Михаил Баринов во главе «Азнефти»: от триумфов до расстрела (1926-1937 гг.)

Октябрьская революция положила начало строительству социализма и коммунизма. Когда в 1920 г. советская власть добралась до Баку, народное хозяйство страны переживало тяжелый период. Оно было разрушено, повсюду царил упадок. Сильный кризис переживала нефтяная промышленность. Добыча нефти сократилось, уменьшилось число действующих нефтяных скважин. В состоянии полной разрухи находились и другие отрасли промышленности Азербайджана.

Промыслы и заводы испытывали острую нужду в оборудовании, инструментах, технических материалах. Экономическая разруха тяжело, отразилась на производительности труда бакинских промыслов, всей промышленности.

В это время в Баку вернулся Михаил Баринов, окончивший в свое время школу в Баку, проработавший на нефтяных промыслах, и успевший примкнуть к партии большевиков. После установления советской власти, его профессиональные навыки оказались как нельзя кстати. Приехав в Баку,он начал работать помощником заведующего мастерской, а затем помощником управляющего первой группой заводов. В 1922 г. его выдвинули на должность заместителя начальника объединения «Азнефть», где он проработал вплоть до 1926 года.

Баринов хорошо понимал важность азербайджанской нефти для восстановления и дальнейшего развития всего народного хозяйства. В это же время он вел политическую работу среди рабочих-нефтяников.

Баринов был делегатом от Азербайджана на II съезде коммунистических организаций Закавказья в марте 1923 года. Съезд коммунистов Закавказья одобрил курс на обеспечение тесного экономического и политического сотрудничества народов Советского Закавказья и поручил Заккрайкому РКП (б) оберегать единство партийных организаций трех республик.

Бакинские рабочие в невероятно тяжелых условиях восстанавливали свою нефтяную промышленность, проявляли героизм. Баринов с утра до позднего вечера находился в промысловых и заводских районах Баку — в Балаханах и Сабунчах, в Раманах и на Биби-Эйбате, в Черном и Белом городе, у вышек, у станков и агрегатов, выявляя в беседах с рабочими насущные нужды и реальные возможности промыслов и заводов.

В одной из своих статей под названием «Октябрь бакинской нефтяной промышленности» Баринов, глубоко анализируя прошлое и настоящее нефтяного хозяйства, показывал, каких огромных успехов достигли трудящиеся Баку всего за пять лет: «Вот некоторые характерные цифры. В 1914 году находилось под бурением 5,700 сажен в месяц, в январе 1918 года — 1,035 сажен, в январе 1920 года — 399 сажен, в апреле 1920 года — 174. Цифры красноречивы и говорят сами за себя. В истекшем, 1924 году проходка составила в среднем за месяц 3,050 сажен…»

Когда в январе 1925 г. у Баринова родился сын, он заявил: «Теперь Я всегда связан с Азербайджаном. Здесь вырос я, здесь родился мой сын. Моя родина — солнечная республика нефти.»

В течение 1921-1925 годов добыча нефти в Азербайджане увеличилась почти вдвое — с 2,4 до 4,6 млн. тонн; переработка нефти с 1,9 млн. тонн поднялась до 3,3 млн. тонн. Если в 1923 — 1924 годах было пробурено нефтяных скважин общей глубиной 73,087 метров, то в 1924-1925 годах эта цифра увеличилась до 122,023 метров.

Чтобы обеспечить огромные потребности быстро растущего народного хозяйства и нужды обороны страны, необходимо было в короткий срок увеличить добычу нефти. Для этого требовалось быстрейшее завершение технической реконструкции нефтяной промышленности, разведки и ввода в эксплуатацию новых нефтяных месторождений.

К этому времени, Баринов уже выступал как один из крупнейших командиров нефти. Большую работу он провел в Персии (в Иране), побывав там в 1925 году по делам нефтеторговли. Вскоре стал вопрос о выдвижении его на пост начальника «Азнефти». В одном из сентябрьских номеров 1926 г. в газете «Бакинский рабочий» было помещено небольшое сообщение под рубрикой «К назначениям в «Азнефти». В нем сообщалось: «… из Москвы прибыл тов. М.Баринов, управляющий «Азнефти», и вступил в исполнение своих обязанностей».

В 1926 году началась новая полоса борьбы нефтяников Азербайджана за «черное золото». Баринов много внимания в этот период уделял геологоразведочным работам, поискам новых месторождений нефти. Как-то разведчики сообщили в геологоразведочным отдел «Азнефти», что в Сальянском уезде разведка обнаружила наличие больших запасов нефти. Надо было срочно проверить достоверность сообщения. Баринов с геологами выехал в Сальянский район.

