значении «деревня». Итак, слово Булган означает «деревня Булчу».
Вананд — К.Н.Смирнов пишет, что название связано со словом ванвенд — «лесистая местность». Другие ученые считают, что название происходит от имени булгарского вожака Венд. И.Шопен по этому поводу пишет: «Во время Аршакидов в период правления Аршака или Арзаса множество народа под предводительством некоего Венда оставило отечество свое в Кавказских горах и Булгарии переселились в округ Араратской провинции, называемый Анпант Басен, то есть Басен Безлесный, который в последствии, от имени сего Венда был назван Вананд».
И. Шопен отмечает, что эта деревня находится сейчас вблизи истока реки Арпачай. Эта река находится в Нахчыване. Отсюда можно сделать вывод, что название деревни Вананд связано с булгарскими племенами.
Ордубад — в современных исследованиях слово Ордубад толкуются по-разному. Слово орду или орда является древнетюркским ойконимическим термином. В монгольском языке встречается в форме орда (например, Алтун Орда, Гёк Орда, Ак Орда). В тюркских языках это слово употреблялось в значениях «лагерь вожака кочевого племени», «ставка хана», «дворец хана», «постоянное место жительства» и т.д. Топонимы, связанные со словом орду/орда, встречаются на многих тюркских территориях: Орду, Куз Орду, Орду Халадж и т.д.
Второй компонент ойконима — бад — является искаженной формой слова бард/пард, «который служил самоназванием прикамских булгар и одного из ответвлений татар. Этот древний этноним сохранился до сих пор в топонимии Прикамья — селение Бардым/Партым в Пермской области». В Азербайджане название города Барда тоже связано с этнонимом «бард». Отметим, что русский автор И. Шопен в своей книге также упоминает эти племена, отмечая, что он услышал здесь легенду о Короглу, воспеваемый здешними бардами. Таким образом, ойконим Ордубад состоит из слов орду и этнонима бард и означает «город, лагерь бардов».
Бердик — на территории Кавказа встречаются топонимы, связанные со словом берд/берт/бард. Например: Берта, Бертанага, Бертах, Бертубани, Барда и т.д. Эти топонимы, в том числе топоним Бердик, связаны с этнонимом бард. Бердик состоит из двух компонентов: этнонима берд/бард и слова дик. Слово дик в современном азербайджанском языке означает «холмистое место», «высокое место». Итак, ойконим Бердик можно понимать как «холм бардов».
Газанчы — топонимы Газанчы и топонимы с компонентом газан широко распространены на исторических территориях Азербайджана. По сведениям, до 1920-го года на Кавказе существовали 24 топонима с компонентом газан, а в Азербайджане — 10 деревней Газанчы. Такие топонимы встречаются и на других территориях, где проживали тюрки — на Украине, в Башкирии, Туркменистане, в Восточной Сибири, Иране, Турции. Существуют множество разных мнений о топонимах Газан/Газанчы.
Естественно, что широкое распространение таких топонимов свидетельствует об их происхождении от этнонима. Известный ученый Г.Гейбуллаев считает газанчы одним из ответвлений булгарский племен. Племена газан пришли в Закавказье в составе булгаров во II веке до н.э. Есть сведения, что в XIII—XIV веках они были в составе кыпчагов. Итак, ойконим Газанчы формировался на основе тюркского этнонима «газан».
Нахчыванские топонимы, связанные с другими ответвлениями тюркских племен
В XIX—XX веках на территории Нахчывана встречаются ойконимы, связан- ные и с некоторыми другими ответвлениями тюркских племен.
Салтаг — ойконим состоит из слов «сал» и «таг». Сал является древнетюркским этнонимом. Тюркоязычные племена сал пришли в Албанию в составе аваров в 686-м году. Византийский автор VI века Менандр также упоминал о гунских племенах сал на Северном Кавказе. Топонимы с компонентом сал имеют большую географию. В Азербайджане такие топонимы, как Салоглу (в районе Агстафа), Салварды (в районе Шахбуз, название горы и реки), Салтах (в районе Джулфа), Салйер (в районе Шамкир), Салдаш (в районе Губадлы), название района Салйан и т.д. связаны с тюркскими племенами сал. Слово «таг» встречается в составе топонимов в разных фонетических вариантах на всех тюркских территориях и означает «гора».
