Н.Алескерова
Среди огромного количества средневековых суфийских братств большое число приверженцев в Азербайджане имело братство Халватийа, которое зародилось в исторической области Ширван. Первый период развития этого братства называется ширванским, благодаря деятельности сыгравших большую роль в становлении и развитии братства лахиджских, шамахинских и бакинских суфийских шейхов в Северном Азербайджане.
Ключевая роль в становлении Халватийи принадлежит сеиду Яхье Баха ад-дину аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Халвати (умер в 1463 или 1464 г.).
Он разработал организационную структуру братства и оставил последующим поколениям суфиев свои научно-богословские сочинения – (раса’ил), а также сборник литаний на арабском языке – «Вирд ас-Саттар» («Прощающая молитва») или «Вирд-и Йахйа», как его называли члены братства Халватийа «Ауради-Шариф» («Благородные молитвы»).
Мавзолей Яхьи ал-Бакуви (в комплексе дворца Ширваншахов в Баку под названием «Мавзолей дервиша», XV век) — памятник культурного наследия Азербайджана. В 1964 году дворцовый комплекс был объявлен музеем – заповедником и взят под охрану государства (тогда Азербайджанская Советская Социалистическая Республика). В 2000 году уникальный архитектурно-культурный ансамбль, наряду с обнесенной крепостными стенами исторической частью города Баку и «Девичьей башней», был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Деятельность Яхьи ал-Бакуви в качестве руководителя Халватийи начинается после смерти его шейха Садр ад-дина Хаййави, когда в центральной обители братства в Шамахе возник спор о том, кому возглавить общину и центральную обитель. Было два претендента: шейх Таки ад-дин пир-заде и сеид Яхья ал-Халвати. Должность тогда была выборной, а не наследственной.
Но Таки ад-дин смог привлечь на свою сторону большинство представителей братства, и они выбрали его руководителем. Яхья, не согласившись со сложившейся ситуацией, покинул Шамаху и, по приглашению своего покровителя султана Халил Аллаха, переселился в Баку — один из самых богатых городов Ширвана и важный порт на Каспийском море, являвшийся с конца XII в. зимней резиденцией Ширваншахов династии Дербенди.
Поселился сеид Яхья на территории дворца Ширваншахов — в резиденции Халил Аллаха. Там он стал придворным шейхом. Халил Аллах создал все условия для проповедей и наставничества сеида Яхьи, так как сам он был прежде всего любимым муридом (ученик суфийского шейха) ширванского шейха. Для Яхьи он выделил старую мечеть Кей-Кубада, построенную султаном Кей-Кубадом.
Постепенно к шейху стали стекаться люди из Баку и его окрестностей, а также из Ширвана, Аррана, Карабаха, Мугани, Табриза и из Малой Азии. Согласно источникам (трудно сказать, насколько они беспристрастны), число его муридов превысило 10 тыс. человек.
Прежний центр братства в Шамахе фактически утратил свою роль главной обители, потому что не смог привлечь к себе такого количества адептов, как это удалось сеиду Яхье. Он превратился в ведущего наставника и руководителя Халватийи, а Баку стал одним из центров суфизма. После этого Яхья аш-Ширвани принял вторую нисбу (часть арабо-мусульманского имени) — ал-Бакуви. Ширваншах Халил Аллах часто советовался с шейхом по делам управления подвластными территориями.
Шейх часто уединялся, жил в полном затворничестве, предаваясь строгим аскетическим и мистическим упражнениям. Он был очень привязан к султану Халил Аллаху. Тем, кто молился за его долголетие, он велел: «Вы молитесь не за меня, а за Халил Аллаха, так как мое существование полностью зависит от его жизни». И действительно, в этих мистических словах был особый смысл.
Согласно источникам, сеид Яхья ал-Бакуви умер через девять месяцев после смерти своего любимого ученика, не вынеся разлуки с ним. В этот промежуток Яхья посвятил своему муриду одно из известных сочинений — «Кашф ал-кулуб» («Раскрытие сердец»).
После смерти Яхьи ал-Бакуви между его последователями возник традиционный спор о руководстве бакинской обителью. Было двое претендентов на лидерство: Зийааддин Йусуф Мускури — потомок арабских переселенцев, прибывших из ал-Мадины в Карабах, а оттуда в село Мускур в Кубе (Губинский район Азербайджан) и Шукр Аллах.
