Эмиль Искендеров
На территории Северного Азербайджана в конце IV-начале III вв. до н.э. образовалось государство Кавказская Албания. Этому свидетельствуют как письменные источники, так и археологические материалы, выявленные в памятниках Албании. Кавказская Албания охватывала в основном территории современной Азербайджанской Республики, части Восточной Грузии (Алазанская долина), современной Армении и Южный Дагестан.
Письменные источники, освещающие древний период Албанского государства представлены в основном греко-латинскими авторами, чьи сведения не охватывали весь спектр социально-экономической и политической жизни населения, в результате чего создавалась большая лакуна для историков, ибо эти сообщения, в некоторой степени, были противоречивы и неполноценны, что привело к появлению различных интерпретаций исследователей в области албанистики.
На территории Албании проживали различные племена, о чем сообщал Страбон: «Ныне над всеми царствует один царь, а прежде каждый народец с особым наречием имел своего царя; наречий же у них двадцать шесть».
Безусловно, к периоду Страбона уже давно произошла консолидация этих племен под руководством албан. Интересно, что сами албаны впервые появились на исторической арене именно во время битвы при Гавгамелах, в связи с походом Александра Македонского на Восток.
Освещая эти события, Арриан в своем труде сообщает, сообщает о наличие контингента албанских войск во время битвы при Гавгамеле. Наряду с албанами упоминаются и другие племена, также проживающие на территории будущей Албании.
Плиний Старший в своем труде писал об отношениях Александра Македонского с албанским правителем и о том, что последний подарил Александру собаку. Это же свидетельство имеется и у Солина, чей труд в принципе считается компилятивным произведением, и вероятно это сообщение было взято и у самого Плиния Старшего.
Важным вопросом в данном контексте является политическая история исторического (Северного) Азербайджана до образования Албанского государства и какова была роль этих территорий в отношении Ахеменидского государства.
Как известно в середине VI е. до н.э., положив конец Мидийскому царству, представитель рода Ахеменидов, Кир II заложил основу новой империи — империи Ахеменидов. Расширение этого государства, начатое Киром II, было удачно продолжено его потомками. Наивысшего могущества государство Ахеменидов достигла в период правления Дария I, чья деятельность отражена, в частности, в Бехистунекой надписи.
Достаточно хорошо освещено его правление и в «Истории» Геродота, который, в частности, сообщает о том, что ахеменидский царь разделил территорию государства на 20 сатрапий. В каждую сатрапию входили определенные народы и области, и каждая из этих сатрапий должна была выплачивать подати в заранее определенной сумме. Здесь важным является сообщение Геродота о характере состава этих сатрапий: «Многие соседние народности были объединены в одну сатрапию, а иногда, кроме ближайших соседей, к ней присоединялись и народности другой, более далекой сатрапии».
Границы сатрапий не соответствовали этнополитическим границам народов, проживающих в пределах империи.
Другим важным аспектом является вопрос северных границ империи, а именно входили ли земли Южного Кавказа в состав державы Ахеменидов, и если да, то какими сатрапиями они были представлены.
Геродот сообщает следующее: «Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта (до этих пор ведь простирается Персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров. Так вот эти народы еще и поныне посылают царю по 100 мальчиков и 100 девочек».
Данное сообщение Геродота интерпретировалось исследователями по-разному. Долгое время отсутствие свидетельств археологического присутствия Ахеменидов на Южном Кавказе служило поводом для сомнения о вхождение этих территорий в состав Ахеменидской империи. Под понятием археологического присутствия, подразумевалось не отдельные находки вещей, и даже не влияние Ахеменидов на культуру проживающих здесь народов. Речь идет здесь непосредственно о наличии остатков административных построений, которые могли бы служить ярким свидетельством присутствия Ахеменидов на Кавказе.
Безусловно, те или иные предметы ахеменидского круга могли попасть в качестве подарков или обмена. То же самое можно сказать и о влиянии культуры, так как те или иные народы могут подвергаться ее влиянию, даже не будучи частью какой-либо культуры. Наличие же административных построений служит более аргументированным доводом для утверждения политического господства Ахеменидов.
На территории исторического Азербайджана впервые остатки ахменидского административного построения были выявлены в Газахе. В ходе археологических раскопок здесь была выявлена сохранившаяся часть сооружения, состоящая из двух частей. Сразу же были замечены схожие черты данного сооружения с элементами ахеменидской архитектуры. Кроме сохранившихся стен, сложенных из сырцового кирпича, здесь были выявлены две каменные колоковидные базы колонн — так называемый персепольский вариант.
