Арзу Абдуллаева
В погребальных памятниках Нахчывана эпохи поздней бронзы и раннего железа было выявлено огромное количество археологического материала, среди которых особое место занимают украшения. Их можно встретить как в женских, так и в мужских погребениях.
На территории Нахчывана было обнаружено большое разнообразие предметов украшений, которые отличаются как по своему назначению, материалу (бронза, железо, золото, кость, минералы, паста, морские или речные раковины и т.д.), так и по технике изготовления.
Учитывая большое разнообразие предметов украшений их можно выделить в следующие группы: головные, нагрудные, ручные и ножные украшения, а также бусы и украшения-элементы одежды. В данном случае речь о головных украшениях, обнаруженных в погребальных памятниках Нахчывана эпохи поздней бронзы и раннего железа.
Головные украшения, в свою очередь, подразделяются на следующие подгруппы: диадемы, дисковидные пластинки, височные кольца, трубочки и спирали, серьги и гривны.
ДИАДЕМЫ
Диадемы (или же налобники) являлись частью женских и мужских головных уборов. Хотя диадемы находили во многих погребальных памятниках Азербайджана в большом количестве (в Кедабеке, Мингечевире, Гянджачае, Човдаре, Хачбулаге, Доланларе, Дашкесане и т.д.) в Нахчыване их было обнаружено значительно меньше.
Несмотря на это, по форме и особенностям они различны, но имеют и некоторые сходства. Их изготавливали из тонкой лентовидной бронзовой пластинки, иногда длиной 13 см. В серединной части диадемы широкие и сужаются к краям, концы либо согнуты вовнутрь, либо наружу.
Например поверхность одного налобника из Коланы украшена насечками. Для сравнения следует сказать, что в отличие от ходжалы-кедабекских диадем на диадемах из Нахчывана отверстия находятся не на концах, а в центральной широкой части
На территории Нахчывана диадемы были найдены в погребениях Коланы, Халы-Кешана (склеп №1), в подкурганных каменных ящиках №4 и 5 некрополя Сарыдере III и в Деребедар-Гумлуг.
ДИСКОВИДНЫЕ ПЛАСТИНКИ
Дисковидные пластинки обычно изготавливались из бронзового листа в виде круглых пластинок, которые подвешивались по бокам к диадемам, прикрывая, таким образом, уши и виски. Обычно на краю таких пластинок имелись отверстия для подвешивания, а также выдавленные выпуклости, которые получались вследствие выдавливания металла на мягкой основе.
В некрополе Коланы были обнаружены дисковидные пластинки, края которых загнуты наружу. Поверхность их была орнаментирована наколами и здесь же имелись два отверстия.
На территории Азербайджана дисковидные пластинки известны из Човдара, Кедабека, Хачбулага, Дашкесана и т.д.
ВИСОЧНЫЕ КОЛЬЦА
В погребальных памятниках исследуемого региона были выявлены также височные кольца. Обычно их делали из бронзовой проволоки маленького или же среднего размера, один конец которой затем волнообразно загибался вовнутрь кольца в виде меандра и доходил до другого конца. Кольца эти были различных размеров.
В склепах № 4 и 9 Халы-Кешанского некрополя были найдены бронзовые височные кольца, некоторые из которых сделаны из проволоки 0,5 см в сечении с меандром по диаметру.
В подкурганном каменном ящике №5 Сарыдере III были найдены бронзовые украшения (5 шт.) в виде колец с меандром по диаметру, который был закреплен на другой конец кольца. Некоторые археологи причисляют их к серьгам, ручным или же к ножным браслетам, однако их описание полностью соответствует височным кольцам, аналогии которых известны как из нахчыванских, так и ходжалы-кедабекских памятников.
Аналогичное височное кольцо было найдено и в Коланы. Они широко распространены в Закавказье, в частности в Азербайджане.
ТРУБОЧКИ И СПИРАЛИ
Из памятников Ходжалы-Кедабекской культуры известно, что трубочки и спирали использовались в качестве украшений для волос, в основном, заплетенных в косы. На территории Нахчывана трубочки были обнаружены в погребениях Сарыдере III (подкурганный каменный ящик №3 ), которые изготовлялись из бронзовой пластинки с соприкасающимися концами, а поверхность их украшали вдавленной линией (подкурганный каменный ящик №6), а также в Коланы.
В большом количестве они были найдены в погребальных памятниках Човдара, Мингечевира, Ханлара, Хачбулага, в кургане №26 Гобустана, в могильнике Хорочай Дагестана и т.д.
Спирали (5 шт.) из тонкой бронзовой пластинки также известны из памятников Сарыдере III (подкурганный каменный ящик №5).
Среди украшений для волос нужно отметить и заколки – шпильки. В кургане №2 Гарабулага была найдена биметаллическая шпилька – заколка для волос с навершием, сделанная из железа и бронзы.
Такие предметы — украшения встречались и в памятниках Ходжалы-Кедабекской культуры (Човдар, Ханлар, Мингечевир), однако они были более изящной и сложной выделки.
