В 1984 г. издательством «Коммунист» в Баку, был выпущен небольшой альбом — «Художественный металл Азербайджана», посвященный работе азербайджанских мастеров. Тираж составил 3,000 экземпляров. В альбоме использовались фотографии К.Бабаева. Альбом был выпущен по заказу Министерства Культуры АзССР. Использовались экспонаты Азербайджанского государственного музея искусств им. Р.Мустафаева.
Начало художественной обработки металла в Азербайджане относится к древним временам. С незапамятных времен Азербайджан славился мастерами художественной обработки металла — железа, меди, серебра и золота.
На территории Закавказья имелись медные рудники и были построены медеплавительные заводы. В Азербайджане выделка всевозможной утвари из бронзы, меди получила широкое распространение и достигла большого разнообразия форм и орнаментации.
Жители азербайджанских районов пользовались посудой, изготовленной из меди, железа, покрытой полудой. Главным центром медного производства Азербайджана было село Лагич Исмаиллинского района. Кроме того, она изготовлялась также в городах Тебризе, Шемахе, Шеки, Гяндже и др., как мастерами-лагичцами, так и местными мастерами.
Народные мастера из поколения в поколение передавали свой опыт, художественные и технические традиции мастерства. Иностранные путешественники отмечали существование в ряде городов страны специальных улиц медников, приготовлявших красивые по форме и декорировке предметы домашнего обихода: сарпуш, афтафа, джам, шамдан, мангал и др.
«И. Лерх, посетивший в 1745 году Шемаху, упоминает о наличии в этом городе граверных мастерских, занимавшихся исключительно декорировкой уже готовой продукции».
Медники декорировали изделия с помощью чеканки и гравирования. Медные изделия употреблялись для сохранения воды, для варки обеда и для других нужд. Это были кувшины для водоносов, кальяны, сарпуши, рукомойники, разнообразные казаны и миски, искусно украшенные растительным и геометрическим орнаментом.
Изделия азербайджанских мастеров свидетельствуют что в XVIII—начале XIX вв. в Азербайджане применяли почти все способы художественной обработки металла: чеканку, гравировку, филигрань, инкрустацию, черне¬ние и эмаль. В убранстве таких изделий обычно широко использовались все растительные и геометрические орнаментальные мотивы, треугольники, ромбы, миндалевидные фигурки «бута», цветы и др. В украшении медных изделий, кроме орнамента, встречаются сюжетные сценки, арабские надписи, а также отдельные лирические сюжеты из поэм Низами Гянджеви и других поэтов Востока.
В декоре изделий из металла большое место занимала эпиграфика. Узорное арабское письмо в руках искусных азербайджанских мастеров превратилось в тончайшие орнаментальные фризы, встречаемые почти на всех предметах. В них включаются дата создания данного изделия, имя мастера, изречения из корана, а часто и стихи восточных поэтов.
ГАЛЕРЕЯ: