О.БУЛАНОВА
Самые ценные документы, по которым можно изучать историю, – это, конечно, фотографии. В XIX в. фотографировали много, это было модным увлечением. И путешествовали с различными целями тоже много. Путешественники, ученые, историки, этнографы ездили по отделенным уголкам планеты с фотокамерой.
Повышенный интерес вызывала огромная Российская империя с ее не изученными этносами, роскошной разнообразной природой и старинными городами. Одним из ученых с фотокамерой был французский барон Жозеф де Бай (1853-1931).
Амур-Огюст-Луи-Жозеф Бертло, барон де Бай был представителем старинного французского рода, путешественником и археологом, посвятившим себя изучению антропологии и доисторической археологии, членом Парижского географического Общества, почетным членом Уральского общества любителей естествознания, а также членом Особого Комитета по устройству в Москве Музея 1812 года.
Де Бай впервые приехал в Российскую империю уже сложившимся ученым с богатым опытом ведения раскопок и многими опубликованными трудами. В 1890 г. он принял участие в VIII всероссийском Археологическом съезде в Москве. Барон совершал археологические экспедиции по Центральной части страны, посетил Урал, Сибирь, Крым, Кавказ и Закавказье. Его поездки были столь многочисленными, что он даже называл себя «полуфранцузом-полурусским».
В общей сложности ученый был в Российской империи 14 раз. По результатам этих поездок он издал многочисленные этнографические и археологические брошюры. Любопытно, что во время своего последнего визита (с июля 1914-го по октябрь 1920 г.) де Бай был арестован и посажен в тюрьму на Лубянке. Его освободили благодаря авантюрному вмешательству жены Троцкого, выдавшей себя за сотрудницу Московского исторического музея.
Кавказ Жозеф де Бай посещал много раз. В Закавказье, в различных губерниях и уездах Азербайджана, он был минимум три раза: в Баку и Елисаветполе – в 1900 г., в Эривани – в 1898 г.
Де Бай много фотографировал. В Баку его привлекали как характерные типажи, так и виды города. Кстати, одна из бакинских фотографий позволяет очень точно датировать визит барона в Баку: на ней запечатлена первая мусульманская школа для девочек, построенная по инициативе и на средства великого азербайджанского благотворителя Гаджи Зейналабдина Тагиева.
Здание окружено строительным забором, но уже готово, и видно, что идут последние работы по расчистке стройплощадки и уборке. Из газет известно, что тагиевская школа была сдана в 1900 г., и это позволяет датировать приезд де Бая в Баку очень точно: лето 1900 г.
Еще одна фотография – снимок не существующей ныне мечети Кей Губада, что вплотную примыкала к мавзолею Яхья Бакуви в Ичери-Шехер. Не менее ценным является снимок полузамурованного входа в Диванхану: вместо двери портала мы видим зарешеченное окно. В конце XIX в. Диванхана была вообще замурована, как это ни странно. Кирпичом были заложены проемы между стрельчатыми колоннами вокруг восьмигранной ротонды-павильона, вход превращен в окно.
Вообще дворец Ширваншахов представлял собой в XIX в. довольно-таки жалкое зрелище: полуразрушенный, приспособленный под склады, арсенал и подсобные помещения для военного гарнизона, с потрескавшимися и обваливавшимися стенами, с многочисленными пристройками, иной раз до неузнаваемости изменявшими его облик.
Интересными являются и снимки одного из тогдашних средств передвижения – бакинской арбы. Мы видим украшенную цветной росписью, резьбой и токарными деталями повозку на высоких колесах.
Огромный интерес представляют фотографии бакинцев: женщин в белых покрывалах, мужчин в чухах и папахах, торговцев коврами (на которых, вопреки исламскому запрету не изображать человека и животных, мы видим людей), священнослужителей в чалмах, детей у мечети…
Бесценными также являются снимки жителей Елисаветполя (Гянджи) и Эривани и виды этих городов. К сожалению, видов Елисаветполя сохранилось меньше бакинских и эриванских.
Отдельный большой интерес представляют собой представители курдских племен, запечатленные в окрестностях Эривани – столицы одной из азербайджанских губерний. Курдов в Азербайджане было немало. Обращает на себя внимание бедность этих племен и при этом тонкие одухотворенные лица.
И, конечно, де Бай не мог пройти мимо Гёй мечети в Эривани. Ее благородный внешний облик, богатые орнаменты и ухоженный сад вокруг привлекли его внимание. Как и богатейшее внутреннее убранство Сардарского дворца.
Фотографическое наследие Жозефа де Бая долгое время хранилось в различных французских архивах и библиотеках. В начале XXI в., когда стали оцифровывать старинные фото, большая часть его архива была переведена в электронный вид, выкладывается на сайтах иностранных библиотек и музеев, в том числе французских, немецких и др.