По воспоминаниям супруги: об отношениях дирижера Ниязи со своими родителями

Азербайджанский дирижер и композитор Ниязи (1912-1984) является одним из бессмертных символов азербайджанской музыкальной культуры. Народный артист СССР, герой Социалистического труда и лауреат двух Сталинских премий II степени — все это великий маэстро Ниязи.

Все эти годы за ним прочно стояла его супруга — Хаджар Гаджибекова, без которой, как сам признавался в свое время маэстро, он бы не стал тем, тем стал.

Когда маэстро не стало, Х.Гаджибекова поделилась воспоминаниями о своем знаменитом супруге. В частности, она рассказывала, какие отношения были у Ниязи с его родителями и как она сама с ними уживалась.

В конце 1920х — начале 1930х гг. Гаджибекова закончила медицинское училище в Махачкале и один год проучилась в махачкалинском медицинском институте. Тогда же она познакомилась с матерью Ниязи.

«Однажды, где-то в конце 1931 года наш педагог по музыке рассказала, что вместе с ней в детском саду работает врач-азербайджанка по имени Беюк-ханум, приехавшая недавно из Баку. По словам педагога эта женщина не имеет в Махачкале родственников и поэтому очень тоскует. Мой старший брат пригласил Беюк-ханум в гости и с тех пор она стала часто приходить к нам,» — вспоминала Х.Гаджибекова.

Накануне нового года Беюк-ханум пришла поздравить семью Х.Гаджибековой вместе со своими сыновьями, — Ниязи, работавшем в то время в Наркомпросе Дагестана, и Чингизом, обучавшимся в Ленинграде. Они остались на ужин.

«Уже тогда по взглядам Ниязи я поняла, что ему понравилась. Это заметили и другие. Помню моя тогдашняя подруга Ольга Владимировна Клоцман, занимавшая впоследствии ответственные посты и ныне проживающая в Махачкале, шутя подтрунивала: ‘Смотри, малышка, ты кажется произвела впечатление!’ После новогоднего ужина Ниязи стал приходить к нам чаще, и я почувствовала, что также увлеклась им. Это поняли мои братья и изменили отношение к Ниязи. Он перестал к нам ходить, и мы стали тайком переписываться,» — вспоминала Хаджар Гаджибекова.

Позднее, уже после женитьбы, она рассказывала, что отношения Ниязи со своим отцом, Зульфугар-беком, к тому времени, когда она стала частью их семьи, были скорее дружескими, творческими, чем родственными.

Ниязи (справа) с матерью Беюк-ханум и братом Чингизом. 1922 г.
Супруга Ниязи — Хаджар, 1932 г.
Ниязи с супругой в Киеве. 1936 г.

«Конечно, Ниязи очень любил своего отца и тот сына, но при встречах они больше говорили о музыке, о своей работе. Ниязи, помню, любил подшучивать над отцом, но делал это нежно, любя, да и самому Зульфугар-беку эти шутки нравились, он с удовольствием смеялся над ними,» — вспоминала Хаджар Гаджибекова.

«Помню, как-то раз звонит к нам Зульфугар-бек и приглашает нас на обед, сказав, что Беюк-ханум приготовила «изумительные дюшпере». Приезжаем, подает мать Ниязи обед, но дюшпере явно не получились — какие-то крупные, да и тесто толстое. С тех пор как только отец звонил к нам и приглашал в гости, Ниязи всегда спрашивал: «А изумительные дюшпере будут?»,» — рассказывала она.

Как рассказывала супруга Ниязи, его отец был от природы одаренным человеком, он тонко разбирался в азербайджанской национальной музыке, хорошо знал мугам — это особенно чувствуется в его опере «Ашыг Гариб», где так много национальных мотивов.

«Перед первой ее постановкой оперу оркестрировал Лавровский, а потом Ниязи. А когда было решено записать оперу «Ашыг Гариб» на пластинку, то новую ее редакцию и оркестровку сделал Ниязи. Вообще, следует отметить, что Зульфугар-бек любил работать с Ниязи, известно например, что они вместе написали музыку к кинофильму «Алмас»,» — вспоминала она.

Что касается матери, то с ней у Ниязи были довольно сложные отношения, рассказывала Х.Гаджибекова.

«Он ее любил, много заботился о ней до самых ее последних дней, а она прожила долгую жизнь, умерла незадолго до кончины Ниязи. Они часто спорили, часто у них были разногласия. Беюк-ханум была человеком доброжелательным, как врач очень много и безотказно помогала людям, за что ей было присвоено звание заслуженного врача республики. Но была резкой по натуре,» — рассказывала она.

По воспоминаниям Х.Гаджибековой, записям А.Гусейнова

Декада азербайджанского искусства в Москве: Ниязи спасает Магомаева (1938 г.)
Смешно и трогательно: истории из жизни Узеира Гаджибекова устами дирижера Ниязи