Известный азербайджанский певец Мешади Мамед Фарзалиев сыграл большую роль в истории развития вокального искусства Азербайджана.
Он родился в Шуше, был учеником известного музыковеда Харрата Кули и выступал на свадьбах и народных празднествах вместе с таристами Татевосом Арутюняном и Мешади Джамилем Амировым.
Впервые большой успех выпал на долю Мешади Мамеда, когда он выступил в 1901 году в концерте восточной музыки в театре Хандемирова. В родной Шуше он был недолго: молодость свою Фарзалиев провел в Гяндже, а затем выступал в Тифлисе, Батуми, Владикавказе и других городах.
Своим искусством Мешади Мамед прославился не только в Закавказье, но и в Средней Азии, Турции, ряде стран Европы.
Певец обладал сильным голосом широкого диапазона, одинаково искусно брал высокие и средние ноты. Прекрасно владея своим голосом, он завоевывал сердца слушателей чудесными трелями и нежными переходами; особенно хорошо он исполнял ритмические мугамы.
Джаббар Карягды оглы высоко ценил голос Мешади Мамеда и даже считал его своим соперником. Репертуар Мешади Мамеда был богат и разнообразен: он пел «Баяты-Кюрд», «Шуштер», «Чаргях», «Кюрд-Шахназ», ритмические мугамы «Хейраты», «Мансурийе», «Керами», «Карабах шикесте» и др.
Его исполнение отличалось неповторимой индивидуальностью. Для каждого мугама Мешади Мамед находил особые краски и оттенки. При исполнении дестгяха, переходя от одной части мугама к другой, он мастерски использовал теснифы. Необычайно своеобразно он пел арабский мугам «Хиджаз».
В качестве текстов мугамов Мешади Мамед часто использовал стихи Касум-бека Закира, Сеида Азима Ширвани и Хушидбану Натаван.
В начале XX века Мешади Мамед по приглашению Народного дома имени К.Зубалова переезжает в Тифлис. В то время это заведение было самым крупным культурным центром города. Здесь выступали такие популярные мастера мугамной музыки, как Абдул-Баги Зулалов, Малыбейли Гамад, Бала оглы Грикор, Сеид Шушинский, Рубен Караханов, Бала Меликов, и другие. Они участвовали в театральных представлениях и восточных концертах.
Фарзалиев активно включился в эту деятельность. На театральных и концертных афишах часто можно было встретить его имя. Например, в программе одного из представлений сообщалось, что 10 мая 1913 года в Народном доме им. К. Зубалова для мусульманских театралов под руководством Сидги Рухуллы будет показана опера Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» с участием известного ханенде Мешади Мамеда Фарзалиева, который выступит в роли Зейда, а затем в концертном отделении под аккомпанемент тариста Геворка и кеманчиста Рубена Караханова исполнит мугамы «Баяты-Шираз», «Махур» и тесниф «Эшк-атеши» («Огонь любви»).
В 1912—1915 годах Мешади Мамед Фарзалиев был приглашен акционерными компаниями «Спорт-рекорд» и «Экстрафон» в Киев и Варшаву. Там он записал на грампластинку около сорока мугамов, теснифов и народных песен.
После установления Советской власти в Азербайджане для Мешади Мамеда были созданы условия, чтобы он успешно развивал свой талант. В 1923 году по приглашению популярного музыканта-тариста Мешади Джамиля Амирова Фарзалиев едет в Гянджу, где преподает мугамат в музыкальной школе, в то же время продолжая вместе с таристом Балой Меликовым и кеманчистом Левоном Карахановьм выступать на народных празднествах, совершать гастрольные поездки.
В 1925 году Мешади Мамед Фарзалиев вновь записывает свой голос на грампластинку (в сопровождении тариста Балы Меликова и кеманчиста Саши Оганезашвили), блестяще исполнив теснифы и старинные турецкие народные песни; с большой любовью и вдохновением спел он «Карабахда бир денесен» («Во всем Карабахе ты одна»), «Наби», «Мен бир Тюркам» («Я турок»), «Алма» («Яблоко»), «Себу», «Мач-мач» («Нежный поцелуй»), «Ахшам олду» («Вечер настал») и др.
В 1926 году Мешади Мамед создает трио с участием кеманчиста Левона Караханова и известного тариста Саши Тарханова, которое выступало во многих городах Советского Союза.
Осенью того же года трио отправилось в гастрольную поездку по зарубежным странам. Азербайджанские музыканты побывали в Польше, Германии, Бельгии, Франции, Англии, Австрии, Румынии, Турции. Повсюду их выступления проходили с большим успехом. Печать этих стран высоко отзывалась о концертах азербайджанской музыки.
Вот что рассказывал старый музыкант Л.Караханов, вспоминая об этой поездке: «Во время нашего пребывания в Берлине во всех местных газетах были помещены наши фотографии и объявления о наших концертах. Берлинцы проявляли большой интерес к нашим гастролям. У входа в нашу гостиницу в ожидании нас постоянно толпились сотни людей. Им очень нравилась наша национальная одежда. Они были приветливы с нами, проявляли живой интерес к музыкальным инструментам. Не раз приходили они за кулисы смотреть гортань Мешади Мамеда, удивляясь тому, что человек может иметь такие голосовые связки, дыхание, могучий голос. В особое изумление приводило немцев исполнение Мешади Мамедом мугамов «Хейраты» и «Карабах шикесте». Они отказывались верить, что Мешади Мамеду 56 лет. Недоумевали: возможно ли в 56 лет обладать таким сильным голосом? Наши зарубежные гастроли длились шесть месяцев. За это время мы дали до ста концертов. Зрители всех стран, где мы побывали, встречали нас с большим уважением. Успех, который имели наши европейские гастроли, явился победой, торжеством восточной, в особенности азербайджанской, музыки».
Мешади Мамед Фарзалиев своим творчеством вписал яркую страницу в историю азербайджанского музыкального искусства. Близко знавшие Мешади Мамеда и долгие годы бывшие его собратьями по искусству старейшие мастера Ислам Абдуллаев, Курбан Примов, Сеид Шушинский и Муса Шушинский высоко оценивали его мастерство.
Муса Шушинский рассказывал: «Мешади Мамед Фарзалиев обладал удивительно звонким и прекрасным голосом. С неподражаемым мастерством исполнял он «Гатар-Баяты», «Кюрд-Шахназ», в особенности «Шуштер». Он также чудесно играл на бубне. Не хватает слов, чтоб описать трели Мешади Мамеда. Они были такими заливистыми и бурными, словно град раскатывался по кровле».
В 1929 году М.Фарзалиев уехал за границу. Умер он в Стамбуле в 1962 году, в возрасте 90 лет.
По материалам книги Ф.Шушинского “Народные певцы и музыканты Азербайджана”