СЕРЬГИ
Наиболее широко распространенными предметами украшений являются серьги. Серьги в Азербайджане главным образом были выявлены из каменных ящиков в ходе археологических раскопок. Большинство – бронзовые.
На территории Нахчывана серьги были обнаружены в каменных ящиках Кызылбуруна (по некоторым сведениям — бронзовые серьги 6 штук), в Халы-Кешане (склепы №4,7,9), в Мардангеле (склепы №4,10), в Шахтахты (каменный ящик №29), в Сарыдере III (подкурганные каменные ящики № 1,3,4,5,6), в Байахмед I (каменный ящик №1), в Биченек, Коланы, Юрдчу (подкурганный каменный ящик №2), а также в Гумлугском некрополе.
Взяв за основу классификацию украшений из Нахчывана исследователя В.Бахшалиева, и ссылаясь на классификацию исследователя древних украшений Азербайджана Ш.Садыхзаде, а также проанализировав имеющиеся материалы, серьги Нахчывана можно разделить на 4 основных типа.
К первому типу можно отнести простые серьги, изготовленные из бронзовой проволоки круглого или же овального сечения, которые изогнуты в виде небольших колец с застренными сомкнутыми и с разомкнутыми концами. Диаметры их различны, но не более 5 см. Такие серьги встречаются в Сарыдере III (подкурганные каменные ящики №1,3,4,5,6), а также в Мардангеле (склеп №4), в Коланы.
Однако серьга из погребения №6 Сарыдере III была сделана из бронзовой пластинки. Своеобразием таких серег из шахтахтинского некрополя является то, что в отличие от вышеописанных, поверхность их была украшена круглыми выступами. Подобные серьги были обнаружены и в ряде других синхронных памятников Южного Кавказа, в том числе и Азербайджана.
Ко второму типу относятся серьги, также изготовленные из тонкой бронзовой проволоки, круглого или же овального сечения, на которые нанизывали раковины прямоугольной, трапециевидной формы, а также сердоликовые, агатовые, пастовые или же костяные бусины, а иногда и бронзовые цепочки. Концы некоторых серег заострены или же плоские вилкообразно закручены.
В Мардангельском некрополе (склепы № 4,10) были обнаружены серьги с подвесками из перламутровых пластинок и с различными бусами, в Халы-Кешане (склеп №9), в Сары-дере III (подкурганные каменные ящики №1, 4) — с пронизками из раковин, в Байахмед I (каменный ящик №1) — с пастовой бусиной, в Коланы — из ракушек, в Юрдчу (подкурганный каменный ящик №2) – с агатовыми бусами.
Аналогии таких серег с пронизками известны из Ходжалы-Кедабекской культуры.
К третьему типу относятся серьги вышеуказанной формы, но с шаровидной или же грушевидной ажурной привеской. Такие серьги были найдены в некрополе Коланы. Аналогии их известны из Ходжалы-Кедабекской культуры.
Другую разновидность серег составляют колоколообразные. Средняя часть таких серег выпуклая и была украшена треугольными сквозными прорезями. Внутри они полые. В верхней части имелись маленькие отверстия. Длина описанных серег около 3 см. Аналогичные серьги довольно часто встречались и в других памятниках Азербайджана, в частности – в мингечевирских и кедабекских погребениях.
К четвертому типу относятся спиралевидные серьги, иногда с привесками. Например, серьга из Коланы, а также две серьги, изготовленные из тонкой бронзовой проволоки спиралевидной формы из Гумлугском некрополе.
По форме они схожи с серьгами из некрополей Кызылбурун, Хараба-Гилан, Сарыдере, Мингечевир и характерны для периода поздней бронзы и раннего железа.
На некоторых серьгах для вдевания в ухо использовались отдельные бронзовые кольца. Такие серьги появлялись начиная с эпохи средней бронзы в Шахтахты и в Кызыл-буруне, и широко распространились в период раннего железа. Золотые серьги, как и бронзовые, имели кольцевидную форму. Диаметр их не превышал 2 см.
ГРИВНЫ
Гривны – украшения для шеи. Их можно подразделить на следующие типы: гривны с гладкой поверхностью, жгутообразные и со змеевидными головками. На территории Нахчывана гривны были обнаружены в Джульфинском некрополе, в Коланы, Биченек, Байахмед I, Сарыдере III, в Мардангеле (склеп №4), в Карабагларе II.
Гривны с гладкой поверхностью изготавливались из тонкой бронзовой проволоки с расплющенными и загнутыми в виде колечка концами. Иногда на такие гривна нанизфвали агатовые, пастовые бусы и раковины прямоугольной формы. На территории Азербайджана такие гривны встречались в Мингечевире, Доланларе, Човдаре.
Оригинальностью привлекает внимание гривна из каменного ящика №1 некрополя Байахмед I, серединная часть которой расплющена в форме прямоугольника и орнаментирована врезным орнаментом и насечками. Определенные части гривна глубокими нарезами приобрели особую форму, а концы расплющены и изогнуты наружу.
