Вырастить звезду: незаурядный талант и трудолюбие Рахили Джаббаровой

К.Насирова

В конце 1940-х годов, когда в Баку господствовал дух высокого искусства и решались судьбы талантов, на авансцену азербайджанской культуры вышло новое поколение ярких музыкантов. Особое место среди них занимала заслуженная артистка Азербайджана Рахиля Джаббарова (1922-2002).

Непосредственно со студенческой скамьи она была принята в число солистов Азербайджанского государственного театра оперы и балета, где с первых же выступлений ей сопутствовал успех. Сильный голос меццо — сопрано, природная музыкальность, тембровое богатство, драматическая экспрессия — все эти качества позволили актрисе быстро выдвинуться в первый ряд талантливых исполнителей театра.

Рахиля Джаббарова (Агабабова) родилась в Тбилиси. Ее отец, Мухтар Агабабов жил в Шемахе, однако был родом из Южного Азербайджана (Иран). Человек передовых взглядов, он происходил из знатной семьи и занимаясь торговлей, всячески содействовал культурно-просветительскому развитию родного края.

Р.Джаббарова с раннего детства была приобщена к музыке. Родители, почувствовав задатки девочки, определили ее в музыкальную школу-семилетку. Она с удовольствием занималась в классе фортепиано, а еще любила петь и танцевать. Однако ранняя смерть отца прервала счастливую пору ее детства.

Спустя несколько лет ее мать создала семью с человеком высокой культуры И.Ализаде, работающим в различных государственных органах, но сложности в жизни Р.Джаббаровой не закончились. В 1937 году ее родителей постигла участь многих интеллигентов того времени и они были репрессированы как «враги народа». Мать сослали в Воркуту и она вернулась в Баку только в 1949 году, а И.Ализаде скончался в ссылке. Позже, в 1956 году родители Р.Джаббаровой были реабилитированы.

В это тяжелое для себя время, не имея возможности продолжить образование, дочь «врагов народа» Р.Джаббарова давала уроки фортепианной игры детям из разных семей. Многое в жизни Р.Джаббаровой, как и ее современников, изменила Вторая мировая война. Пять тяжелых лет, позабыв о своих проблемах, она работала в военном госпитале в Тбилиси. Однако уже в те годы девушка отдавала пению всю душу.

В госпитале был уголок радио, по которому передавали новости, периодически включали граммофон. С большим удовольствием весь персонал больницы и раненые солдаты слушали пение Р.Джаббаровой. Ее чистый голос и красота тембра, проникновенное исполнение на грузинском, азербайджанском и русском языках вокальных миниатюр пользовалось неизменным успехом.

После окончания войны талантливую девушку пригласили в Дом творчества, и она некоторое время выступала с самодеятельными коллективами. Яркая музыкальная одаренность Р.Джаббаровой не осталась незамеченной. В 1946 году она стала солисткой Грузинского Государственного ансамбля песни и пляски, где быстро завоевала популярность. Однако страница жизни, связанная с родной для нее Грузией через год будет перевернута.

В 1947 Р.Джаббарова переехала в Баку и начался новый этап ее жизни и творчества. По воле счастливого случая голос молодой певицы услышал Узеир Гаджибеков. Чуткий ко всему талантливому, великий композитор, оценил по достоинству ее природные данные и направил на прослушивание к Шовкет Мамедовой. Требовательная к себе и окружающим, выдающаяся азербайджанская вокалистка Ш.Мамедова была на тот момент деканом Азербайджанской Государственной Консерватории.

«После того, как она с ног до головы внимательно рассмотрела меня, предложила что-то исполнить. Ей понравилось и Шовкет ханум посоветовала мне учиться на двухгодичном подготовительном отделении,» — так вспоминала эту встречу Р.Джаббарова.

С первых дней в консерватории она буквально погрузилась в напряженную студенческую жизнь. Целенаправленная и сильная натура, Р.Джаббарова не щадя ни сил, ни времени, постигала тонкости вокального искусства. Однако она ненадолго задержалась на подготовительном отделении института. Незаурядный талант и трудолюбие способствовали тому, что Р.Джаббарову рекомендовали на первый курс вокального отделения консерватории. Перед ней раскрылись широкие горизонты музыки. Профессора, особенно ее педагог Ш.Мамедова, проявили вдумчивость и чуткость в подходе к ученице. Несколько лет Р.Джаббарова с увлечением постигала секреты вокального искусства, училась проникать в мир музыкальных образов. Все, что казалось таким туманным, постепенно делалось близким.

