Война против СССР: Азербайджанские эмигранты в составе германского вермахта

В истории Азербайджана, как и других стран на постсоветском пространстве, есть страницы, которые когда-то публичному «прочтению» не подлежали. События и темы, отраженные этими страницами, официальная идеология в СССР табуировала, выводила за пределы общественного обсуждения.

Но случалось, что по тем или иным причинам, от рассмотрения тех неприятных для официоза страниц и событий уклониться было невозможно. К таким относится и тема национальных легионов в составе германского вермахта.

Обойти эту тему в советских книгах и статьях, посвященных Великой Отечественной войне, было невозможно. Тогда на их персонажей и героев в идеологически выдержанных СМИ и «исследованиях» обязательно навешивались ярлыки — «изменники родины», «предатели» и прочие, не менее бранные.

Действительность, однако, всегда драматичнее и, стало быть, интереснее придуманных схем и расхожих идеологем. К действительности мы и обратимся. К реальной истории азербайджанцев, воевавших в годы Второй мировой войны на стороне Германии.

28 апреля 1920 года под натиском наступавшей XI Красной Армии и давлением местной организации РСДРП, объективно сыгравшей роль «пятой колонны», в Баку пала первая на мусульманском Востоке независимая демократическая Республика. Важным фактором этой «смены вех» были также мятеж в нагорной части Карабаха, спровоцированный правительством Армянской республики в марте-апреле 1920 года и ультимативное требование турецкого генерала Халил-паши пропустить Красную Армию через Азербайджан для помощи Турции в войне против Антанты.

Из Азербайджана началась массовая эмиграция в Западную Европу, Турцию, Иран и другие страны, тех, кто был не согласен с новыми политическими реалиями на исторической родине. В странах, где они обосновались, стали образовываться первые в диаспоре азербайджанские политические организации.

Азербайджанцы вместе с представителями других кавказских народов проводили пропагандистские акции, направленные на ознакомление зарубежной общественности с фактом оккупации их исторических национальных территорий войсками Советской России.

Но, как говорится, поезд истории уже ушел. Признание СССР де-факто и де-юре ведущими мировыми державами окончательно похоронило надежды на возможность восстановления независимости прежних кавказских республик. С угасанием надежд гасли и активность эмигрантов, и интерес к ним зарубежной общественности.

Но в преддверии Второй мировой войны интерес к политэмигрантам с Кавказа, в особенности азербайджанским, резко повысился. И это понятно. Почи весь авиационный бензин и масла в советской нефтяной промышленности вырабатывались в Баку. Этот фактор в планах грядущих битв за мировое господство расценивался чрезвычайно высоко.

Эти планы находили живой отклик в кавказской эмиграции правого толка (из азербайджанцев — Халил Хасмамедов, Шафи Рустамбейли, Наги Шейхзаманлы, Фуад Эмирджан и др.): участие в войне на стороне Германии она рассматривала, как последнюю возможность восстановления утраченной независимости.

Немцы же, привлекая на свою сторону русских, кавказцев, других советских мусульман, преследовали две цели — политическую и военную. В первом случае цель была показать миру, что на их стороне против большевизма воюют добровольцы из СССР, и это весьма красноречиво говорит о несостоятельности его идеологии. Во втором — предусматривалось восполнение потерь в живой силе за счет бойцов, привлеченных «со стороны».

Восточные легионы в составе вооруженных сил Германии были озданы в первой половине 1942 года. По данным украинского сторика О. Романько численность иностранных добровольцев в манских войсках составляла около 2 млн. человек (из них азербайджанцев — 25-35 тысяч).

Азербайджанский легионер Исмаил Акбер в своей записке от 1951 года «Азербайджанские легионеры в борьбе за независимость во второй мировой войне» приводит цифру 38,598 на 1 октября 1944 года. Из них 97 чел. служили в частях Русской Освободительной Армии (РОА), 67 человек в Азербайджанском Национальном Комитете в Берлине. По данным грузинского историка Г. Мамулия еще один азербайджанский батальон воевал на стороне Украинской Национальной армии.

По различным источникам, в первые шесть месяцев, после вступления германской армии на территорию СССР, в плен попали от 3 до 4 млн. советских граждан. В том числе — 150 тысяч азербайджанцев. Около 40% военнопленных погибли из-за невыносимых условий содержания в концлагерях.

Немцы такое отношение к советским военнопленным объясняли тем, что СССР не ратифицировал женевскую конвенцию о военнопленных от 27 июля 1929 года. Выбирая между жизнью и смертью и помня о сталинском приказе № 270 от 16 августа 1941 года, в котором говорилось: «Уничтожать пленных красноармейцев всеми наземными и воздушными средствами», часть из них перешла на сторону противника.

Кроме этих были и такие, которые перешли на сторону немцев по идейным соображениям. Они-то и составили основной костяк тех, кто активно сотрудничал с земляками-политэмигрантами и видел в создании национальных легионов возможность восстановления утерянной независимости.

Политэмигранты в свою очередь стремились, как могли, помогать военнопленным, облегчить их тяжелое положение в концлагерях, содействовали военному командованию германской армии формировать национальные воинские подразделения.

Азербайджанские политэмигранты Джейхунбей Гаджибейли Нушубей Зюльгадаров, Мамед Магеррамов и др. уже посещали лагеря военнопленных, оказывали им медицинскую и продовольственную помощь, рассказывали о первой Азербайджанской рес¬публике, о ее лидерах в изгнании.

Им удалось также спасти от расстрела многих азербайджанцев, которых как «обрезанных» немцы принимали за евреев. Эта акция помогла выжить, кстати, и евреям — уроженцам Азербайджана, которые выдавали себя за азербайджанцев.

Лагеря, где содержались советские мусульмане, посещали также турецкие генералы Нури Паша, Али Фуад Эрден и Хюсню Эмир Эркилет. И именно они убедили германское руководство в необходимости создания тюркских легионов.

Благодаря им, немецкие спецслужбы установили контакты с политэмигрантами из Закавказья и Северного Кавказа. Среди них были и азербайджанцы — Мамед Эмин Расулзаде, Халил Хасмамедов, Хосровпаша Султанов, Мустафа Векилов, Ахмед Джафароглу, Алибей Азер Текин, Алекпер Шамхорский, Илал Мюнши, Мир Ягуб Мехтиев, Исрафилбей (Исрафилов Магомед Наби оглу), Фуад Эмирджан и другие.

Это заигрывание с мусульманами было, по мнению американского историка А. Даллина, частью грандиозных планов Гитлера, направленных на то, чтобы втянуть в войну Турцию и через Кавказ проникнуть на Ближний Восток.

По материалам книги Р.Абуталыбова «Свои среди чужих, чужие среди своих»