О связях Кавказской Албании с Индией, Парфией, Грузией и Северным Кавказом (I-III вв. н.э.)

Гюльнара Ахундова

В результате археологических раскопок памятников Азербайджана (Кавказской Албании) I-III вв. в достаточно большом количестве были выявлены привозные изделия, значительную часть которых составляют украшения. По обнаруженным украшениям можно сделать вывод, с какими странами Албания поддерживала экономические связи.

ИНДИЯ

В частности, археологические находки показывают, что в римское время Албания поддерживала экономические связи с Индией. Так, в Мингечауре, Хыныслы и Торпагкале были обнаружены индийские сердоликовые бусы, инкрустированные белой и черной пастой. При археологических раскопках были найдены бусы, которые позволяют проследить связи Албании с Индией с I в. до н. э. по III в.н.э.

Привозными являются и подвески из перламутра, бусы из коралла цилиндрической формы. Они могли быть привезены из Индийского, Тихого океанов, Персидского залива, Средиземного, Красного морей.

ПАРФИЯ

В римский период в торговых отношениях Албании большую роль сыграла также Парфия. При археологических раскопках (до 1965 г.) в Азербайджане был выявлен ряд находок парфянского происхождения, среди которых выделяются памятники глиптики. На перстнях-печатях парфянского времени имеются изображения фантастических существ, женщин, растений, животных. Фантастические существа представлены крылатым конем — Пегасом.

Эти изображения связаны с мифологией древнего Ирана. На парфянских геммах изображены и скорпионы. Изображение скорпиона встречается и на ахеменидских рельефах. Среди растений на перстнях-печатях часто встречаются изображения тюльпанов, мака, лилии, деревьев.

О торговых связях Албании с Парфией свидетельствует найденная на территории Азербайджана серебряная фибула-брошь, щиток которой представляет собой сидящую беременную женщину. Фигура женщины состоит из трех птиц, которые держат в клюве человеческую голову. У птиц — длинная шея, выпученные глаза, длинный клюв и сложенные крылья. Хвост центральной птицы завершается женской головой.

У женщины — миндалевидные глаза, сросшиеся брови, крупный нос, небольшой приоткрытый рот и довольно большие уши. Ученый А.А. Карахмедова относит эту брошь к парфянскому времени и видит в ней черты греко-парфянского искусства.

О торговых связях Албании с Парфией свидетельствуют также две дисковидные и две амфоровидные подвески выявленные из катакомбного погребения Мингячевира. Дисковидные подвески изготовлены из прозрачного желтого стекла.

На одной из них изображено мужское лицо в фас, на другой — изображен идущий влево лев, над головой которого находится семиконечная звезда, а над спиной — полумесяц. Знаки полумесяц и звезда — известная эмблема династии Митридатов (имя ряда античных царей, полководцев и политиков в различных государствах Малой Азии). Эти знаки встречаются и на аршакидских монетах.

ГРУЗИЯ

В римское время торгово-экономические связи существовали также между Албанией и Грузией. Об этих связях свидетельствует сходство ряда изделий материальной культуры, встречаемых в Грузии и Албании.

Серьги в виде калачика с откидной застежкой, прикрепленной золотой запонкой с одной стороны к конику дужки, найденные в грунтовом погребении Шемахи, срубном погребении Мингячевира (II-III вв.), и в кувшинном погребении Шортепе происходят и из погребения Армазисхеви в Грузии и относятся к первым векам н.э.

Серьги в виде калачика с пирамидальной зернью, серьги с несомкнутыми концами в виде колечка, серьги с шарообразными подвесками, с бусинкой-подвеской происходят как из памятников Албании, так и Грузии.

Подвески-колокольчики с треугольными ажурными прорезями и ажурные шаровидные подвески с выступами на поверхности, обнаруженные в большом разнообразии в Мингячевире, Шемахе, Карабудахкенте и относящиеся к I-II вв. известны и из синхронных памятников Грузии.

Бронзовые браслеты со спирально закрученными концами, которые появляются памятниках эллинистического периода и встречаются в римский период, известны из памятников как Албании, так и Грузии. Сходство наблюдается и в предметах украшения одежды, таких как булавки и пряжки из серебра и бронзы. Так, булавки с шарообразными головками, роговидные, булавки с кольцеобразными головками известны как из памятников Албании, так и Грузии.

В памятниках Азербайджана в большом разнообразии обнаружены бронзовые перстни-печати с различными изображениями. Так, на щитке бронзового перстня-печати   из кувшинного погребения Мингячевира имеется изображение мужчины, стоящего перед деревом, похожим на елку. На вставке из стекловидной пасты серебряного персгая из Кабалы также изображен мужчина перед алтарем, над алтарем звезда, а позади алтаря также дерево, похожее на елку.

