З.Мамедова
Новый этап исторического развития Ирана начинается после Октябрьского переворота 1917 года в России. Во всех странах Востока, в частности в Иране, на повестке революционного движения стояла задача ликвидации империализма, победы социализма и демократии. Иранский народ и интеллигенты-демократы симпатизировали Октябрьскому перевороту.
Октябрьский переворот спас Иран от выплаты долга царскому правительству. Реакционно настроенные феодальные собственники в самом Иране, а также иностранные империалисты, в первую очередь английские, всячески мешали прогрессивному общественному развитию Ирана, как и других стран Востока.
Они совместно выступали против антифеодального и антиимпериалистического демократического движения, охватившего Иран, в частности Южный Азербайджан, в 1918-1921 годы.
Буржуазия, присоединившаяся и возглавившая на первых порах национально-освободительное движение, впоследствии испугалась его усиления, перейшла на сторону империалистов и феодалов. Все это привело к поражению движения, а в результате внутренней политической борьбы — к свержению гаджарской монархии и установлению правления Рзы шаха.
Во время правления Рзы шаха (Мохаммед Реза Пехлеви) в 1925-1941, были проведены некоторые реформы. Как отмечает орган иракской Коммунистической партии — журнал «Сетарейе сорх», Рзе шаху удалось построить свое правительство за счет капитала собственников, купцов, реакционного духовенства и иностранцев.
После 1925 года были ликвидированы установленные в 1917 году ограниченные буржуазные свободы. Проведенные реформы отвечали интересам лишь малой части иранского общества, а именно феодалов-собственников, крупной буржуазии, крупного духовенства и высших слоев бюрократии.
Вместе с тем некоторые реформы в какой-то степени послужили толчком к общему развитию страны. В 1925-1940 годы государство претворило в жизнь ряд мероприятий в области торговли, промышленности и финансов.
Более того, начали функционировать фабрики и заводы, прокладываться новые дороги, налаживаться средства связи, благоустраиваться города, а также был образован централизованный государственный аппарат, были созданы новые структуры управления, сформированы современная армия и полиция. Осуществленные меры, с одной стороны, требовали подготовки соответствующих кадров, что, в свою очередь, должно было привести к соответствующим изменениям в культурно-просветительской области.
Например в 1921 г. в Тебризе Дж.Мамедкулизаде поставил произведение «Мертвецы» с участием местных актеров, что являлось риском и для режиссера, (сам Дж.Мамедкулизаде), и для актеров ввиду господствующего в Южном Азербайджане шахского режима.
В Тебриз отправлялись на гастроли и артисты советского Азербайджана, где они в различные годы участвовали в постановках по произведениям Дж.Мамедкулизаде, Уз.Гаджибекова, Н.Нариманова, Г.Джавида и др. Однако после прихода к власти Рзы шаха проведенные им в 1925-1941 гг. реформы в русле политики иранизации во всем Иране, в частности в Южном Азербайджане, привели к тому, что в 1926-1933 гг. представления на азербайджанском языке стали запрещаться.
Реформы коснулись и образовательной системы Ирана. На основании закона 1927 года и постановлений 1932 и 1933 годов в Иране вводилось раздельное бесплатное и обязательное для всех шестигодичное начальное обучение. В начальной школе учащихся должны были воспитывать в духе паниранизма, веры в Бога, повиновения шаху и правительству.
То есть в стране шел процесс иранизации. Прежде всего это касалось Южного Азербайджана. Так, в школах Южного Азербайджана запрещалось преподавание на азербайджанском языке. При этом в частных армянских, еврейских и некоторых других школах преподавание на родном языке, напротив, разрешалось.
Согласно архивным документам, в период диктатуры Рзы шаха иранское правительство не уделяло должного внимания культурно-экономическому развитию, строительству городов и деревень. Все богатство Южного Азербайджана расходовалось на строительство новых городов, железных и автомобильных дорог других провинций Ирана.
В то же время Тебриз, который раньше считался культурно-политическим и торговым центром, стал постепенно разрушаться. При этом положение южных азербайджанцев на родине было не из лучших.
Установление диктатуры Рзы шаха привело к тому, что права и обязанности южных азербайджанцев были ущемлены. Это положение подробно характеризуется в письме I секретаря ЦК АКП(б) М.Дж.Багирова И.Сталину о Южном Азербайджане: «В период диктатуры Рзы шаха население Азербайджана не допускалось не только к высоким, но и средним и мелким должностям в государственном аппарате. Такое положение господствовало и в армии, редко можно было встретить азербайджанца в рядах высшего командования. В целях объявления персидского языка государственным языком Ирана шахское правительство иранизировало государственные органы Южного Азербайджана…».
Южный Азербайджан стал жертвой политики паниранизма. Иранизация Южного Азербайджана продолжалась и в 1930-е годы. Проведенные в 1938-е годы административно-территориальные реформы также преследовали цель иранизации Южного Азербайджана.
Согласно этим реформам, Иран был разделен на 10 останов (с перс. -провинция), 49 шахристанов (с перс. — город), 290 бахшей (с перс. — район). Основная цель этого передела — положить конец существованию исторически сформированного национального, этнического, административного, культурного единства народов, главным образом азербайджанских тюрков.
В результате разделения территории Южного Азербайджана, Северо-восточный Азербайджан с центром Тебриз стал третьим останом, Западный Азербайджан с центром Урмия входил в четвертый остан. Кроме этого Зенджан и Казвин, население которого в основном состояло из тюрков, а также Хамадан, Султанабад, Решт, Пехлеви и другие города, где тюрки опять же превалировали, остались за пределами Южного Азербайджана.
Все это сопровождалось репрессиями и преследованиями шахским правительством южных азербайджанцев и их эмиграцией. Только в 1940 году секретно переехать в советский Азербайджан пытался 261 человек.
Осуществленные в 1920-1930 годы экономические, административные, военные и культурно-просветительские реформы привели к значительным изменениям в общественном строе Ирана, в том числе и Южного Азербайджана.
Они касались, в основном, развития двух классов — буржуазии и пролетариата, а также образования буржуазно-интеллигентной прослойки.
Именно эта прослойка должна была продолжать дело, за которое боролась интеллигенция конца XIX — начала XX века. Возникла прогрессивная интеллигенция, оказавшая серьезное влияние на рост иранской культуры, развитие национально-освободительного движения в Иране, в частности Южном Азербайджане.
По книге автора «Проблема южных азербайджанцев в советском Азербайджане в 20х-30х гг. XX века»