О столовой посуде Шамкира раннеисламского периода (ФОТО)

Т.Достиев

Средневековое городище Шамкир в свое время было обнаружено западном регионе Азербайджана, на левом берегу реки Шамкирчай, на северной окраине села Гядимгала Шамкирского района. В ходе археологических раскопок там были выявлены многочисленные артефакты различного назначения: орудия труда, оружие, образцы торевтики, строительные материалы, неполивная и глазурованная керамика, фаянсовая посуда, стеклянные изделия, украшения, монеты и т.д.

В частности, стеклянные изделия как вещественный источник являются своеобразным индикатором уровня развития культуры общества. В результате археологических раскопок в Шамкире была собрана богатая коллекция стеклянных изделий, которая по характерным признакам, в частности по устойчивой номенклатуре, форме изделий, приемам изготовления, характеру декора, химическому составу – является неотъемлемой частью исламского стекла.

Стекло успешно использовалось как в массовом выпуске бытовой посуды, так и при изготовлении предметов украшений, в частности браслетов, перстней, бус и т.д.

Наиболее распространенными и интересными стеклянными изделиями были образцы бытовой посуды, которые выполняли утилитарные функции и одновременно выделялись художественным оформлением. Сюда же можно отнести посудное стекло Шамкира раннеисламского периода.

В классификации стеклянных изделий из Шамкира важное значение имеет функциональное назначение, форма, техника изготовления и декор артефактов. По функциональному признаку посудное стекло раннеисламского времени из Шамкира было представлено столовой посудой и парфюмерно-аптекарской посудой. Столовая посуда была представлена кувшинами, банкообразными сосудами, чашами, пиалами и рюмкообразными сосудами.

Кувшины были представлены фрагментами, среди которых — венчики, горловины, стенки от тулова, донца, ручки. Во фрагментах был обнаружен широкогорлый кувшин, имеющий кольцевой поддон, сферическое тулово, цилиндрическое горло. Кувшин был изготовлен из стекла зеленоватого оттенка невысокого качества. Его поверхность была покрыта налетом иризации. В стекле было много мелких пузырьков воздуха. Плечевая часть кувшина была украшена накладными прямыми линиями и конусовидными выступами. Весьма привлекательна была горловина сосуда с накладным орнаментом в виде змеи (Достиев, 2009, рис. 2).

Нужно отметить, что в художественном ремесле средневекового Азербайджана, в том числе в художественном стекле, этот зооморфный декор применялся довольно широко. В азербайджанских народных сказаниях и легендах, восходящих к глубокой древности, образ змеи олицетворяет такие положительные качества, как ум и мудрость.

Среди находок в Шамкире, датированными IX– X вв. были обнаружены фрагменты толстостенных кувшинов с высокой цилиндрической горловиной, изготовленных из матового стекла защитного цвета.

От узкогорлого кувшина конца X – начала XI века сохранились трубчатая горловина и дугообразная ручка с выступом. Кувшин был изготовлен из полупрозрачного стекла зеленоватого оттенка. Горловина была украшена накладным пояском. Судя по сохранившимся на ручке остаткам стенки тулова, можно предположить, что тулово кувшина имело сферическую форму, а стенки тулова по сравнению с горловиной были тоньше, и ее толщина не превышала 1 мм. Поверхность кувшина имела хорошую огневую полировку.

Кувшинчики со сливом были представлены верхней частью (в основном венчики и частично горлышко). Узкие, трубчатые горлышки кувшинов были украшены рельефным пояском. На венчике против слива были выявлены следы припаянной ручки. Кувшины рассматриваемого типа были изготовлены из прозрачного стекла с зеленоватым или же желтоватым оттенком.

Ручки, будучи характерными конструктивными элементами кувшинов и кружек, в основном имели дугообразную или Г-образную форму. Преобладающее их большинство было декорировано с вертикальным выступом в верхней части. Они были изготовлены из зеленоватого или желтоватого стекла.

Например тонкая плоская в сечении ручка, обнаруженная в монументальном здании IX–X вв. на раскопе IV в Шамкире, была изготовлена из бесцветного полупрозрачного стекла. Верхний конец был сломан, а нижний образовывал утолщение в виде усеченного конуса.

