«Тайны царства небесного»: о книге по астрономии А.Бакиханова (1832 г.)

Н.Керемов

Азербайджан имел в лице Аббасгулу Аги Бакиханова одного из первых и самых выдающихся деятелей начала своего национального возрождения. Бакиханов был крупным дипломатом, историком, археологом, педагогом, путешественником, географом, астрономом, психологом, философом, поэтом.

В Азербайджане почти нет такой отрасли науки и литературы, где бы Бакиханов ни оставил заметный след. Всего им создано множество трудов по самым равным отраслям знаний: истории, этнографии, педагогике, философии, географии, астрономии, филологии.

Из сочинений Бакиханова большой интерес для его характеристики астронома имеет работа «Эсрар-уль-Мелекут» («Тайны царства небесного» или «Тайны мироздания»), написанная в 1832 г. В ней отражены естественно-научные взгляды автора.

Увлечение астрономией, интерес к постижению «тайны небес» у Бакиханова проявились еще в 30-х годах. Удовлетворял он свой интерес в библиотеках Тифлиса и Варшавы, постигай астрономию по трудам самых выдающихся ученых всех времен.

Его собственное астрономическое сочинение «Эсрар-уль-Мелекут» состоит из введения, трех разделов и заключения. Во введении он говорит о науке астрономии, ее назначении и излагает историю ее развития. Он отмечает, что сведения о небесных телах и попытки установления закономерностей их движения уходят своими корнями в глубокую древность.

Он отмечает, что научные знания в области астрономии стали закладываться еще в Древнем Египте и Финикии из-за практических потребностей человека, и в первую очередь из-за нужд мореплавателей. Позднее эти знания перешли к древним грекам, а от них — к византийцам.

Далее сравниваются геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая Коперника. Как отмечает Бакиханов, «система Птолемея, созданная во II в., не отличалась убедительностью, так как не могла ответить на многие вопросы, возникающие у любого внимательного наблюдателя, например: почему нам кажется, что Солнце движется с запада на восток в направлении, обратном видимому суточному вращению небесной сферы? Почему Меркурий и Венера никогда не противостоят Солнцу как это бывает с Луной, и т. д.? Чтобы подкрепить свои взгляды, Птолемей н его последователи выдвигали фантастические предположения, будто небесные сферы — это полые твердые тела, соприкасающиеся друг с другом, что они прозрачны и находятся в естественном и непроизвольном движении«.

В XVI в. польский ученый Коперник, по словам Бакиханова, «надежный авторитет в астрономии», опроверг учение Птолемея и обосновал «незыблемую систему мира», гелиоцентрическую, согласно которой центром мироздания является Солнце, вокруг него вращаются планеты, и среди них Земля со своим спутником Луной.

Несомненной заслугой Бакиханова является то, что он был не только ревностным сторонником теории Коперника, но и выдвигал многие доказательства в ее пользу, которые должны были убедить читателей его книги.

Первый раздел рукописи «Эсрар-уль-Мелекут» посвящен Земле — ее форме, ее движениям, ее состоянию «как космического тела на небесном своде».

Земля, по Бакиханову, как и всякое другое небесное тело, должна иметь шарообразную форму. И он приводит доводы в пользу такого утверждения: округлость видимой земной тени на Луне, кругосветные путешествия и др. Отмечает он также приплюснутость Земли у полюсов и вытянутость ее у экватора.

Много места уделяет Бакиханов вопросу о движении Земли и доказательству ее вращения. Он приводит ряд интересных доводов в пользу гелиоцентрической системы мира. Солнце, говорит он, излучает свет, и, чтобы черпать его, Земля должна обращаться вокруг него; кроме того, Солнце по своему объему во много раз превосходит Землю, а ведь ясно, что легкое не может притягивать к себе тяжелое.

Далее он высказывает любопытную мысль о том, что, поскольку Солнце находится от Земли на расстоянии 20 млн. миль и при своем огромном объеме делало бы один оборот вокруг Земли в течение 24 часов, то от этого произошел бы великий пожар и Земля обратилась бы в пыль.

Вслед за рассмотрением формы и движения Земли, Бакиханов переходит к разговору об основных точках и линиях небесной сферы: о северном и южном полюсах мира, об оси мира, о видимом и истинном горизонте, о зените, говорит о делении Земли на полушария, о сторонах света, о градусной сети, о меридиане, об экваторе. После этого он переходит к описанию тропиков пяти климатических поясов Земли — жаркого, двух умеренных н двух холодных.

В целом характеристика поясов верна, как и объяснение причин наступления времен года в северном и южном полушариях, длительности суток в района полюсов и т. д. Он отмечает, что на полюсах полярный дань совпадает с летом, а полярная ночь — с зимой, что здесь сильные холода и они непригодны для заселения; более того, пока никому на людей не удалось туда пробраться.

Во втором рааделе «Эсрар-уль Мелехут» рассматриваются «небесные светила», т.е. остальные тела Солнечной системы, и Солнце как центр всей системы.

