Формирование азербайджанских воинских частей в Германии в 1941 г.

В октябре-ноябре 1941 года абвер (военная разведка и контрразведка) начал работу по созданию из советских военнопленных частей специального назначения, призванных способствовать продвижению немецких войск на Кавказ и в Среднюю Азию.

Помимо выполнения специальных задач, таких как борьба с партизанами и разведывательно-диверсионная деятельность, их личный состав должен был вести пропагандистскую работу по привлечению на немецкую сторону перебежчиков из числа среднеазиатских и кавказских народов и участвовать в организации антисоветских восстаний на территории национальных республик.

На основе этих планов 30 декабря 1941 года Верховное командование сухопутных войск (ОКХ) приступило к формированию нескольких восточных легионов.

Первые легионы — Туркестанский и Кавказско-Магометанский (азербайджанцы, дагестанцы, ингуши и чеченцы) начали формироваться на территории Польши согласно приказу от 13 января 1942 года. 2 августа 1942 года Кавказско-Магометанский легион был переименован в Азербайджанский, а представители горских народов были объединены в Северокавказском легионе.

После трехмесячного начального курса боевой подготовки новички переводились в батальоны в центрах формирования легионеров. За неделю до отправки на фронт им выдавали немецкую форму, а затем после торжественного принятия присяги они отправлялись к месту назначения. Все легионеры носили на левой руке щиток с изображением национального флага. Оружие у легионеров было советского производства.

Первый Центр формирования восточных легионов был создан на территории Польши.

По данным легионера Исмаил Акбера: «Первый азербайджанский легион официально появился в марте 1942 г. на станции Едлино, командовал им полковник Ридель (затем — под-полковник доктор Бойме). Этот легион оставался в Едлине до октября 1943 г., затем был переведен в город Родез (Франция), а после переброшен в Мюльгаузен в Эльзас. В Едлино были сформированы восемь боевых и два запасных батальона. Во Францию легион был передислоцирован с двумя запасными батальонами и там, на месте, была создана боевая группа капитана Ланге в составе трех рот.

Второй Центр находился на территории Полтавской области Украины. Начальником штаба формирования легионов в этом регионе был офицер абвера генерал-майор доктор О. фон Нидермайер, считавшийся одним из лучших в то время специалистов по России и мусульманскому Востоку. Второй азербайджанский легион был создан в Прилуках.

Встреча азербайджанских легионеров с Верховным муфтием Иерусалима Хаджи Мухамедом Амин аль-Хусейни

До мая 1943 года на Украине было сформировано шесть боевых азербайджанских батальонов и два запасных; боевые батальоны отправлялись в распоряжение действующей армии, запасные оставались при легионах. Помимо штабной работы они выполняли местную боевую задачу и вели караульную службу. В задачу легионов входило формирование и обеспечение боевых частей до отправки на фронт; подготовка и обучение добровольцев; пополнение действовавших добровольческих частей за счет новых перебежчиков и военнопленных.

Помимо легионов отдельные боевые и тыловые азербайджанские отряды создавались другими подразделениями вермахта и СС. Они формировались в виде самостоятельных единиц и в составе немецких частей. Так, военная разведка создала соединение особого назначения «Бергман» (Горец) в Миттельвалде под командованием капитана, профессора Теодора Оберлендера. Его заместителем стал В. фон Кугенбах, хорошо владеющий русским и азербайджанским языками.

Этот полк состоял из трех батальонов: 1-го (грузинского), 2-го (азербайджанского) и 3-го (северокавказского). Азербайджанская боевая группа под командованием бывшего полковника Русской императорской армии Исрафилбея входила в состав Кавказского соединения СС.

При Азербайджанском Национальном Комитете была должность старшего Муллы и создан отдел по религиозным вопросам. Священнослужители пользовались большим авторитетом, как среди легионеров, так и среди немецкого персонала. С легионерами часто встречался великий Муфтий Иерусалима Хаджи Мухаммед Амин аль-Хусейни».

Политическая подготовка и пропаганда проводилась азербайджанскими политэмигрантами и легионерами — выпускниками азербайджанских и российских вузов. На лекциях особое внимание уделялись темам, запрещенным в Советском Азербайджане.

Например, об истории первой на мусульманском Востоке Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920 гг.), о признании ее великими державами, политических партиях в начале XX века в Азербайджане, Кавказской Конфедерации…

Пропагандистскую работу в Азербайджанском Национальном комитете на первых порах возглавлял уроженец Баку, профессиональный журналист политэмигрант Фуад Эмирджан (Амирджанов). Он же стал редактором еженедельной газеты легионеров «Азербайджан».

Будучи выпускником знаменитого Галатасарайского лицея в Стамбуле, получивший высшее образование во Франции и Германии, писал на османском наречии тюркского языка, и поэтому азербайджанские тюрки с трудом читали его статьи. После первого номера газеты он был заменен выпускником бакинского Университета Меджидом Мусазаде (псевдоним Карсалани). Немцы держали газету под строгой цензурой и не разрешали освещать вопросы восстановления независимости Азербайджана.

Но с конца 1943 года национальная пропаганда стала действовать почти свободно. Этому способствовал созыв Азербайджанского Конгресса, после чего вся идеологическая работа была сосредоточена в основном в национальной организации. Здесь действовали 15 квалифицированных инструкторов-пропагандистов и 7 лекторов.

Газета азербайджанских легионеров, выходившая в Берлине

Кроме того, имелись группы активистов в отделе пропаганды Верховного командования вооруженных сил Германии (ОКБ), в 162-й тюркской дивизии, в первом и втором легионах. Сверх того каждый легион имел своих пропагандистов — от 3-х до 5-ти человек. Пополнение производилось за счет школы пропагандистов, организованной в Потсдаме.

Необходимо сказать и о печатной продукции, других СМИ, а также книгоиздательской деятельности. В период Второй мировой войны в Берлине издавались еженедельные газеты «Азербайджан» и «Хюджум» («Атака»), ежемесячный журнал «Милли Бирлик» («Национальное Единение»). В 162-й тюркской дивизии выходил еженедельный бюллетень «Бизим Дегюшимиз» («Наша борьба»), а во втором легионе — русскоязычная «Свобода». За исключением «Свободы» вся пресса издавалась на азербайджанском.

Примечательно, что эта легионерская газета выпускалась по инициативе командира легиона генерала фон Нидермайера даже вопреки желанию добровольцев; она была закрыта в конце 1943 года.

Под девизом «Национальной полевой библиотеки» было издано более десяти разных книг и брошюр тиражом до 300 тысяч и азербайджано-немецкий словарь тиражом 25 тысяч экземпляров. В составе имелась одна азербайджанская радиоредакция, которая составляла рефераты и информации на родном языке и передавала их ежедневно по 30 минут через радиостанцию «Кенигсвюстергаузен».

Кроме всего вышеизложенного, составлялись разные листовки на азербайджанском языке, которые часто перебрасывались самоолетами на фронт и в советский тыл. За все время войны было работано и переброшено на фронт и в тыл Красной Армии 15о личных листовок. В 1942 году три раза подобные акции проводились в Азербайджане.

По материалам книги Р.Абуталыбова «Свои среди чужих, чужие среди своих»