Индустриализация в Азербайджане осуществлялась не в порядке «спокойного», мирного развития. Периодически происходили пожары на промыслах, взрывы на заводах и фабриках, вредители умышленно портили оборудование, занимались террором. Баринов часто бывал на предприятиях и промыслах «Азнефти», разговаривал с рабочими и также появлялся на страницах печати.

В октябре 1927 года в г. Баку состоялся XI съезд Союза горнорабочих Азербайджана. Баринов, как начальник «Азнефти», выступил на этом съезде с основным докладом. В своем докладе он приводил цифры побед нефтяников республики: «… я должен сказать, что мы за 7,5 лет в области нашей работы сделали больше, чем за 50 предшествующих лет нефтепромышленники. Цифры я вам огласил. Эти цифры говорят о том, что в области рационализации, стоимости нефти, бурения и государственного накопления мы сделали очень много и за эти 7,5 лет наши промысла нельзя узнать. Конечно, заводы еще не так хорошо оборудованы, но ни один Нобель или Ротшильд и все их управляющие, вместе взятые, никогда не смогут узнать наших промыслов… Да здравствует нефтяная организация горняков — угроза буржуазному миру».

Баринов был строг и к другим, особенно, когда это касалось работы. Вместе с А.Г.Караевым, Г.М.Мусабековым и другими руководителями партии и правительства Баринов много внимания уделял рационализации, усовершенствованию нефтяного машиностроения, новым методам добычи «черного золота», развертыванию разведочных работ.

В то время, когда промышленность СССР не закончила еще своего восстановительного периода, в нефтяной промышленности Азербайджана уже совершилась коренная техническая реконструкция. Благодаря организаторским способностям Баринова, глубокому знанию им дела нефтяная промышленность республики твердо и неуклонно вставала на новый фундамент. Бурились сотни новых скважин, вырастали новые промыслы и заводы, с каждым годом увеличивался поток нефти, текущей на нефтеперерабатывающие заводы.

В этот период перед нефтеперегонными заводами встал ряд серьезных проблем: увеличение пропускной способности, промежуточное использование пара, электрификация, уменьшение расходных коэффициентов, удешевление продукции. Баринов выступил с большими планами рационализации нефтеперерабатывающих заводов. На страницах газеты «Бакинский рабочий» он детально разъяснял пути дальнейшей рационализации нефтеперегонных заводов города, призывал к широкому использованию всего нового и прогрессивного.

В конце 1927 г. Баринов обрисовал перспективы развития азербайджанской нефтяной промышленности и конкретно указал задачи, стоящие перед нефтяниками. Он подчеркнул, что задачи народнохозяйственного развития требуют мобилизации всех сил и средств.

Свою роль в борьбе за успешное выполнение пятилетки сыграло социалистическое соревнование нефтяников Азербайджана с нефтяниками Грозного и шахтерами Донбасса. Они взаимно обменивались рабочими делегациями, что не только способствовало укреплению дружбы между работниками промышленных городов страны, но и помогало использовать передовой опыт, быстрее внедрять его в производство. Часто в составе делегаций Баку представлял М.Баринов.

В 1928 г. отмечалось, что «в результате исключительной энергии и решимости, благодаря творческой инициативе и героизму бакинских нефтяников, азербайджанская нефтяная промышленность за короткий срок добилась огромных успехов».

Очевидцем успехов трудящихся Баку и Азербайджана в это время был и М.Горький, приехавший сюда 20 июля 1928 г. Великий писатель завязал тесный контакт с азербайджанскими нефтяниками и особенно с М.Бариновым. Баринов подробно рассказывал Горькому, каких огромных успехов достигли трудящиеся Азербайджана, бакинские нефтяники. Горький, будучи на промыслах, живо интересовался трудом, жизнью нефтяников, долго беседовал с ними, рассказывал о Москве. Начатая на нефтяных промыслах, у станков беседа часто заканчивалась в Мардакянах, где собирались Горький, А.Караев, Г.Мусабеков, Ю.Касимов, М.Баринов и другие.

«Я оглядываюсь и, разумеется, ничего не узнаю, — сильно разрослись промысла, изумительно широко!» — говорил Горький. Писатель выражал также большую благодарность бакинским нефтяникам и лично Баринову.

Летом 1929 года Баринов вместе с группой нефтяников выезжал в Америку. В газете «Вышка» от 13 мая 1929 года было опубликовано письмо Баринова, присланное из Германии, где он остановился проездом. Приводя ряд цифр, Баринов сравнивал развитие нефтяной промышленности СССР и США.

Баринов был участником первого Всесоюзного съезда ударных бригад, проходившего в декабре 1929 года в Москве. В это время на промышленных предприятиях республики в групповом и индивидуальном соревновании участвовало 25,219 человек; ударных бригад насчитывалось 358 и ударных цехов—65. Большая работа, проведенная партийными организациями, вскоре дала хорошие результаты. Только за два месяца 1930 года общее число соревнующихся по «Азнефти» увеличилось с 17,279 до 24,253 человек.