Но средний сын Йахйи, Фатх Аллах, заявил, что свой пост отец завещал ему. Получив поддержку большинства членов братства, он стал пустнишином (глава братства) бакинской обители.
Как и в случае с самим Яхьей, не согласившись с выбором собратьев, Мускури и Шукр Аллах покинули Баку. Йусуф Мускури направился в Шамаху и основал в ней свою обитель Халватийи, воспитав Мухаммада Рукки, который стал во главе шамахинской обители после смерти Йусуфа Мускури (1485 г.).
По мнению азербайджанского ученого Машадиханум Нейматовой, ветвь Йусуфа Мускури функционировала в селе Шыхлар Хачмазского района. В селе было обнаружено старое кладбище. По-видимому, это кладбище принадлежало шайхам братства, так как на могильных камнях выявили эпитафии, свидетельствующие о том, что здесь были похоронены последователи шейха Йусуфа Мускури. На могильном камне Мухаммада Амина была надпись о том, что он умер в 1555 г.
Эпиграфические памятники Азербайджана свидетельствуют о том, что последователи братства Халватийа действовали также и в селе Пир Вахид Губинского района. Последователи братства проживали также на территории, которая позднее вошла в Габалинский район Азербайджана.
Последователем Йусуфа Мускури был и ‘Абд ал-Маджид Ширвани, который в 1556 г. переехал в Токат в Малой Азии, где начал распространять учение Халватийи. Здесь он воспитал многих муридов, в том числе Шамс ад-дина ал-Сиваси, благодаря которому впоследствии в Токате сформировалось одно из основных дочерних ответвлений — Халватийа — Шамсийа.
Второй претендент на лидерство в бакинской обители — Шукр Аллах — удалился от мирской суеты, надолго занявшись созерцательным затворничеством, а после совершил хадж. Но спустя всего лишь год после выборов Фатх Аллах по непонятным причинам скончался (1466-1467 гг.).
Оставшись без явного лидера, муриды бакинской обители пригласили Шукр Аллаха, выбрав его пустнишином обители. Приехав в бакинскую обитель, Шукр Аллах смог на время восстановить ее былой авторитет и собрать вместе всех приверженцев Халватийи. Он руководил общиной в течение семи лет — до своей смерти в 1473 г. Согласно сведениям османского суфия и поэта ал-Хулви, он погиб во время произошедшей между Узун Гасаном (государство Аккоюнлу) и османским султаном Мехметом II Фатихом знаменитой битвы при Отлугбели в 1473 г.
Младший сын Яхьи, пир-заде Наср Аллах, был приглашен крымским ханом в Крым, где стал проповедовать идеи Халватийи в специально построенной для него обители, попутно заняв должность накиб ал-ашрафа (пост, обозначающий главу или руководителя потомков пророка Мухаммеда) Крыма.
По сведениям ал-Хулви, в XVII в. в Крыму проживали его потомки. Кроме упомянутых, Яхья ал-Бакуви подготовил ещё много правопреемников. Среди них — Баба Кутб, который в течение тридцати лет был рядом со своим учителем, Синан Руми (родом из Стамбула), Баба Расул ал-Халвати.
После Шукр Аллаха цепочка бакинских шейхов прекращается. Можно предположить, что эта обитель опустела, прекратив свою деятельность. Во многом это было вызвано тем, что Сефевиды, придя к власти в Тебризе и Баку, стали преследовать своих идеологических и политических конкурентов, в том числе и Халватийу, поэтому почти все халвати, преследуемые властями, уехали из Ирана и Азербайджана.
Так, уроженец Шамахи Камал ад-дин (умер в 1521 г.) — еще один заместитель Яхьи ал- Бакуви — уехал из Баку в Каир, где поселился в квартале Хан ал-Халил, занявшись традиционно ширванским ремеслом — изготовлением шелковых головных платков. Скончался он там же.
В основном впоследствии деятельность Халватийи развивалась в Османской империи благодаря дочерним ответвлениям. Это братство превратилось в одно из влиятельных суфийских общин империи наряду с Накшбандией, Маулавией и Бекташией.