Чёрное и белое: тайна «шахматного поля» в азербайджанских коврах

Т. Ибрагимов

Сеточный мотив с чередующимися «в шахматном порядке» черными и белыми квадратными ячейками возник и использовался в качестве магического знака задолго до изобретения игры в шахматы. В шахматной игре данный древний мотив использовался в качестве игровой площадки, на которой разворачивается борьба шахматных фигур по принципу «свой-чужой». Цель борьбы – победа «своего (добро)» над «чужим (зло)». В символическом плане этот поединок представляет собой образ борьбы «добра со злом». Победа своих фигур над чужими в символическом плане соотносится с победой «добра над злом».

На самом деле, до изобретения шахмат, этот древний «шахматный» мотив символизировал дуальность мира и происходящих в нем процессов.

Объективная двойственность мира и жизни воспринималась древними людьми как единство двух противоположностей, в котором «добро и зло», дополняя друг друга, перманентно сменяются во времени, пространстве и жизни. «Добро и Зло», вечно присутствующие в мире, характеризуются бесконечной циклической сменой. Смена «добра и зла», рождения и смерти, дня и ночи, удачи и поражения, света и тьмы, происходящие по непонятным причинам и не всегда имеющие логического алгоритма, воспринимались древними людьми как результат взаимодействия в мире добрых и злых духов (позже — добрых и злых богов).

Чередующиеся неожиданные и необъяснимые «повороты» жизни и судьбы, мотивировали человека на поиски защиты от неблагоприятных изменений жизни или злонамеренного колдовства, приводящих к негативным поворотам судьбы.

Фрагмент глиняного сосуда Кюльтепе II (Нахчыван)
Ритуальная чаша (Юж. Азербайджан, IX в. до н.э.)

За неимением научных знаний, защита от «Зла» искалась в отвращающем «Зло» или дурной глаз – колдовстве. А также, в магических фетишах или знаках, выполнявших функцию талисмана. Так возник и наносился на культовые предметы, посуду, украшения и ковры, талисман-символ «Tilsim» (колдовской знак) — «шахматное поле» с чередующимися черными и белыми квадратиками.

Возникнув как талисман, этот мотив воспринимался как колдовской знак, оберегающий от зла, дурного глаза, приносящий удачу богатство и процветание. Иконография знака являет собой образ бесконечной смены во времени и пространстве светлого (добро) и черного (зло) в природе и жизни человека. Чередование белых и черных ячеек знака в магическом плане символизирует чередование «добра и зла», жизни и смерти, плодородия и засухи, удачи и неудачи и т.д.

Контрастное по цвету чередование одинаковых по размеру и конфигурации клеток — символизировало потенциальное присутствие и равновесие в жизни «добра и зла». Превалирование добра или зла в жизни зависело от выбора человека, который совершался им исходя из его воли и находил свое конкретное проявление в мыслях, словах и поступках человека. Чередование по горизонтали и вертикали контрастных по цвету квадратов образуют сетчатую конструкцию, белые и черные ячейки которой имеют противоположное символическое содержание. Традиционно, светлый (белый) цвет символизировал «Добро», свет, солнце, жизнь, благоприятность. Темный (черный) цвет, символизировал «Зло», темноту, холод, загробный мир.

Можно предположить, что придание этому сетчатому «шахматному» мотиву магического смысла, изначально было связано с охотничье-промысловой магией, распространенной у первобытных людей. Охотничьи и рыболовные сети, изобретенные еще в эпоху неолита, возможно, были ранним утилитарным прототипом магического символа «Tilsim».

Нарисованный на керамическом сосуде, ювелирном украшении или сотканный на ткани или ковре, этот мотив, по мнению его создателей, так же как и утилитарная сеть обладал магическим свойством «ловушки». Магическое содержание знака сформировалась по принципу соответствия иконографии концепта утилитарному прототипу (симпатическая магия). В отличие от своего утилитарного прототипа, исполнявшего функцию ловушки для животных, птиц и рыб, его магический знак исполнял функцию ловушки для «Зла». В магическом плане, знак «Tilsim» в виде «шахматной» сетки, был заколдованным фильтром, задерживавшим «Зло» и пропускавшем «Добро».

Изображение мотива «Tilsim» в Азербайджане было обнаружено на черепке глиняного сосуда из раскопок Кюльтепе II (Нахчыван) и датируется эпохой бронзы (3700 лет назад). Позже, этот мотив в качестве талисмана встречался и в археологических артефактах античной эпохи. Это свидетельствует о том, что вера в защиту магического мотива «шахматное поле» сохранялась и в античное время. Мотив находили на многочисленных культовых и бытовых предметах этой эпохи, например изображение на дне культовой золотой чаши, найденной в Хасанлу (территория Южного Азербайджана в Иране), в развалинах древнего Зороастрийского храма (VIII в. до н.э.).

С распространением Ислама этот древний защитный мотив не исчез, вера в его магическую защитную силу продолжала сохраняться, о чем свидетельствуют изображения на керамике сельджукской эпохи (XI-XIII века).

Гладко-тканный ковер. Азербайджан, конец XVIII в. (частная коллекция)
Гладко-тканный ковер «Верни». Азербайджан, конец XIX в.
Мотив «Tilsim» на ширванских коврах

Общепринятым защитным амулетом мусульманской эпохи считалось написанное арабским письмом в сетчатом порядке 99 имен Аллаха. Сетчатая схема расположения имен Аллаха ввела старый магический защитный мотив «шахматная сетка» в новый (Исламский монотеистический контекст) и тем самым, легитимировала мистическую оберегающую силу древнего символа в новой, мусульманской среде.

С этого времени, мотив «Tilsim» часто присутствовал в написанных текстах мусульманских оберегов (молитва), носимых на теле человека в специальных тряпичных мешочках или ювелирно украшенных футлярах для амулета.

Магический символ «Tilsim» вышивался и на специальных нательных рубашках, одеваемых воинами под кольчугу, перед смертельным сражением с врагом. Магический символ в виде сетки «шахматного поля» появляется и на многочисленных азербайджанских коврах, в которых он присутствует в виде контрастных по цвету квадратных ячеек, напоминающих «шахматное поле».

Наиболее часто мотив «Tilsim» присутствует в дизайне ковровой каймы, где он буквально «исполняет» свое прямое предназначение – защиту внутреннего пространства ковра от «Зла». В Ширванских коврах достаточно часто можно увидеть этот мотив в качестве основного мотива коврового медальона. Мелкие же такие мотивы зачастую ткались произвольно, с целью заполнения разреженных участков внутреннего поля ковра.

Мотив «Tilsim» на азербайджанских коврах часто встречается на изображениях птиц, зверей и фантастических существ. Не менее часто, он встречается на изображениях дракона, который в азербайджанском фольклоре является мистическим персонажем, приносящим удачу и процветание. Присутствие этого древнего мистического мотива на изображениях птиц, зверей, драконов, говорит о длительном сохранении в ковровой традиции Азербайджана, магической защитной функции этого древнего мотива.

Из истории азербайджанских драконовых ковров «Верни» и «Зили»
Карабахский ковер «Челеби»: История, происхождение и символизм мотивов