В одном из номеров «Бакинского рабочего» Баринов выступил с большой статьей под названием «Домовое хозяйство — на попечение рабочих», где он объяснял, как надо заниматься улучшением бытовых и, в первую очередь, жилищных условий рабочих. В «Азнефти» вскоре принялись за проведение мероприятий, связанных с улучшением быта рабочих, в первую очередь их жилищных условий.

Азнефть. Гравюра. И.Нивинский, 1930 г.

Первый пятилетний план нефтяной промышленности Азербайджана был завершен по всем основным показателям в конце марта 1931 года, то есть на два года шесть месяцев раньше срока. По плану предусматривалось достичь 38 тысяч тонн среднесуточной добычи по тресту «Азнефть»,  в то время ка азербайджанские нефтяники добывали в среднем 40,3 тыс. тонн.

В середине 1932 года нефтяная промышленность Азербайджана несколько снизила темпы добычи. В правительстве стали давить на бакинцев, призывая их увеличить добычу. В результате неимоверных усилий азербайджанские нефтяники вскоре выправили положение.

1930-е гг. вошли в историю Азербайджана как яркие страницы по по осуществлению индустриализации республики. Азербайджан в своем экономическом и культурном развитии сделал в этот период сильный скачок вперед. Продолжалось дальнейшее техническое оснащение промыслов, коренным образом изменялись способы переработки нефти, вводились новые методы бурения. Особенно большие успехи были достигнуты в ведущей отрасли индустрии республики — нефтяной промышленности. Задания пятилетнего плана по этой отрасли были перевыполнены по всем показателям. Фактически нефти было добыто на 6 млн. тонн больше, чем предусматривалось по плану.

В это же время в стране проводилась подготовка высококвалифицированных кадров инженеров и техников. В этом немалая заслуга принадлежала и М.Баринову. При его непосредственном участии строился физико-химический корпус Азербайджанского политехнического института (позднее Азербайджанский институт нефти и химии). Одно время, продолжая оставаться начальником «Азнефти», Баринов целый год (1928-1929) являлся ректором этого института.

Реконструкция нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, освоение новых способов бурения и другие мероприятия, проведенные на нефтепромыслах «Азнефти», возглавляемой Бариновым, создали прочные предпосылки для дальнейшего, более мощного подъема нефтяной промышленности в последующие годы.

На второе пятилетие (1933-1937 годы), как и в предыдущие годы, предусматривалось максимальное развитие основной отрасли индустрии республики — нефтяной промышленности, которая по-прежнему занимала ведущее место в общесоюзной нефтедобыче. Партия требовала от азербайджанских нефтяников постоянного увеличения добычи нефти и газа, выполнения и перевыполнения планов.

Баринов по-прежнему ежедневно бывал на промыслах, подолгу беседуя со специалистами, старыми нефтяниками. Постепенно положение на промыслах выправлялось. Так, если среднесуточная добыча по «Азнефти» в январе 1933 года составляла 30 тыс. тонн, то в ноябре 1933 года Она достигла 55 тысяч. К середине декабря 1933 г. план добычи нефти был перевыполнен на 6,5%. По сравнению с 1932 годом производительность труда в бурении возросла на 25%, в эксплуатации — на 18%.

В декабре 1933 года объединение «Азнефть» было реорганизовано с выделением из него трех самостоятельных трестов, подчиняемых Главнефти. М.Баринов получил новое назначение — на должность начальника Главнефти Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР.

Переехав на работу в Москву, Баринов начал руководить всей нефтяной промышленностью страны. Он находился на этом посту до 1937 года. К нему приезжали делегации нефтяников Азербайджана, Грозного, Украины, Майкопа и других нефтяных районов. В то же время, как и раньше, он выезжал в города и республики, на местах обстоятельно знакомился с организацией нефтедобычи, с работой нефтеперегонных заводов, беседовал с руководителями партийных, советских и хозяйственных органов.

В середине 1936 г. Баринов с группой нефтяников и ученых около 5 месяцев находился в Америке, где подробно, насколько это было возможно, ознакомился с организацией нефтяной промышленности США.

Работая в Москве, Баринов все это время поддерживал тесную связь с азербайджанскими друзьями. Он часто встречался и переписывался с ними. Его интересовало все, что происходило в республике, он искренне радовался каждому успеху азербайджанского народа. Когда советский Азербайджан торжественно отпраздновал свое 15-летие, Баринов вместе с делегатами от Азербайджана был на приеме в Кремле.

В 1937 году он стал жертвой обвинений. 17 сентября его арестовали и вскоре расстреляли.

По материалам книги С.Асланова