Наследие Кавказской Албании: кружки, миски и чаши Низменного Карабаха (ФОТО)

Г.Алиева

В результате масштабных археологических раскопок античных городищ, поселений и могильников, проводимых в зоне Низменного Карабаха в несколько раз увеличилось количество керамических находок. Керамический материал памятников античного периода разнообразен и разделяется на несколько групп. Каждая группа в свою очередь делится на типы и подтипы.

Обнаруженные в результате археологических раскопок керамические изделия были классифицированы в работах многих археологов и этнографов.  Наиболее приемлемой является классификация на основе функционального назначения. Основываясь на данном разделении можно выделить хозяйственную, художественно-оформленную, строительную и бытовую керамику.

Бытовая кухонная керамика обнаруженная на раскопках в Низменном Карабахе в основном была представлена следующими типами: горшки, кружки, миски, чаши.

В частности, кружки и и сосуды для питья разделяют на три основные группы: кувшиновидные, стакановидные и горшковидные. Кувшиновидные кружки имели широкий раструбный венчик, низкое горлышко, округлый или биконический тулов и плоское донышко. Круглое в сечении ушко было прикреплено к тулову.

Среди кувшиновидных кружек встречались светлоглиняные и темноглиняные кружки. Такие кружки делили на два типа: с биконическим туловом и с округлым туловом.

Стакановидные кружки широкие, высокие, имели раструбный венчик, невысокое тулово и плоское донышко. Их делили на три типа: кружки с удлиненным туловом, кружки с округлым туловом и кружки с туловом конической формы, диаметр которого превышает высоту сосуда. Кружки с удлиненным туловом делили на кружки, в которых круглое в сечении ушко было прикреплено к венчику и тулову и на кружку, где верхний конец круглого в сечении ушка прикреплён ниже венчика. Кружки с округлым туловом делили на кружки, в которых высота сосуда превышала диаметр тулова и на кружки, где диаметр тулова превышал высоту сосуда.

Горшковидные кружки имели раструбный венчик, низкое, суженное в средней части горлышко, округлое тулово и плоское донышко. Круглое в сечении ушко было прикреплено к венчику и плечику. Они схожи по форме сосуда с горшками с ушками, различаются лишь расположением ушка. Эти кружки различались как по обжигу, так и по обработке поверхности (светлоглиняные, с ангобированной и лощеной поверхностью и темноглиняные с шероховатой поверхностью).

На одной найденной кружке были обнаружены следы огня. На поверхности, по всей окружности тулова были нарисованы узоры — зигзаги между двумя параллельными линиями, образующими треугольники. Можно предположить, что данный сосуд был производственным шлаком.

Сравнительно проанализировав обнаруженные в Галатепе кружки, можно обобщить, что имеющиеся кружки тёмнорозового и сероватого цвета без ручек или с одной ручкой, без узоров, с традиционными узорами, а также покрашенными красной краской в некоторых частях.

Кружки, выявленные из некрополя Галатепе, резко отличались друг от друга формой и техникой изготовления и обработки. Интересен был экземпляр, обнаруженный рядом с кувшинным погребением из хорошо просеянной глины. Кружка имела лентообразную ручку. Поверхность сосуда и внутренняя часть венчика и горловины были расписаны красной краской.

Среди бытовой керамической посуды Низменного Карабаха выделялись миски. Характерными признаками мисок был широкий загнутый внутрь прямой или раструбный венчик, резкопокатый низ, донышко плоское, иногда с поддоном. Самыми распространенными среди них были миски в виде урезанного опрокинутого конуса. Они были сделаны вручную из хорошо отмученной глины с примесью мелкозернистого песка.

Поверхность некоторых из мисок была покрыта красной краской, но грубой формы. У некоторых края верхнего проёма мисок загибались внутрь, у других эти края были вертикальными и образуют кольцеобразовывали кольцеобразный бортик.

