Губадлы в составе Российской империи: подъем культуры на фоне кровавых драм

В начале XIX века в истории Южного Кавказа начался крайне неспокойный период. Одно за другим, азербайджанские ханства оказывались в составе Российской империи, которая стремилась завоевать регион. Важной составной частью планов Российской империи был захват Карабахского ханства, граничащего с Каджарским Ираном и занимавшего стратегически важные позиции. Для осуществления своих планов Российская империя использовала все военные, политические и дипломатические средства.

В 1822 году Карабахское ханство было ликвидировано и его территория оказалась в составе Российской империи, вместе с Баргушадским магалом, входившим в состав ханства.

Вся территория бывшего Карабахского ханства, включая и Баргушадский магал, была включена в Мусульманский округ Карабахской провинции, центром которого был город Шуша. Баргушадский магал, частью которого являлся Губадлы, оставался в составе Карабахской провинции вплоть до административно-территориальных реформ 1840 года.

В начале 1841 года на месте этой провинции был образован в составе Каспийской области сначала Карабахский, а затем Шушинский уезд. В 1846 году Каспийская область была преобразована в Шамахинскую губернию. После землетрясения 1859 года центр этой губернии был перенесен в город Баку, в связи с чем сама губерния стала называться Бакинской. До 1868 года Зангезур, включая Губадлы, находился в составе Шушинского уезда этой губернии.

В 1868 году Зангезурский уезд вошел в состав только созданной Елисаветпольской губернии. Будучи одним из самых крупных уездов Елисаветпольской губернии, Зангезурский уезд занимал территорию в 137,22 квадратных миль. На востоке и северо-востоке он граничил с Джабраильским и Шушинским уездами, на севере — Джаванширским уездом, на западе и юго-западе — Шарур-Даралаязским и Нахчыванским уездами Иреванской губернии, на юге и юго-востоке — рекой Араз. От Джабраильского уезда Зангезур отделяло нижнее течение реки Хакари, берущей начало с горы Зияреттепе. Его границы с Шушинским уездом разделяла горная цепь (Кирс, Сагсаган, Сарыбаба, Хинги, Гырхгыз, Дюнюдаг), с Джаванширским уездом — линия, соединяющая горы Алагая-Девегёзю, а с Шарур-Даралаязским и Нахчыванским уездами — горы Кёрдаг, Кябирли, Агдабан, Салварты, Девебоюн, Гапыджыг, Алагёз и др.

Регион обладал богатейшими природными ресурсами. На западном и восточном подножиях горы Саяддаш, вблизи селений Хаварт и Гапан, Атгыз, Пир-давудан и Нюведи добывалась серебряная руда. Залежи серебряной руды были обнаружены также и в таких местах, как Дженнетдереси, Шахвердиушагы, Барабатына, Халадж I, Шехерджик и Бартаз. Из богатого Саядданского месторождения добывались в основном смеси серебряного колчедана, цинка и олова. Территория уезда была богата и известью, гипсом (добывался вблизи селения Хаварт), глиной (Базарчай), кварцем (Астазур) и другими природными ресурсами.

Зангезурский уезд обладал значительными ресурсами минеральной воды. Ледяные родники источника Кюрдалы, селения Дашкенд, а также водного узла Гёрусчай и Баргушад, родник Истису, находящийся вблизи моста Шейтан, родники соленой воды Пичениса, Дашкенда, Шыхлара, сернистые родники Шахвердиушагы были знамениты на весь регион. Левые притоки Араза — реки Баргушад, Хакари, Чаджындурчай, Басыгчай и Мехри — были самыми крупными реками на территории уезда.

Зангезурский уезд делился в административном отношении на магалы Мехригюней, Гапан, Зангезур и Сисиан. Мехригюней составлял южную часть уезда. Гапанский магал располагался в центральной части уезда, Зангезурский магал — на северо-востоке, а Сисианский — на северо-западе уезда. Население Зангезурского и Гапанского магалов занималось преимущественно кочевым скотоводством и шелководством, а Мехринского и Сисианского магалов — оседлым земледелием.

Губадлы (1918-1920)

Население уезда составляли в основном азербайджанские тюрки, а также армяне, переселенные сюда русскими властями в 1828-1829 годах из Гарадагского, Гярмялинского, Хойского и Салмасского регионов Гаджарского салтаната, русские сектанты, размещенные в селении Базарчай (Базаркен) Сисианского магала, остатки албанского населения Карабаха.

Среди мусульманского населения уезда, расселившегося в казенных селениях, особо выделялось племя баргушадлы. Они проживали в нескольких селениях. Население деревни Губадлы также состояло в основном из баргушадлы. Сами губадлинцы называли себя баргушадлы. Видный кавказовед И.Шопен относил племена баргушадлы и софулу к кенгерли, проживавшим в Нахчыванском уезде Иреванской губернии.