Херхер (Herher) — этот нахчыванский ойконим оказался в составе названий поселений Армении. Правый приток реки Арпачай тоже назывался Херхерчай. Название деревни свидетельствует о его тюркском происхождении, ойконим связан с тюркскими племенами гаргар (Кавказкая Албания). Топонимы, связанные с племенами гаргар в фонетических вариантах Гаргар/Херхер/Хархар, встречаются на разных территориях Азербайджана в составе ойконимов, оронимов, гидронимов. Например, Гаргар чай (на территории Нагорного Карабаха), селения Гергер и Хархар, источник Хархар (в районе Гедебек), река Хархар (в районе Шамкир), ороним Гаргар (в районе Ходжалы) и т.д.
Гушчу — это нахчыванское селение также оказалось на территории Армении. Его название было изменено на Кечуд. Этот тюркский ойконим в русских источниках XIX—XX веков трактуется как «птицевод» (от слова quş — птица). Авторы связывают название населенного пункта с занятием жителей и уточняют, что в этой деревне занимаются птицеводством, куроводством. С другой стороны, широкий ареал распространения топонима утверждает его связь с тюркским этнонимом гушчу, который встречается также у других тюркских народов. Например, казахи называют их кушси, башкиры — кушчи и кошси, туркмены — кушчи, ногаи — кушси, киргизы — кушчу и т.д. Значит, топоним происходит от тюркского этнонима гушчу.
Арпа — этот топоним встречается в русских источниках XIX—XX веков как название реки и деревни в Нахчыване (Шаруро-Дерелеезком уезде). Деревня Арпа оказалась на территории Армении, и ее название было изменено на Арени. Топоним Арпа имеет тюркское происхождение, связан с тюркским этнонимом арма/арба/арпа. В источниках XIX—XX веков топонимы с компонентом арпа встречались на разных территориях Кавказа. Например, в Карсе Арпа-гёл, в Зенгезуре Арпа-гедик, Арпатепе, Кагызмане Арпалы, в Загатале Арпа-дереси и т.д.
Не только на территории Азербайджана, но и на других тюркоязычных территориях встречались такие топонимы, как Арпа дагы (в районах Агсу, Шамкир), Арпа дереси (в районах Огуз, Агдам, Губадлы, Дашкесан, Газах, Зенгилан, Кельбаджар, Геранбой, Ордубад, Ханлар), Арпа дузу (в районе Кельбаджар), Арпа ялы (в районах Кельбаджар, Шуша), Арпа чокейи (в районах Товуз, Ханлар), в Карсе — Арпагала, Арпашен, в Грузии — Арпатала, деревня Арпа, в Крыму Арпалар, в Казахстане Арпа сую и т.д. Такое широкое распространение топонимов с компонентом арпа еще раз доказывает их происхождение от этнонима.
Арбатан — эта деревня была основана в районе Шарур. В некоторых исследованиях ойконим объясняется как «мужчина, джигит» и «batan» — умер, то есть «место, где умер джигит». Русский автор начала ХХ века Ф.Ганн также разделяет это мнение и относит это слово к армянскому языку. Но даже такое объяснения слова арбатан говорит о его тюркской этимологии, так как слова ər и batmaq имеют тюркское происхождение. Топоним происходит от названия тюркского племени арбатан. Арбатан является названием одного из бурятских племен. Это название встречается среди монгольских племен и монголизированных элементов. Из истории известно о нашествии монголов в Азербайджан (XIII век). Естественно, что эти племена оставили свои следы в топонимах Азербайджана, и название селения Арбатан является одним из них.
