О.Буланова
Шамкир — город древний. В разные периоды и в разных источниках город называли по-разному. В тюркских источниках топоним звучит как «Шамкир», в арабских и персидских — как «Шамкур», в грузинских — как «Шанкори», в русских — как «Шюнкюр», позднее — «Шамхор». Одни утверждают, что название переводится как «Крепость Кура», другие — как «Маяк Куры».
Есть и версия, что название восходит к персидским словам «Шамс» («солнце») и «кур» («поклон»), и тогда можно сделать вывод, что поселение основали язычники-солнцепоклонники.
Некоторые историки, опираясь на первое упоминание о городе, считали, что он был основан в V в. недалеко от деревни Мухтариат, на левом берегу реки Беюк Шамкир. В результате раскопок здесь были обнаружены множественные остатки строений — жилых и общественных, фортификационные сооружения, инженерные устройства для благоустройства города, в том числе кягризы, канализация и водопровод.
Источники тех лет говорят о Шамкире как об уже сложившемся ремесленном и торговом центре. Город активно участвовал в международной торговле.
Однако богатство Шамкира привлекало не только купцов, но и завоевателей, поэтому на протяжении всей своей истории он, как и многие древние города на территории Азербайджана, переходил из рук в руки, разрушался и вновь отстраивался.
Так, в 652 г. Шамкир захватили арабы.
Арабский хронист Балазури (820-892) в своей книге «Футух ал-булдан» сообщает: «Некоторые жители Барды сказали мне, что Салман ибн-Рабиа послал свои войска в Шамкир, который считается древним городом, и захватил его. С тех пор Шамкир был населенным и расцветающим городом, пока севардийцы не разрушили его».
Севардийцами называли племена венгерского происхождения, которые в середине VIII века поселились в Закавказье, затем приняли григорианство и с течением времени арменизировались. Шамкир севардийцы захватили в начале IX в. Истахри называет севардийцев «народом из племени армян» и характеризует их «бездельниками, испорченными и разбойниками». Говоря о разрушении Шамкира севардийцами, Балазури пишет: «Они самовольничали и приносили бедствие населению».
Однако к 854 г. Шамкир был отстроен заново. При Аббасиде Мутаваккиле (847-861 гг.) Буга — тюркский полководец Халифата и правитель земель, что входят в современный Азербайджан, восстановил Шамкир. Он переселил туда 300 семейств хазаров, которые приняли ислам, и торговцев из Барды. Поселились в Шамкире и арабские эмигранты. Буга переименовал город и назвал его Мутаваккилия в честь аббасидского халифа. Несмотря на это, народ сохранил прежнее называнию города, и название «Мутаваккилия» скоро забылось.
В XII-XIII вв. Шамкир находился в составе Грузинского царства, затем, в 1235 г. монголо-татарские войска под предводительством Молар-нойона снова напали на Шамкир. Жители города оказали сильное сопротивление, но захватчики сумели засыпать ров, прорытый вокруг городских стен, и овладели городом. Они сожгли город и истребили население. По словам современника тех событий, монголо-татарские войска «устремились на город, захватили его и вырезали всех мечом, сожгли строения, и каждый взял себе все, что мог найти». Население было истреблено практически полностью.
Позднее, в XVI в., Шамкир входил в состав Гянджинского ханства, а с 1803 г. вместе с ханством был присоединен к Российской империи. В тот период в российских документах город фигурировал под названием «Шамхор», а после того, как в 1818 г. здесь организовалась колония немецких переселенцев из Вюртемберга, город стал называться Аннефельдом. С 1914 г. Аннефельд переименовали в Анино, в 1937 г. он снова назывался Шамхором и лишь в 1991 г. городу вернули историческое имя.
Немецкий период Шамкира — это отдельная тема. Немцы оставили немало следов своего пребывания в этом городе. Например кирху, построенную в 1909 г., заброшенную с 1941 г. и отреставрированную в 2013 г.
Любопытно, что немцы многие свои поселения именовали в честь представителей династии Романовых. Например, немцы из Эйгенфельда были выходцами из Грузии — Грузия и Азербайджан были первыми и единственными регионами, которые приняли немцев в начале XIX в.
У немецких домиков были резные вставни и наличники, с островерхими черепичными крышами, обязательно с балконом и подворьем, где немецкие семьи размещали хозяйство, пекарни и винокурни.
Винокурни появились потому, что немцы начали заниматься виноградарством и виноделием — с применением самых прогрессивных на тот момент методов.
В селении Тазакенд одна только компания «Братья Гуммель» в 1906 г. приобрела на 45 тыс. руб. 450 десятин земли, «из которых 60 десятин отдало под виноградники, соорудив здесь же погреб, вместимостью до 150 ведер вина». Эти вина поставлялись не только на внутренний рынок, но шли на экспорт и пользовались огромным успехом.
Уже при советской власти, в 1923-1924 гг., производство было расширено за счет коньяков. Во многих немецких колониях, в том числе в Анненфельде, были построены коньячные заводы, что послужило основой промышленному виноделию в Азербайджане.
К сожалению, с началом Великой отечественной войны — в октябре 1941 г. — немцы из Анненфельда были депортированы в Центральную Азию. Более чем 120-летняя история немецких колоний в Азербайджане закончилась.
Кстати, немцы жили не только в самом Шамкире-Анненфельде, но и рядом — в селе Чинарлы (15 км от Шамкира). Поселение довольно позднее — организовалось в 1888 г. и называлось Георгсфельд. В 1926 г. там даже начали строить кирху, но достроить ее не удалось — помешала советская власть со своей антирелигиозной пропагандой.
Немцы тут даже заложили напоминающий джунгли парк, в 1890 году. В советское время в парке располагался Дом культуры колхоза им. Клары Цеткин и танцплощадка. Само же село в 1932 г. переименовали в Ленинфельд (Ленинкенд).