Р.Агаев
Шарль де Голль был одним из самых ярких политиков XX века. Родился он 22 ноября 1890 года в семье прогрессивных католиков. Его отец, Анри де Голль был профессором философии и литературы. Он был преисполнен веры в высокую миссию Франции, и привил патриотизм, любовь к родине всем своим детям.
Уже мальчиком Шарль проявлял огромный интерес к военному делу, что привело его в Специальную Военную школу.
В Первую Мировую Войну лейтенант де Голль принимал участие в военных действиях, а Вторую Мировую встретил уже в звании полковника. 14 мая 1940 года де Голлю поручили командование 4-й танковой дивизией, а с 1 июня он начал исполнять обязанности бригадного генерала.
6 июня премьер-министр Поль Рейно назначил де Голля заместителем военного министра. 18 июня 1940 года де Голль уже стоял во главе «Свободной (позднее «Сражающейся») Франции». Большую поддержку ему оказывал Советский Союз.
Де Голля с советами связывали два интереса — сильная советская армия во главе со Сталиным, и Баку.
Как пишут историки, решение де Голля встретиться со Сталиным было обусловлено чувством раздражения, которое вызывали у него англичане и американцы своими «хозяйскими манерами и хозяйской уверенностью» во Франции, а также желанием показать, что он проводит независимую политику и не является ничьим сателлитом.
Генерал де Голль считал, что взгляды СССР и Франции отличаются от взглядов «англосаксонских» государств.
Можно предположить, что де Голль об Азербайджане и его столице многое узнал по рассказам своих друзей-азербайджанцев из партизанского подполья.
27 ноября 1944 года глава временного правительства Французской Республики генерал де Голль и сопровождающие его лица посетили Баку на пути в Москву. Он направился в Советский Союз через Французский Левант (французские до 1946 года Сирия и Ливан) и Тегеран.
На аэродроме Баку генерал де Голль был встречен представителями правительства Азербайджанской ССР и прибывшими из Москвы уполномоченными союзных министерств.
Подробности визита де Голля в Азербайджан в период Второй Мировой войны долгое время оставались засекреченными. В последующие годы просачивалась информация о якобы запланированной встрече в Баку с представителями Верховного Главнокомандующего, говорили о подписании договора о поставках вооружения силам французского Сопротивления, а также об уточнении количества дней, проведенных генералом де Голлем в Баку.
Как сообщал ТАСС от 29 ноября о встрече генерала де Голля в Баку:
«27 ноября в 14 часов в Баку прибыли глава временного правительства Французской Республики генерал де Голль и сопровождающие его лица. На аэродроме генерал де Голль был встречен представителями правительства Азербайджанской ССР и прибывшими из Москвы для встречи представителями НКИД и НКО.
На аэродроме, украшенном французским и советским национальными флагами, был выстроен почетный караул. Оркестр исполнил французский и советский гимны. Вечером генерал де Голль присутствовал на спектакле «Кероглы» в азербайджанском оперном театре. Ввиду плохих метеорологических условий, генерал де Голль и сопровождающие его лица на следующий день выехали из Баку в Москву специальным поездом.»
В Баку генерала приветствовали со всеми положенными почестями.
Из воспоминаний лиц, сопровождавших генерала де Голля в Баку, а также из материалов СМИ конца XX века, известно, что по прибытии генерала в Баку его разместили в особняке, в котором когда-то проживала семья известного нефтепромышленника Исабека Гаджинского. Гость из Франции жил на верхнем этаже, в угловой части здания, которая, как правило, пустовала — ее приберегали для почетных гостей.
Прогулки по «Ичери Шехер» и посещение «Гыз Галасы» произвели неизгладимое впечатление на генерала и он попросил у руководителя Азербайджана Мир Джафара Багирова схемы этих исторических памятников. По его желанию, вечером был организован показ спектакля «Кероглы».
Во время спектакля, гостю представили автора оперы, выдающегося композитора Узеира Гаджибекова. Когда композитор хотел ознакомить генерала с сюжетной линией оперы, тот ответил, что знаком с произведением.
Де Голль выразил Гаджибекову свое восхищение произведением, и рассказал о бесценном вкладе в пропаганду за рубежом истории, литературы и культуры Азербайджана Джейхуна Гаджибекова, подчеркнув, что именно благодаря ему «Аршин мал алан» был переведен на французский язык и поставлен на французской сцене. Гаджибеков и де Голль сфотографировались на память.
В начале декабря генерал прибыл в Москву, где провел переговоры со Сталиным и Молотовым.
По материалам газеты «Неделя»