Согласно сведениям 1885 года, селение Губадлы не являлось особенно крупным среди 161 казенных селений. Так, в Губадлы (вместе с Чаралы), население которого состояло из азербайджанских тюрков, проживало всего 90 семейств. В пользовании этих семейств (226 мужчин и 198 женщин) имелось всего 10 десятин дворовых земель, 150 десятин орошаемых и 925 десятин неполивных посевных площадей, 350 десятин пастбищных и непригодных земель (всего 1485 десятин).

В начале XX века Губадлы продолжал оставаться средним по своему масштабу селением: в 70 семействах, занимавшихся хозяйством, проживало 326 человек (188 мужчин и 138 женщин). Среди населения этого села, было 11 бекских семейств (53 мужчин и женщин).

Несмотря на демографическую политику российских властей, мусульманское население Зангезура и в конце XIX века составляло большинство жителей региона. Так, из проживавших в уезде 70,015 человек (36,854 мужчин и 33,161 женщин), или 10,328 семейств, 38,922 человек (6,543 семейств) составляли мусульмане, лишь 30,850 человек (3,722 семейств) — армяне, 443 человек (63 семейств) — русские. То есть мусульмане составляли 55,59% населения и 63,35% семейного хозяйства уезда. Хотя обеспеченность землей в селении Губадлы (вместе с Чаралы) была достаточной, на каждого человека приходилось всего 3,5 десятин земли, из которых 2,65 десятин были пригодными.

В середине 80-х годов XIX века в Зангезурском уезде действовали 4 светские школы. Они располагались в селениях Гёрус, Губадлы и Гаракилсе I. Обучение в этих школах проводилось на русском языке. Хотя абсолютное большинство учащихся этих школ были немусульманами, в Губадлинской школе образование получали азербайджанские тюрки.

С конца XIX века стал расти интерес к получению европейско-российского образования. В распространении такого образования в регионе большую роль сыграла Губадлинская сельская школа, фундамент которой был заложен в 80-е годы XIX века. В 1882 году по инициативе начальника Зангезурского уезда А.Караева в уездных школах Гаракилсе и Губадлы были открыты одноклассные сельские школы с тремя отделениями, принадлежащие Министерству народного просвещения.

Губадлинскую школу часто называли в народе школой Гасан бека. Это было связано с тем, что некоторое время этой школой руководил уроженец селения Губадлы Гасан бек Ханджанбеков. Губадлинская сельская школа выделялась среди народных школ Зангезурского уезда работавшими в ней представителями интеллигенции, такими как сам Ханджанбеков, учитель богословия Молла Рагим Бурханов. В этой школе получали образование 45 человек. В последующий период надзирателем школы был Гашим бек Везиров, а почетным администратором — Алиага Джаваншир.

Согласно сведениям 1895 года, количество должность надзирателя школы занимал Рагим Новрузбеков, почетным администратором был Ильдрым бек Султанов. Учителем богословия оставался Молла Рагим Бурханов. В 1899 году преподавательский состав оставался неизменным, тогда как количество учеников достигло 52 человек. Поток учеников в школу свидетельствовал о растущем интересе жителей Губадлы к получению светского образования. Губадлинская школа не ограничивалась лишь предоставлением общеобразовательных знаний. Она играла большую роль и в распространении практических навыков среди местного населения. Показателем этого можно считать организацию при Губадлинской народной школе в 1889 году курсов шелководства.

В начале XX века в культурной жизни селения Губадлы произошло важное, прогрессивное событие — здесь была открыта светская школа для девочек. 25 февраля 1914 года состоялась церемония открытия школы, в ней участвовали уважаемые в селении люди, начальники уезда Ахунд Гасан Мамедзаде, все ученики школы.

Среди известных личностей Губадлинского района конца XIX — начала XX вв. можно выделить историка Мирмехди Миргашим бека оглу Мусеви (1819-1894) из селения Мямяр. Начальное образование он получил у моллы, затем обучался в медресе. В творчестве Мусеви основное место занимает книга «Китаби-тарихи-Гарабаг». Мирмехди был также и поэтом, писал стихи под псевдонимом Хазани.

Бехлул Бехджет

Другим был родившийся в 1885 году (по др. данным — в 1869 г.) в селении Дондарлы Бахлул Эфенди Бехджет, который перевел «Коран» на азербайджанский язык, написал произведение религиозного содержания, в котором дал веский ответ тем, кто поднимал вопросы суннито-шиитских противоречий. Бахлул Эфенди составил книгу из стихов-баяты Сары Ашыга, написал научный труд на тему «Нурани и Кавказ», в 1923 году издал в Тебризе труд «История семьи пророка Мухаммеда». Эфенди был расстрелян 15 марта 1938 года в ходе репрессий.

Волнения в Россиийской империи, усиление недовольства против царизма усилились в начале ХХ века и вызвали сильный резонанс на Южном Кавказе. Армяне умело воспользовались беспорядками. Вооружаемые с помощью высокопоставленных армянских и проармянски настроенных чиновников Кавказского наместничества армянские отряды в 1905 году атаковали территории проживания тюркского населения в Баку, Гяндже, Газахе, Карабахе, Нахчыване, Зангезуре, Тифлисе и в других местах, пытаясь очистить их от азербайджанцев и таким путем добиться численного превосходства на азербайджанских землях.