Жгутообразные гривна ковались из тонкой бронзовой проволоки овального сечения, скрученного в виде жгута с расплющенными и загнутыми в виде колечка концами. Например, гривна из погребения №5 некрополя Сарыдере, а также из некрополей Мардангель (склеп № 4) и Карабаглар II:
Аналогии этих гривен известны из Ходжалы-Кедабекской культуры. Гривна со змеевидными головками были найдены не только в Нахчыване (Карабаглар II), но и в других памятниках Азербайджана.
Можно убедиться в том, что древние племена Нахчывана были специализированными ремесленниками, наряду с земледелием и скотоводством занимались также металлургией и металлообработкой, хорошо знали особенности сплавов и могли искусно применять эти знания. Анализ медных предметов показывает, что в конце II тыс. до н.э. количество предметов из медно-оловянного сплава возрастает. Это свидетельствует о том, что в культурно-экономических отношениях с Передней Азией торговля оловом в этот период играла важную роль.
В связи с ростом производства художественных металлических изделий, а также тонких изящных предметов, украшений и металлических предметов сложной конфигурации широко стали использоваться медно-оловянно-свинцовые сплавы. Это было связано с высокой текучестью сплава. Иногда количество свинца в составе металлических предметов достигало 20%, что было связано с потребностью в совершенных металлических изделиях.
Исследования показывают, что на территории Нахчывана в IV-III тыс. до н.э. использовалось местное металлическое сырье и эксплуатировались местные металлические месторождения. Анализ химического состава разновременных металлических предметов показывает генетическую связь между ними. Так начиная с энеолита и до раннего железа беспрерывное использование медно-арсенового сплава указывает на продолжение местных традиций.
Однако нет сомнения, что культурно- экономические связи со странами Древнего Востока также сыграли немалую роль в металлообработке. В особенности увеличение количества медно-оловянных предметов указывает на интенсивность этих связей. Это также доказывается бусинами из раковин или же из голубой пасты.
Рост производства, а также большойо ассортимент металлических предметов в период поздней бронзы и раннего железа говорит не только о специализации металлургов-ремесленников, но и свидетельствует о превращении металла в средство для обмена. Было установлено, что металлические предметы, найденные в Карабагларе служили в этих целях. Расширение обмена и торговых связей стали одной из причин развития художественного металлического производства.
Сравнительный анализ показывает, что наиболее близкие аналогии предметов украшений из нахчыванских памятников принадлежат Ходжалы-Кедабекской культуре. Учитывая высокий уровень развития племен Ходжалы-Кедабекской культуры в производстве изделий художественной металлургии, можно предположить, что именно они оказали наибольшее влияние на нахчыванских ремесленников. Так нахчыванские украшения повторяют формы и элементы вышеуказанной культуры.
Изготовление металлических предметов было связано с рядом последовательных процессов металлообрабатывающего ремесла – выплавкой, литьем металлов и сплавов, ковкой, резьбой, выдавливанием, шлифовкой, чеканкой и др. Для получения отливок употреблялись твердые формы, а также применялся способ литья по восковой модели. Следует особо подчеркнуть высокий художественный вкус древних мастеров. В этот период увеличивается количество предметов с врезным геометрическим орнаментом. Часть металлических предметов была украшена способом простого или же ажурного литья. Этот способ широко использовался в производстве колокольчиков, фигурок птичек, дискообразных подвесок.
В период поздней бронзы и раннего железа особенно широко использовался метод литья на восковых моделях. В этой связи появляется осо-бенная потребность в специальных формах для литья полых, ажурно геометрически орнаментированных в виде треугольников фигурок. Внутри, а иногда на поверхности некоторых предметов сохранялись следы металлообработки.
Исследования показывают, что после процесса литья часть металлических предметов подвергалась дополнительной технической обработке. Это видно по браслетам, гривнам, булавкам.
Кроме всего этого следует подчеркнуть, что эти художественные оформления являлись отражением как образа жизни, повседневных занятий, так и религиозных представлений древних людей. Как и оружия, предметы украшения, помимо их прямого практического назначения, играли также, своего рода, роль амулета, оберега. Об этом свидетельствуют орнаментальные мотивы на этих украшениях, которые символизируют разные природные, космогонические, астральные и др. элементы и явления.
Узоры в виде концентрических кругов, треугольников, стилизованной свастики и пр. носят неслучайный характер и отражают религиозные представления того времени. Ракушки, вдетые в большое количество серег, вероятно, были связаны с верой в силу воды. Так в погребениях некрополя Коланы прослеживается обычай положения в могилу ракушек. В памятниках Передней Азии этот обычай встречается с неолитического периода. Гривны, очковидные подвески и браслеты, скрученные в виде змеи вероятно были связаны с культом змеи. Так изображения змей на сосудах из Кюльтепе I, Шахтахты и Кызылбуруна исследователями растолковывается как символ доброты.
Таким образом, данные предметы украшений проливают свет на многие вопросы археологии Нахчывана эпохи поздней бронзы и раннего железа.
По материалам журнала «Азербайджанская археология»