Не вдаваясь в подробности архитектурных деталей данного сооружения, нужно отметить, что выявленные остатки были первым серьезным сигналом в вопросе археологического отслеживания ахеменидского господства на территории исторического Азербайджана. К сожалению, остатки сооружения в Сары Тепе не сохранились полностью. Большая часть этого дворца была разрушена во время работ, проводимых заводом, производящим кирпичи.
Важную роль в поднятом вопросе сыграли результаты раскопок Гараджемирлинского комплекса (недалеко от с.Гараджемирли Шамкирского района Азербайджана). Археологические раскопки этого памятника начались в 2006 г.
Гараджемирлинский комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных между собой построений. Основное место этого комплекса занимает дворцовое сооружение, расположенное на холме Гурбан Тепе, а также пропилеи, расположенные на холме Идеал Тепе, где был основной вход во дворец. Дворец имел достаточно большие размеры. Кроме основного дворца в комплекс входили такие построения как Ризван Тепе, Идеал Тепе, Северный комплекс и т.д. В результате раскопок основного дворца на Гурбан Тепе, удалось практически полностью реконструировать план этого сооружения.
Интересно, что ив территории дворца было найдено относительно небольшое количество артефактов. Кроме того, особое внимание вызвало наличие не завершенных баз колонн. Мастера-каменотесы работали на месте, и изготавливали базы колонн во дворце. Дворец Гурбан Тепе примечателен также тем, что здесь были выявлены различные виды баз колонн: одноступенчатые, двухступенчатые и колоковидные. С сожалением можно констатировать, что не все базы колонн сохранились. Большая часть баз колонн, расположенных в зале приема, была разрушена в более позднее время.
Некоторые исследователи считали, что нааличие такого комплекса на территории исторического Азербайджана не должно вызывать сомнений в том, что эти территорий входили в состав Ахеменидского государства. Следует отметить, что Гараджемирлинский комплекс по своему географическому расположению находится относительно недалеко от дворца Сары Тепе. А если еще учесть и другие аналогичные памятники, выявленные на территории Южного Кавказа, а именно остатки ахеменидских построений Гунбати или Бенджамин, то создается достаточно четкая картина ахменидского господства на Южном Кавказе.
Но здесь возникают новые вопросы: 1) датировка памятников, и в первую очередь Гараджемирлинского комплекса, ибо он по своим размерам, сохранности и соответственно значимости больше, чем остальные памятники; 2) расположение этих дворцов, достаточно близко друг к другу; с чем связано отсутствие аналогичных памятников выше реки Куры; 3) когда эти территории вошли в состав Ахеменидского государства; 4) в какие сатрапии входили эти территории, а первую очередь территории исторического Азербайджана.
Основной дворец Гараджамирлинского комплекса имеет очень близкие черты с дворцом Ксеркса в Персеполисе. Это сходство могло бы указать на построение этого сооружения в период Ксеркса. Но, безусловно, этот регион должен был быть завоеван раньше, возможно в период Дария I.
Хотя и дворец Гурбан Тепе, где-то копирующий дворец Ксеркса, должен датироваться соответственно годами его правления, но считалось, что строительство комплекса должно было начаться раньше, уже в период Дария. При Ксерксе было продолжено строительство комплекса, и вероятнее всего было начато строительство самого дворца. Имеется а виду то, что основной дворец начали строить позже других сооружений комплекса, каковыми являются построения на Ризван Тепе или Идеал Тепе и т.д.
Некоторые считали, что строительство это дворца не состоялось даже во времена Ксеркса, как уже было сказано выше. Причины этому могли быть разные. С одной стороны, это могло быть связано со строительной деятельность самого Ксеркса в центре империи, с другой стороны, это могло быть обусловлено политическими событиями, происходящими в империи, а именно восстаниями, с которыми приходилось бороться Ксерксу.
Как было сказано, основные сооружения эпохи Ахеменидов были выявлены ниже Куры. Безусловно, река Кура имела очень важное значение, в том числе и в транспортировке. Кроме того, она играла и роль природного барьера, в случае нападения с севера. С другой стороны, некоторые ученые считали, что здесь был еще один важный момент. Выбор расположения сатрапских дворцов на территории Азербайджана мог быть связан с компактным проживанием на этих территориях скифских племен. В научной литературе давно шла полемика о существовании в VII в. до н.э. так называемого Скифского царства, в состав которого, по мнению некоторых исследователей, входили и земли южнее Куры. Впрочем, имелись и противники этой гипотезы.
В независимости от того было здесь это царство или нет, на этой территории могла расселиться часть скифов или же родственных им киммерийцев. Находки скифского обихода были обнаружены и в Газахе, и в Шамкире и в Мингячевире. Страбон упоминает область Сакасену. Сакасенцы, кроме всего, упоминаются в битве при Гавгамеллах наряду с албанами. Возможно, именно с политическим укреплением на территориях, обжитых скифами или же с родственными им племенами связан выбор мест для построений центральных сооружений сатрапий.