Во времена Бакиханова астрономам было известно 11 больших и малых планет с 18 спутниками, входившими в Солнечную систему. Он пишет, что одним из спутников является Луна, вращающаяся вокруг Земли и вместе с нею вокруг Солнца.

Бакиханов отмечает, что Луна — самое близкое к Земле небесное тело, и потому она лучше других доступна для наблюдения. По его словам, «темные пятна, видимые на ее обращенной к Земле стороне, представляют собой впадины и трещины, не освещаемые Солнцем. Астрономы установили, что атмосфера Луны крайне разрежена, на ней нет морей и рек, что ее поверхность изборождена горными цепями, одиночными горами и холмами.»

Затем Бакиханов переходит к рассмотрению Солнца, его физического состояния и размеров, говорит о планетах, об их орбитах, их спутниках. Он указывает, что из-за неимения телескопа, который был создан столетием позже, Коперник не мог открыть ни одной планеты или спутника, которые не были бы известны древним астрономам. И поэтому в его систему мира включены лишь известные в то время 5 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн, а Луна рассматривается в качестве спутника Земли.

Бакиханов убежден, что число планет и их спутников не может ограничиваться количеством, известным в начале XIX в., так как считал, что в таком огромном пространстве, какое занимает Солнечная система, должны быть открыты еще другие небесные тела.

Говоря о строении планет, Бакиханов считает, что оно идентично земному. Бакиханов в основном правильно характеризует и спутники планет (периоды их обращения, объем и т. д.). В то же время, по его мнению, на всех планетах имеются горы, долины, пустыни; на них, как и на Земле, живет «тот или иной вид тварей».

К Солнечной системе, считает Бакиханов, относятся также и кометы, которые представляют собой «хвостатые светящиеся тела, обволакиваемые парами». Он пишет, что «в новое время не замечена ни одна комета, которая по своей яркости походила бы на планету, тогда как, по словам древних, некоторые кометы, наблюдавшиеся ими, были ярче планет и даже были видны днем подобно Солнцу. Одна такая комета появилась в 466 г. до н. э., другие — в 1401, 1532, 1577, 1743 гг. Кометы иногда бывают бесхвостые; такие были замечены в 1682, 1703, 1708 гг.»

В рукописи Бакиханова сообщаются некоторые сведения о звездах, звездных системах, о небесном своде. Он отмечал, что «яркость и размеры звезд постоянны. По своей яркости звезды делятся на 12 разрядов, из которых первые шесть видны невооруженным глазом. В обоих полушариях небесной сферы имеются 103 созвездия, а общее число звезд бесконечно большое.»

В третьем разделе рукописи Бакиханова «Эсрар-уль-Мелекут» объясняются законы движения небесных тел, на которых, по его словам, «зиждется система Вселенной».

Если в первых трех разделах рукописи Бакиханов ни разу не обращается к религии, то в заключительной части он пытается согласовать достижения астрономии с догмами ислама, чтобы таким путем направить мусульманское богословие на невольное проповедование материального единства и множественности миров. Он пытается доказать, что в сурах Корана можно найти подтверждение обращению Солнца во Вселенной, и вращению Земли, и даже всемирному тяготению.

Но тем не менее именно Бакиханов первым ознакомил своих соотечественников с гелиоцентрической системой Коперника.

Как отмечал Э.М.Ахмедов, «Эта система была для Азербайджана 40-х гг, XIX в. не только нова, но и прямо еретична. Столь же еретичными были и представления о множественности миров, о бесконечности Вселенной, которые защищал Бакиханов. В то время на Ближнем Востоке все еще господствовали геоцентрические представления, основанные на средневековой мусульманской космографии… Идея о центральном положении Земли, приспособленной Аллахом для жилища человека, держала умы людей в плену религии и почти никем не оспаривалась».

Заслугой Бакиханова является то, что он пропагандировал новейшие достижения астрономии, что взгляд на мир, который он развивал, был научно-материалистическим, находившимся в явном противоречии с его религиозными убеждениями.

В заключение разговора о сочинении «Эсрар-уль-Мелекут» следует сказать словами самого Бакиханова, что оно является «математической частью» его работы «Всеобщая география», в которой, как пишет Бакиханов в своей автобиографии, речь идет о физико-географическом и политическом состоянии мира, о положении материков, о полезных ископаемых, о произведениях природы — неорганической и органической, растениях и животных — об определении климатических поясов и размещении населения земного шара и образа жизни в каждой стране.

Бакиханов обладал поистине энциклопедическими знаниями и являлся видным азербайджанским ученым и просветителем первой половины XIX в. Он был искренним и горячим сторонником сближения азербайджанского и русского народов. Он видел прогрессивное значение присоединения Азербайджана к России.

Его как крупного ученого, прекрасного человека и друга близко знали и высоко ценили многие деятели науки и культуры. Свой долг как ученого он видел в том, чтобы познать и изучить как можно больше наук, чтобы передать знания людям, чтобы все люди на земле, в том числе его народ, стали грамотными и просвещенными.

По материалам книги автора «Путешествия Гудси»