Яйджы — название деревни встречается в письменных памятниках XVI века. В районе Джулфа и Шарур были основаны деревни Яйджы (в Шаруре Ашаги Яйджы). К.Н.Смирнов связывает название деревни с названием оружия, так как «yay» переводится как лук, и отмечает: «Яй — тетива лука, а также трепалка для шерсти. С одной стороны, может быть тут были хорошие стрелки из лука, а вероятнее, трепальщики шерсти. Этим именем называются два селения: одно в Шаруре, другое в Ордубадском районе». Название деревни происходит от этнонима яйджы. Впервые племена яйджы упоминаются Абулгази ханом Хивинским. Племенные союзы шор тоже называли себя «yay» — тетивой лука. Мифизация названий оружий и отражение их в названии племени является древней традицией тюрков. Например, названия племен Бузуг (букв. Серые стрелы), Уч Ог (букв. три стрелы) тоже образовались в результате этого мифического представления.
Ахта — в XIX веке эта деревня находилась в Дерелеезском магале Нахчыванской провинции. Позднее оказалась в составе Армении. Ф. Ганн отмечает его как Ахты и пишет, что слово происходит от еврейского achot — «сестра» и полагает, что селение основано какой-то сестрой двух братьев, пришедших сюда. Другие ученые считают, что название деревни происходит от тюркского этнонима ахта. Некоторые исследователи относят племена ахта/ахтачы к киргизско-огузским племенным союзам, а некоторые к племенам падар. Н.Нуриева отмечает, что племена ахтачы в древности жили у подножья Тьяншаньских гор. Топонимы с компонентом ахта встречаются также в других тюркских ареалах.
Например, в Башкордостане — деревня Ахта, в Дагестане — село Ахты, в Армении — Ахта (позднее Раздан), Ахтахана (позднее Дзорастан), в Крыму Кыр Актачы (позднее Даровка), Кучук Актачы (позднее Куликовка), Актачы Кубан (позднее Волноже) и т.д. История слова ахта восходит к временам правления Чингиз хана, в эти времена людей, которые смотрели за лошадьми и строили их в ряд, называли ахтачы. Ахта на монгольском означает «лошадь». Ахтачы считалась важной должностью. Название этой должности потом превратилось в название отдельного поколения.
Азадех — деревня Азадех, также оказавшаяся на территории Армении. В XIX веке она относилась к Дерелеезскому магалу Нахчыванской провинции. В некоторых источниках топоним встречается в форме Азадек, Азадяк, Азадер. В русском источнике XIX века пишется, что деревня Азадер состоит из трех смешенных селений: Аза-Юхары (Верхняя Аза), Аза-Ашаги (Нижняя Аза) и Дер.
Отметим, что Ордубадский округ Нахчыванского магала был известен персами как Аза Джиран. Этот топоним связан с тюркским этнонимом аз. Название племени аз встречается также в древнетюркских письменных памятниках. Слово аз/ас употреблялся в значении «сильный». Это тюркское племя, которое В.Бартольд назвал «неизвестным племенем», ассимилировалось в среднетюркском периоде. Название этого народа сохранилось в таких топонимах, как Азия, Асса в средней Азии, около Сырдарьи Аса, Аснас, Асар, на Урале и на территориях между Волгой и Камой Ассы, Ассылы, Асы, Аша и т.д.
Чирах-оглу/Чирахлу — в XIX веке поселение относилось к Дерелеезскому магалу Нахчыванской провинции. П.Пагирев отмечает данное название этого селения в форме Чирахлур. Топоним связан с тюркским этнонимом сирак. Впервые о племенах сирак, живших на Северном Кавказе, упоминяет Страбон в I веке. По разным данным, племена сирак жили в Кубанской степи, со II века они начали расселяться на Кавказе. Одно из ответвлений кызылбашей (Первоначально объединение туркоманских кочевых племён, говоривших на азербайджанском языке. Позднее кызылбашами стали обозначать всех подданных Сефевидского государства) тоже называлось чыраглы. Суффикс -лы/лу обозначает принадлежность жителей Чирахлу к племени чирак.
В связи с историческими и политическими условиями в Азербайджане XIX — начала XX веков некоторые из нахчыванских топонимов тюркского происхождения исчезли, названия некоторых из них изменены. Но в русских источниках этого периода они запечатлены как неопровержимые факты истории.
По материалам Вестника РУДН