Графическое искусство: паспарту дореволюционных бакинских фотографов (ФОТО)

О.Буланова

На рубеже XIX и XX вв. фотография была редкостью и высоким искусством, стоила дорого, и случалось, что люди фотографировались за всю жизнь всего несколько раз. Поэтому фотографии красиво оформлялись – наклеивались на картонные паспарту, которые сами по себе зачастую являлись произведением графического искусства.

Рисунок для оборотной стороны паспарту заказывали у именитых (или не очень – если средства не позволяли) художников, паспарту печатались в специальных типографиях или литографиях. Со временем рисунок и общий дизайн в угоду моде менялся, поэтому у одного фотоателье в разные промежутки времени были в обращении разные паспарту.

Любопытно, что на многих рисунках на паспарту были использованы атрибуты художника (палитра, кисти, мольберт и т.п.) – фотографов воспринимали как художников, писавших светом.

Заказывались паспарту не всегда в Баку. Так, известны случаи, когда паспарту печатались на полиграфических фабриках в Москве (И.Покорного), в Одессе (Фишелеса, А.Миранского), в Вильне (Тальбота) и других городах. Иногда и за границей – в Турции, Париже или Варшаве (хотя Польша в те времена входила в Российскую империю).

Ну, и, конечно, паспарту являлись рекламой фотографа. Кроме названия ателье, его адреса и позднее телефона, фотограф сообщал, какие именно услуги он оказывает: увеличение фотографий, моментальный портрет и т.п. Также фотограф сообщал на обороте, что все негативы хранятся. Кроме этого, на паспарту фотограф не скромничал и перечислял все свои заслуги: наградные медали, полученные на различных выставках, в том числе международных, указывал, что удостоился похвалы какого-либо монарха. Эта информация очень ценна для историков, т.к. позволяет датировать большинство снимков, по крайней мере, становится понятна нижняя временная граница фотографии.

Зачастую выпуклое изображение полученных медалей выносилось на лицевую сторону. Бывало и так, что держатель фотоателье являлся придворным фотографом какого-либо монарха, и в этом случае информация об этом печаталась на самом видном месте. Сообщалось и о том, что он являлся членом каких-либо обществ или академий.

Так, например, Александр Мишон, один из первых бакинских фотографов, получил награду на фотовыставке 1891 г. в С.-Петербурге, ему вручили медаль Императорского Российского технического общества. Он являлся членом Парижской национальной академии, в 1889 г. был удостоен личной благодарности великого князя Михаила Николаевича, в 1890 г. – принца Неаполитанского, а в 1895 г. получил орден Бухарской серебряной звезды 2-й степени – после того, как запечатлел на вокзале в Баку приезд бухарского эмира и затем преподнес ему большую фотографию.

«Московский фотограф» получил высшую награду на выставке в Италии в 1911 г., Ф.Коковихин – похвальный отзыв Русского фотографического общества в 1896 г., золотую медаль в Тифлисе в 1901 г., серебряную в Витебске и бронзовую в Москве в 1903-м, золотую медаль и почетный крест на Антверпенской выставке в 1906 г.

По размеру паспарту были разными, было известно два формата – «визит-портрет» и «кабинет-портрет». Те, кто не очень хорошо знаком с историей Баку и фотографическим искусством, считают, что это названия бакинских фотоателье. Но это не так.

«Визит-портрет» (визит-карта) был запатентован в Париже французом Адольфом Диздери в самом начале эры фотографии. Он представлял собой альбуминовый отпечаток на тонкой бумаге, наклеенный на толстый картон; размер отпечатка был 5,5 на 9 см, а картонное паспарту – 6,5 на 10 см. Когда в 1859 г. Диздери опубликовал фото императора Наполеона III в этом формате, это привело к внезапному росту популярности визит-портретов, известному как «кардомания».

Визит-портретами обменивались с друзьями и родственниками, огромная популярность формата способствовала выпуску снимков знаменитостей и их коллекционированию. В конечном счете, визит-портрет распространился по всему миру, начали даже выпускать специальные альбомы для таких фото.

В начале 1870-х гг. визит-портреты были вытеснены кабинетным портретом, однако все равно изредка встречались, в том числе и в Баку, особенно у Александра Мишона и в фотоателье «Жорж». Последняя из обнаруженных бакинских фотографий в формате «визит-портрет» датируется аж 1917 годом.

«Кабинет-портрет» (кабинетный портрет) стал общепринятым в портретной фотографии с 1870 г. Это были все те же альбуминовые отпечатки, только увеличенные; они крепились на картонное паспарту размером 11 на 17 см (11,5 на 16,5 см). Встречался и размер 10 на 15 см. Первоначально формат использовался в горизонтальном виде для пейзажей, но стал вертикальным, когда был приспособлен для портретов.

Помимо увеличенного размера кабинет-портрет отличался большим количеством информации на лицевой и обратной стороне паспарту. Название же пошло из-за того, что формат позволял запечатлеть не только лицо человека, но и его самого в полный рост, и окружающую обстановку – кабинет (студию) фотографа. Последние кабинет-портреты относятся к 20-м гг. ХХ в. Подробно о бакинских фотоателье можно прочитать здесь.

ПАСПАРТУ БАКИНСКИХ ФОТОГРАФОВ:

Фото: архив О.Булановой, сайт Ourbaku