Были выявлены и экземпляры с производственным дефектом. Так, например, в нижней части небольшой ручки дугообразной формы, изготовленной из стекла зеленого цвета, обнаруженной на раскопе VI на территории шахристана, были обнаружены следы деформации. Кружка c подобной ручкой, датируемой XI веком, была обнаружена на раскопе IV.

Что касается банок и кружек, их было обнаружено немного, фрагментами. Они имели вертикальные стенки, прямой или отогнутый наружу венчик. Один экземпляр, обнаруженный в монументальном здании IX–X вв. на раскопе IV, представлял собой высокую вертикальную стенку с прямым венчиком. Эта банка или кружка была изготовлена из полупрозрачного стекла с голубоватым оттенком и украшена рельефным геометрическим орнаментом.

Чаши были представлены в основном фрагментами донца, стенки или венчика. Судя по фрагментам, среди этой  категории можно выделить два типа. Чаши I типа были со слегка вогнутым в центре дном, невысокими вертикальными стенками и закругленным венчиком (некоторые сделаны техникой выдувания в форму). Чаши второго типа имели вогнутое внутрь донце, полусферическое тулово, утолщенный венчик. Валикообразное утолщение венчика создавалось в результате перегиба верхнего края сосуда и прижатия его к стенке. Образцы этого типа были изготовлены из прозрачного бесцветного стекла или же стекла зеленоватого оттенка.

В IX–X вв. в быту горожан широко применялись стаканы, пиалы и рюмки. Они были украшены простым орнаментом геометрического характера, нанесенным с помощью различных приемов – гравировкой, резьбой, штамповкой и т. д. На мусульманском Востоке в Средние века высоко ценились нежные, прозрачные стеклянные сосуды для питья. Они считались более гигиеничными. В этом значительную роль сыграл ислам, так как шариат не одобрял использование золотой и серебряной столовой посуды, и господствовало представление о превосходстве стеклянных сосудов.

В изучаемый период самым широко распространенным видом столовой посуды были стаканы – основной сосуд для питья. Довольно большое количество их фрагментов было обнаружено при раскопках в Шамкире. Стаканы раннеисламского периода имели вогнутое внутрь донце и несколько расширенное кверху цилиндрическое тулово.

 

Они, как правило, были изготовлены из стекла зеленоватого, желтоватого оттенка, преимущественно техникой выдувания в форму. Большинство стаканов было декорировано простым геометрическим орнаментом. Широко применялись рельефные орнаменты в виде овалов, кружков, лучеобразных фигур. При раскопках были также обнаружены образцы, украшенные «сотовым» орнаментом.

Кубки, стаканы и пиалы, украшенные «сотовым» орнаментом, появились в Азербайджане еще в IV–V вв.

Пиалы VIII–X вв. также были обнаружены, в основном фрагментами. Большинство их были выдуты в формы. Преобладали ребристые, сетчатые, овальные и другие геометрические фигуры. Был также обнаружен декор в виде «вихревой розетки».

Выделялась своим декором пиала с округленным туловом, венчик которой завернут краем наружу. Она была изготовлена из прозрачного стекла зеленоватого оттенка. Стенка пиалы была украшена вертикальными темно-зелеными полосами. В целом стаканы и пиалы ранне- исламского периода сохранили форму и декор IV–VII вв.

Рюмки раннеисламского времени были немногочисленны и представлены в основном фрагментами. Эти сосуды состояли из двух частей: верхнего резервуара и ножки на поддоне. Судя по фрагментам, рюмки I типа имели ножку в виде сплошного стержня с дисковидной подножкой. Рюмки II типа имели низкую ножку, подножку в виде полового конуса. Стекло было бесцветное, матовое, покрытое слоем иризации.

Рюмки как первого, так и второго типа известны из археологических раскопок средневековых поселений и городищ Азербайджана, Центральной Азии и Восточной Европы.

В производстве посудного стекла Шамкира раннеисламского периода применялись различные приемы изготовления, в частности выдувание в форму и свободное дутье. Применялась также техника растягивания, сварки, полирования и шлифования.

Вещественные источники позволяют констатировать, что в раннеисламском периоде произошел большой сдвиг в стекольном производстве Шамкира. Потребность в стеклянной посуде удовлетворялась в основном за счет местного производства. Стеклянная посуда, которая относится к предметам массового потребления, была типичной для городского быта. Среди столовой посуды преобладали сосуды для питья — стаканы и пиалы.

По материалам журнала «Поволжская археология»