В кувшинном погребении Самтавро был обнаружен медный щиток от перстня, на котором изображены две человеческие фигуры, а между ними дерево, стилизованное в виде елки. Ученые отнесли этот перстень к местным изделиям Иберии. Схожие сюжеты имеются и на других перстнях-печатях Албании и Грузии.

О связях Албании с Грузией в I-Ш вв. помимо украшений свидетельствуют и другие находки. К этим находкам можно отнести керамические сосуды, стеклянные изделия и другие. Так, например, в Албании был найден флакон, изготовленный в Мцхете.

Также, черноглиняные сосуды с выпуклым корпусом, сосуды-молочники встречались как в Албании, так и в синхронных памятниках Грузии. Таким образом, сходство материальной культуры Грузии и Албании подтверждает существование тесных связей между этими странами.

СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

В римское время тесные торгово-экономические связи существовали и между Албанией и племенами Северного Кавказа. В это время на Северном Кавказе господствовали аланские племена, относящиеся к племенам сарматской группы. Они в I в.н.э. оседали в центральной части Северного Кавказа, а затем быстро налаживали связи с соседними народами.

Русский ученый В. Кузнецов отмечал, что «наряду со сношениями с северными соседями и Русью кавказские аланы поддерживали отношения с Грузией, Албанией и Ираном».

Об этих связях свидетельствуют и археологические находки. Азербайджанские археологи отмечали, что среди инвентаря Мингячевирских катакомбных погребений есть немало явно сармато-аланских вещей. К ним в первую очередь относятся типично сарматские поясные пряжки — круглые, полукруглые, овальные и четырехугольные с подвижным накидным язычком, с пластинчатой обоймой — щитком и без нее. Поясные наборы из мингячевирских катакомб, в особенности бляшки, имеют прямые аналогии в материалах могильников сармато-аланского времени.

В памятниках Азербайджана часто встречаются различные колокольчики, использовавшиеся в качестве подвесок. Некоторые исследователи объясняют их распространение в катакомбную пору влиянием алан, ведь украшать платья и конский убор колокольчиками и бубенчиками, издававшими звон, — явление,распространенное в аланской среде и вообще в аланскую эпоху.

Также в катакомбных погребениях Мингячевира были обнаружены бусы с росписью, найденных в Осетии и называемых «аланскими». В одном катакомбном погребении также была обнаружена большая круглая халцедоновая бусина, аналогичная тем, которые встречаются в аланских погребениях.

На территории Азербайджана были обнаружены и другие предметы материальной культуры, свидетельствующие о связях Албании с Северным Кавказом:

— В Мингячевире были найдены ножи и другие изделия аланского типа.

— Фибулы-броши, покрытые разноцветной эмалью,   выявленные из памятников Кавказской Албании находят аналогии и в памятниках Северного Кавказа.

— В селе Губинского района Азербайджана были обнаружены браслеты с уплощенными концами, тонкие проволочные браслеты, которые встречаются и в памятниках Северного Кавказа. На этом же могильнике были выявлены керамические сосуды I-II вв. н. э., напоминающие синхронные сосуды Дагестана и Северного Кавказа.

— Стеклянные фиалы, изготовленные в Албании, были также обнаружены в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Уфе.

По всей вероятности, торговые связи Албании с Северным Кавказом, Боспорским государством поддерживались путями, проходящими через горные перевалы Большого и Малого Кавказа, а также вдоль Западного побережья Каспийского моря через Дербентский проход.

Таким образом, украшения, наряду с другими археологическими материалами из памятников Кавказской Албании (I-III вв.) указывают на тесные и регулярные связи древних кавказских албанцев с другими племенами и народами, в частности Закавказья и Переднеазиатского Востока, с Северным Кавказом, Предкавказьем, Поволжьем, областями Северного Причерноморья и Восточной Европы, с Малой Азией, Сирией, Египтом, со странами Эгейского мира.

Искусство Албании, основанное на древних местных традициях, развивалось в тесном взаимодействии с окружавшими ее цивилизациями, оно впитывало передовые художественные вкусы самых различных народов и эпох.

Влияние привозных украшений на местный комплекс было различным в смысле ассортимента изделий. Распределялись привозные украшения в среде городского населения также неравномерно.

Привозными и, вероятно, дорогими украшениями могли пользоваться лишь представители знати. Не случайно, что они обнаружены, в основном, в богатых захоронениях. Высшие слои общества легче и быстрее попадали под иноземное влияние, тогда как основная масса народа оставалась верна традиционному местному искусству. Но в любом случае привозные украшения теми или иными путями попав в Албанию, становились частью материальной культуры коренного местного населения.

Различные контакты с высокоразвитыми культурными центрами того времени, особенно со странами античного мира, обогатили местную культуру, оказали положительное воздействие на все сферы жизни местного населения.

По архивным материалам Института Археологии и Этнографии Азербайджана