В 1905-1906 годах армянские политические партии и их вооруженные отряды совершили в Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии многочисленные теракты и массовые погромы.

В самом начале ХХ века в Зангезуре были созданы отделения партий «Дашнакцутюн» и «Гнчак». Армянское население тайно вооружалось, церкви и монастыри в армянских селах Зангезура превратились в логово террористов и склады оружия. В целях покупки оружия ежемесячно собирались членские взносы у членов действовавших в Зангезуре армянских политических партий. Для запугивания азербайджанского населения Зангезура совершались террористические акты против известных и состоятельных азербайджанцев.

26 февраля 1905 года на Кавказе вновь была восстановлена система наместничества. Однако проармянская позиция наместника Н.Воронцова-Дашкова, способствуя безнаказанности армян, в конечном итоге негативно повлияла на ход событий в регионе. Улучшения ситуации не наблюдалось.

На проведенном 20 февраля 1906 года в Тифлисе по инициативе наместника Кавказа Воронцова-Дашкова примирительном армяно-мусульманском меджлисе (съезд) Зангезурский уезд представлял агроном из селения Гаджилы Губадлинского района Джалил бек Султанов (в период АДР был избран членом парламента от Зангезурского уезда).

Согласно сообщению армянского автора С.Заварьяна, в 1905-1906 годах в Зангезурском уезде было разрушено 43 мусульманских и 14 армянских сел. В целом, в 1905-1906 годах в результате нападения армян в Елисаветпольской (Гянджа) и Иреванской губерниях было разрушено более 200 азербайджанских населенных пунктов.

В период существования Азербайджанской Демократической Республики большинство селений Губадлинского района входили в состав III полицейского участка, а некоторые — во II и IV полицейские участки Зангезурского уезда. Начавшиеся с 1917 года массовые зверства и террористические акты армян, охватив всю территорию Зангезура, распространились и на селения Губадлинского района.

С образованием в мае 1918 года Араратской (Армянской) Республики, геноцид тюрко-мусульманского населения, в том числе и в Зангезурском уезде, превратился в государственную политику. В конце 1918 года все мусульманские селения I полицейского участка, большей части II участка, значительной части III, IV, V участков Зангезурского уезда были полностью разрушены.

Геополитические итоги Первой Мировой войны не прошли бесследно для Азербайджана и его регионов. Воодушевленные уходом турецких войск и прибытием на Южный Кавказ войск Антанты армяне с ноября 1918 начали новый этап зверств против азербайджанцев Зангезура и Карабаха. Среди разграбленных и сожженных селений были и селения III участка (Губадлинского региона). Несмотря на попытки азербайджанской стороны урегулировать конфликт мирным путем, правительство Армении не отказалось от своих намерений установить полный контроль над регионом.

Летом 1919 года правительство Армении, введя в Зангезур дополнительные силы, стало осуществлять план захвата уезда военным путем. Для того, чтобы остановить разъяренных армянских боевиков в ряде сел Зангезура, в том числе и Губадлинского района, азербайджанцами были организованы отряды самообороны. До начала октября 1919 года было уничтожено 110 больших селений Зангезура, более 60 тысяч азербайджанцев стало беженцами.

В конце 1919 — начале 1920 года было уничтожено ещё 40 сел уезда. 19 января 1920 года армянские регулярные части, используя тяжелые орудия и артиллерию, стерли с лица земли ещё 8 селений Зангезура. В третьей декаде января 1920 года против азербайджанского населения региона были осуществлены ещё более жестокие действия. Теперь основной целью были селения III участка, располагавшиеся на территории Губадлинского района.

В целом за период 19 по 25 января 1920 года было разрушено 51 мусульманское село, население которых стало беженцами. Из них 48 сел располагались в III участке, 3 села — в IV участке. Большинство селений располагались в рамках административных границ нынешнего Губадлинского района. Правительство Армении, как и всегда в подобных ситуациях, вновь заявило, что не располагает информацией о событиях, происходивших в Зангезуре, утверждая, что в уезде сохраняется порядок.

Таким образом, регулярные части Армении после захвата в конце января 1920 года нагорного Зангезура (западного), сумели занять значительную часть низменного (восточного) Зангезура, III участок, территорию Губадлинского района.

Для того, чтобы остановить резню в Зангезуре, азербайджанское правительство, наряду с определенными политико-дипломатическими шагами, вынуждено было предпринять и военные меры. В результате проведения этих мер был были освобождены некоторые населенные пункты. После падения в апреле 1920 года АДР военно-политическое положение в Зангезуре оставалось сложным. Создавшие здесь себе гнездо армянские бандитские отряды продолжали проводить террор против азербайджанского населения.

По материалам книги «Губадлы: ворота древней Азербайджанской земли Зангезур»