Воспоминания милиционера из Баку: Долгий путь из Ходжавенда в 1991 г.

В.Иманов

3 октября 1991 года. Идет Карабахская война. Группа сотрудников специальных подразделений милиции при МВД Азербайджана — Юрий Ковалёв, Сергей Барин, Андрей Куделин и Александр Абрамов возвращались с боевого задания в Ходжавенде. Они попали в засаду, отбивались до последнего патрона и пали смертью храбрых.

Впоследствии, Юрию Ковалеву за проведенные успешные операции и проявленный героизм против армянских оккупантов было присвоено звание Национального героя Азербайджана. Об этом повествуется во многих источниках…

Но, как стало известно позднее, Андрей Куделин и Александр Абрамов выжили в том бою. В силу скромности они много лет не заявляли о себе.

Андрей Куделин родился 28 мая 1969 года в Баку. С детства мечтал связать свою жизнь с военной сферой. В армии служил в войсках спецназа и десантных частях.

Когда в Карабахе разгорелась война, Куделина приняли в специальное подразделение милиции при МВД Азербайджана.

«Азербайджан является моим домом, моих предков и детей. Мои предки обосновались в Шемахе в конце 18 века, а в начале 19 века переехали в Баку. Они были довольно состоятельными людьми, промышленниками, но во времена Советской власти репрессированы и расстреляны,» вспоминал А.Куделин много лет спустя.

«… возвращаясь на много лет назад, я был принят на службу после жесткого экзамена, который проходил в несколько туров и охватывал различные степени тяжести военной подготовки, вплоть до рукопашного боя с мастером черного пояса. В те годы не каждого брали в ОМОН. С Юрием [Ковалёвым] мы познакомились уже в Карабахе, после его успешного участия в Чайкендской операции. Он был командиром моего подразделения. У нас было абсолютное взаимопонимание и взаимовыручка, с таким командиром вообще не было страшно идти в бой. Он был прирождённым воином, бесстрашным и отважным! Истинным лидером, который вел всех за собой…», — рассказывал Андрей Куделин.

Куделин также вспомнил о том дне, который перевернул не только его жизнь, но и оставил двух дочерей Юрия Ковалева сиротами:

«…В тот день мы возвращались после успешного задания в Ходжавенде. Среди нас был Сергей Барин, он только присоединился к нам после армии и это был его первый бой, который, к большому сожалению, стал последним. Юра был за рулем, я находился справа, а на заднем сиденье находились Александр и Сергей. Слева от дороги находилась небольшая река, откуда неожиданно раздался шквальный огонь.

Юра был убит сразу, но УАЗик продолжал движение и я пытался остановить автомобиль. Но из-за продолжающегося огня, решил сбросить машину в небольшой кювет на дороге, чтобы пули не достали нас. Машина упала на бок и оказалась в реке.

Я вытащил Юру из воды и увидел, что у него смертельные ранения в сердце и шею. Но вылезти из автомобиля не могли, так как он был деформирован при падении, двери заклинило. В этот момент Александр был без сознания, ударившись головой. Сергей тяжело ранен в голову, разбита вся черепная коробка — в такой ситуации и вследствие холодной воды пока не чувствовал этого, говорил, что только онемела левая сторона, изреченная пулями. У меня были также ранения в голову, руку и ногу.

В этот момент армянские экстремисты стали приближаться к нам, подумав, что мы погибли. С трудом вылезли из машины, и представьте их удивление, когда они увидели нас живыми. Пулеметом Калашникова я уложил несколько экстремистов, а оставшихся в живых и убегавших экстремистов, вернувшийся в сознание Александр забросал гранатами. После этого, мы вытащили Юру из машины, но он уже не дышал. Сергей еще держался. Нас опять осыпали шквальным огнем, мы укрылись за небольшим валуном и стали отстреливаться.

В этот момент на БТР подъехала группа советских солдат, которыми командовал капитан — ветеран афганской войны, и остановил перестрелку. Как сейчас помню, их группа взяла в плен несколько армян, которых подвели к нам. Старший из них был в синем спортивном костюме с двумя белыми полосками. Капитан, показав на нас, сказал ему «Посмотри, что ты натворил!». В этот момент я пытался привести в сознание Сергея, который был весь в крови.

Увидев армян, я схватил пулемет и хотел расстрелять их, но капитан, приставив к моей голове пистолет, выкрикнул: «Андрей, успокойся. Он уже не враг, а пленный». К сожалению, по пути в госпиталь Сергей скончался. Я же попал в Агдамскую больницу, где меня прооперировали буквально без наркоза, держа за руки и ноги. У них не было анестезирующих средств.

Я потерял сознание, когда из головы у меня вытаскивали пулю. Потом меня забрали на лечение в Баку. Еще до этих событий я был контужен на левое ухо, плюс еще и эти тяжелые ранения привели к невозможности дальнейшей службы. О своей дальнейшей судьбе не хочу рассказывать…».

Куделин добавил, что «после этого события все мы были представлены к ордену Красной Звезды, но в результате неразберихи тех дней об этом забыли и лишь, спустя несколько лет Юра Ковалёв был удостоен звания Национального героя Азербайджана.»

По материалам агентства Тренд