Геродот упоминал сразу несколько сатрапий, которые можно было бы локализовать на территории исторического Азербайджана, или сатрапии, в которые могли входить указанные территории. A priori эти территории Азербайджана могли входить в состав X, XI и XV сатрапий. По Геродоту в X сатрапию входили: «Акбатаны, остальная Мидия, парикании и ортокорибантии», «каспии, павсики, пантимафы и дариты» — входили в XI сатрапию, в XV сатрапию входили же «саки и каспии».
Следует отметить, что в Геродотовском списке ничего не говорится об албанах. Причины этому могли быть разные. Так, по мнению ряда исследователей албаны могли скрываться под названием каспиев. В этой связи интересную гипотезу, выдвинул Г.Гошгарлы, по мнению, которого албаны могли быть не упомянуты вследствие их освобождения от податей, которые обычно платили остальные подвластные народы. По мнению исследователя, это было связано с тем, что албаны были привлечены к защите северных границ империи, в связи с возможными набегами кочевников.
В XI и XV сатрапиях упоминаются каспии. Раннее упоминание каспиев имеется и в арамейских документах с острова Элефантина. Сведения о них сохранились и у Страбона.
В XI и X сатрапиях упоминаются ортокорибантии и саки. И.М.Дьяконов, отмечая дословный перевод Геродота ортокорибантиев с древнеперсидского слова «tigraxauda», означающий «остроконечные», указывает на скифское население в Мидийской сатрапии. Этих «остроконечных» автор идентифицировал с сакасенцами античных источников, и располагал территорию обитания этих племен, т.е. Сакасену «к югу от среднего течения Куры, приблизительно в районе нынешнего Кировабада (Гянджи)».
С теорией о локализации остроконечных саков на территории Азербайджана были согласны и другие исследователи. В научной литературе остроконечных саков чаще всего локализовали на территории Средней Азии, и вообще считали сообщение Геродота ошибочным. Дьяконов, касаясь вопроса, указывает, что локализация остроконечных саков на территории Мидии или же Малой Азии возможно связана с простой причиной их оседания в разных местах во время своих походов. Однако, некоторые приверженцы среднеазиатской локализации остроконечных скифов, соглашаясь с идеей их проживания и на территории Мидии, связывали это с возможным их переселением в Мидию именно из Средней Азии.
По мнению Рауфа Меликова «закавказские саки», создавшие в свое время Скифское царство — это, саки упомянутые Геродотом в X сатрапии. По мнению автора, саки, упомянутые с каспиями, как и последние были связаны с корабельным делом, чему свидетельствует, в частности, вавилонский текст периода Камбиза. Упомянутые в этом документе саки и есть «закавказские саки». М.Дандамаев, однако, считал, что саки, наряду с персами и мидийцами должны были на кораблях заниматься «охраной кораблей» в случае возможного бунта.
Еще одной сатрапией, куда могли входить территории исторического Азербайджана, является XIV сатрапия, в которую по Геродоту входили «Сагартии, саранги, фаманеи, утии, мики и жители островов Красного».
Геродотовские утии справедливо отождествляются с утиями, которых упоминают поздние греко-латинские источники на территории Кавказской Албании. Название же мюков этой сатрапии сохранилось, по мнению исследователей, в частности в названии области Мугани. Исходя из этого, предполагается вхождение в состав XIV сатрапии также и территории Азербайджана к югу от р.Кура. Возможно, выявленные в свое время остатки построения в Кара Тепе, являлись остатками административного сооружения этой сатрапии.
Таким образом, на территории исторического Азербайджана можно локализовать сразу несколько геродотовских сатрапий. Нескольких административных сооружений Ахеменидов, выявленных на территории Северного Азербайджана, безусловно, могли быть центрами сатрапий.
Территории Северного Азербайджана, входившие в состав Ахеменидекого государства после ее распада, составили основную часть Албанского государства. Ахеменидская культура, пустившая здесь свои корни, прослеживается и в дальнейшем. Безусловно, племена, жившие на территории как Северного, так и Южного Азербайджана сыграли важную роль в формировании этой культуры. При этом следует отметить, архитектурная традиция Ахеменидов в Азербайджане не продолжается. Сооружения Албании, созданные в последующий период после распада империи Ахеменидов, кардинально отличаются.
В результате распада Ахеменидской империи на территории исторического Азербайджана образовались такие государства как Албания и Атропатена.
По материалам сборника «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»