Миски, обнаруженные в Шортепе, в основном, были полусферической или уплощённой формы с загнутым вовнутрь венчиком. Значительное место занимали миски более совершенной формы — с плоским невысоким кольцевидным поддоном. Поверхность таких мисок чаще всего была лощёная с обеих сторон. Некоторые обнаруженные миски были покрыты белым ангобом. На поверхности некоторых мисок имелись следы гончарного круга. Интересные образцы мисок (красного цвета, невысокие, с широким венчиком) были обнаружены также в Ялдили (Евлахский район Азербайджана).

Большое место среди обнаруженного керамического материала занимали различные чаши. Они были выполнены от руки без применения гончарного круга, с примесью мелко-зернистого песка. Некоторые чаши имели красноватую поверхность.

Известные из памятников Кавказской Албании чаши делили на три типа: без ручек, с одной ручкой и с вдавленным дном. Чаши без ручек, обычно в виде урезанного конуса, составляли меньшинство среди керамической бытовой посуды.

Чаш второго типа (с одной ручкой) было обнаружено намного больше. Они различались, например были чаши с одной ручкой, с корпусом удлиненной формы. Количественно, преобладали чаши с одной или двумя ручками.

Третий тип чаш с вдавленным внутрь дном, своего рода, имитировал урартские и ахеменидские металлические чаши. Это были широкие чаши с тонкими стенами и гладким венчиком. Более ранние экземпляры имели на поверхности каннелюры. Среди памятников Кавказской Албании они встречались начиная с IV в. до н.э. (Сарытепе, Гаратепе). Более ранние отличались от более поздних по симметричности и совершенством формы.

Чаши с вдавленным дном, несколько грубые, были известны и из памятников Кавказской Албании последующих времён.

В советское время на участке Гаракобар («черный бугор», Агджабединский район) были обнаружены чёрнолощёных чаши с вдавленным орнаментом, иногда напоминающим гроздья винограда.

Такого типа сосуды часто встречались и на других античных поселениях Мильской степи. Сосуды с такой орнаментацией известны из античных памятников Южного Кавказа и Северного Причерноморья, что указывает на одинаковые способы изготовления керамики этого периода. Такие сосуды имели каблучный поддон и две ручки.

Обнаруженные археологические материалы указывают на то, что на территории севернее Куры роспись использовали меньше, нежели на юге. Для северной части Кавказской Албании было свойственно полностью окрашивать керамические изделия. Для периода эллинизма Кавказской Албании была свойственна монохромная роспись керамических изделий. Изготовленные из светло-красной, темно-желтой, светло-коричневой и оранжевой глины керамические изделия были орнаментированы коричневой и темно-красной краской. Роспись наносилась и прямо на керамику, и на покрытие ангобом.

Изделия албанских гончаров характеризуются изяществом выделки, крепким и равномерным обжигом, сложными формами и богатой орнаментацией. Основным мотивом орнамента являются геометрические рисунки, нанесённые прямыми, волнистыми, кривыми линиями, насечками, углублениями, кружками, налепами и прочими элементами. Также одним из ярких элементов в рельефно-декоративном убранстве Кавказской Албании, в том числе Низменного Карабаха, является украшение корпуса сосудов каннелюрами.

Анализ керамики показывает, что на протяжении всей истории Кавказской Албании на её территории не было стабильности в типологии и производстве гончарных изделий. Это в основном зависело от характера и уровня производственных отношений, которые не получили равномерного развития по всей стране.

Керамические находки являются не только свидетельством уровня развития гончарного ремесла, но и индикатором торговых, культурных связей Кавказской Албании с другими странами, а также служат одним из основных маркеров для датировки археологических комплексов. Высокая для своего времени, единая и общая культура античной Албании имела свои локальные особенности, сложившиеся на древних местных традициях.

Массовые археологические  материалы  показывают, что керамические изделия поселений и могильников, как правобережья, так и левобережья Куры, практически идентичны, что позволяет говорить о единой материальной культуре Албании в её исторических пределах от Южного Дагестана на севере до Аракса на юге.

По материалам сборника “Этнокультурное наследие Кавказской Албании”