Ш.Мамедова стремилась выработать в ученице сознательное владение природным богатством, чтобы свободно подчинить его исполнительским задаткам. С завидной легкостью ей давались тонкости певческой техники. Появление в консерватории талантливой студентки довольно быстро стало заметным.

Учитывая музыкальную одаренность и вокальные данные Р.Джаббаровой, один из педагогов консерватории, Х.Агаева рекомендовала ее дирекции Азербайджанского государственного театра оперы и балета на роль Ханенде гыз в опере «Кероглы» Уз.Гаджибекова. На тот момент, за отсутствием подходящих кадров, эту партию пела Ольга Олимпиева.

«Когда я училась на третьем курсе, меня пригласили в театр для исполнения арии Девушки-ханенде и всем очень понравилось,» — так вспоминала прослушивание Р.Джаббарова.

Перед ней открылся мир большого настоящего искусства. В 1952 году вчерашняя студентка консерватории Р.Джаббарова дебютировала в лучшей азербайджанской классической опере «Кероглы». Она точно воссоздала вокально-сценический образ Девушки-ханенде в новой постановке, осуществленной народными артистами Азербайджана Ш.Бадалбейли и С.Дадашевым. В 1953 году в жизни Р.Джаббаровой произошло новое знаменательное событие — она получила приглашение на участие в опере «Севиль». Это предложение поступило от автора оперы — Ф.Амирова и режиссера-постановщика М.Мамедова.

Она вдохновенно сыграла на премьере спектакля Гюлюш — одну из своих любимых ролей, не потерявшись в общем ансамбле видных мастеров азербайджанской сцены — Р.Бейбутова, Ф.Мурадовой, А.Буньятзаде. Р.Джаббарова органично смотрелась в образе энергичной, решительной девушки.

В прессе тех лет отмечалось: «Сестра Балаш — Гюлюш играет важную роль в пробуждении сознания Севиль. Ее роль хорошо ведет Рахиля Джаббарова, обладающая красивым и сочным меццо-сопрано, особенно мягко звучащим в нижнем регистре.»

Опера «Севиль» фактически стала «защитой диплома» на окончание консерватории. В 1959 году Р.Джаббарова успешно выступила в роли Девушки-ханенде в опере «Кероглы» У.Гаджибекова и Гюлюш в «Севиль» Ф.Амирова на декаде азербайджанской литературы и искусства в Москве. После декады, наряду с такими замечательными исполнителями, как народные артисты СССР Бюль-Бюль, Р.Бейбутов, Ф.Ахмедова, актриса приняла участие в съемках документального фильма «Азербайджанские деятели искусства».

Р.Джабарова в роли девушки-ханенде

С 1954 года началась пора самостоятельных творческих исканий Р.Джаббаровой. На протяжении нескольких десятилетий она создала целую галерею сценических образов глубокой жизненной правды и гармоничной законченности. Обладая способностью художественного перевоплощения, актриса находила для точной обрисовки характера каждого образа необходимую интонацию, окраску и нюансировку. Заметным явлением в театральной жизни Баку в 1954 году стала постановка режиссером П.Тверетским под руководством дирижера А.Гасанова оперы «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова. Это произведение поры зрелого творчества композитора, интересное сочностью и мощью выведенных в ней характеров, их типично русскими чертами, а также мастерски построенной драматической ситуацией.

Подлинной лабораторией сценического искусства для Р.Джаббаровой была работа над партией Любаши из насыщенной острыми сценическими ситуациями лирической драмы. Партия Любаши очень сложна в вокальном отношении. Она требовала от исполнительницы полной свободы звуковедения, богатства тембровых красок, безукоризненного владения вокальной декламацией. Творческая работа над музыкальным образом Любаши многое дала Р.Джаббаровой для овладения вершинами вокального мастерства. Ее голос звучал естественно и выразительно, следуя за тонкими мелодическими изгибами широкораспевных интонаций, преобладающих в этой партии. С неистощимой энергией и любознательностью актриса постигала психологически сложный женский образ с развивающимся характером.

Успех вчерашней студентки консерватории в одной из ответственнейших партий меццо-сопранового репертуара был высоко оценен слушательской аудиторией Уже в этой роли наметилась основная творческая доминанта, которая определила ее исполнительский стиль актрисы и певицы. Р.Джаббарова показала себя вокалисткой драматического плана.

К первым годам профессиональной деятельности Р.Джаббаровой относится исполнение роли Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» М.Мусоргского. В построенной на контрастах народной музыкальной драме композитор удивительно глубоко и психологически точно обрисовал действующие лица. Марина в интерпретации Р.Джаббаровой — это гордая, надменная и тщеславная аристократка. Актриса прекрасно передала расчетливость авантюристки, охваченной тщеславными помыслами о «престоле царей московских» и сумела донести до зрителей истинный замысел композитора.

Среди других несомненных художественных достижений Р.Джаббаровой — роль Графини и Полины в опере «Пиковая дама» П.Чайковского. Это произведение великого русского композитора было включено в репертуар Азербайджанского Государственного театра оперы и балета еще в 1940-е годы. В разное время режиссеры П.Тверетский и Ш.Бадалбейли осуществили новые постановки оперы «Пиковая дама».

Р.Джабарова на сцене в Румынии
«Травиата» Д.Верди. Р.Джабарова в США

Первоначально Р.Джаббарова пела партию Графини. В 1960-е годы, учитывая многогранность ее таланта, Ш.Бадалбейли поручил актрисе и партию Полины. Так, она стала поочередно выступать на одном спектакле в партии Полины, на другом — Графини, а в интермедиях в роли Миловзора. Образ графини в «Пиковой даме», приобрел в исполнении Р.Джаббаровой важное положение в драматургии произведения, что естественно с учетом значения персонажа в общей сценической ситуации.

Исполненные певицей партии русской оперной классики — Марии Мнишек в «Борисе Годунове» М.Мусоргского, Марфы в «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова, Графини в «Пиковой даме» и Ольги в «Евгении Онегине» П.Чайковского, Кончаковны в «Князе Игоре» А.Бородина, Ангела в «Демоне» А.Рубинштейна вошли в историю азербайджанского оперного театра, как образцы исполнительского мастерства.

Украшением репертуара Р.Джаббаровой была партия Амнерис в опере «Аида» Д.Верди. С удовольствием в 1962 году артистка пела партию Азучены в опере Верди «Трубадур», поставленной в Баку румынским режиссером Бобом Массини.

Р.Джаббарова была замечательным интерпретатором различных образов в операх и опереттах азербайджанских композиторов. Ее исполнение партий Гюльчохры в музыкальной комедии «Аршин мал алан», матери в операх «Азад» и «Наргиз», Агчагыз в «Ашыг Гариб», Курицы в «Лиса и Волкодав», Фатманисы в «Мертвецы» отличалось свежестью и художественной убедительностью.

В ряде оперных спектаклей, постановленных на сцене оперного театра Р.Джаббарова выступала во второстепенных партиях. Она исполняла различные роли, среди которых, Нинетта — в «Силицилийской вечерни», Флоры Бернуа в «Травиате», Маддалена и Графиня де Чепрано в «Риголетто», Сузуки в «Чио-Чио-Сан», Малика в «Лакме».

Требовательный к себе человек, она внимательно подходила даже к самой маленькой партии. Не каждый артист, поющий и играющий «второстепенную роль» может запомниться зрителю. Р.Джаббарова была из счастливой категории талантливых певцов, кто обладал этой особенностью. Колоритная, сценичная, имеющая несомненные актерские способности, она создавала настолько рельефные образы, что сразу же «врезалась» в память. Это качество было замечено кинорежиссерами И.Эфендиевым и Ш.Шейховым, пригласившими актрису на главную роль в фильме «Тени ползут».

Р.Джаббарова в фильме «Тени ползут»

Долгие годы продолжалась концертно-исполни-тельская деятельность Р.Джаббаровой. С большим успехом она выступала в Германии, Москве, Тбилиси, Краснодаре, Кисловодске и других странах и городах. В разные годы на сцене Азербайджанского Государственного театра оперы и балета она пела с гастролирующими вокалистами из США, Румынии, Болгарии, Италии, Франции. Созданные ею образы покоряли приезжих артистов своей рельефностью, остротой сценического рисунка. Впоследствии, некоторые из них, в том числе, румынский вокалист Арта Флореско долгие годы переписывались с нею.

Покинув оперную сцену, Р.Джаббарова с успехом посвятила себя педагогике. Истинный профессионал своего дела, она заведовала вокальной кафедрой в Азербайджанском Государственном Университете Культуры и Искусства, передавала свой богатый опыт и знания молодым вокально-сценическим кадрам.

В одном из интервью она как-то сказала: «Я верю, что мое имя останется в истории, благодаря исполненным ролям».

Эти слова замечательной певицы, умеющей своим голосом выражать самые глубокие человеческие чувства, как в драматических, так и лирических ролях, оказались на редкость прозорливыми. Имя заслуженной артистки Азербайджана, профессора Рахили Джаббаровой заняло свое почетное место в ряду видных деятелей национального искусства.

По материалам книги автора