Один из последних в Азербайджане художников, астрологов и алхимиков старой школы

З.Сафарова

Мир Мохсун Навваб Карабаги (Шушинский) — прогрессивный общественный деятель Азербайджана XIX века, известный ученый, поэт, музыковед, художник. Карабаг и один из его прекраснейших древних уголков город Шуша — колыбель азербайджанской музыки и поэзии, названная консерваторией Кавказа, является родиной М.М.Навваба. Здесь он родился, жил, творил и умер (1833— 1918).

Обладая энциклопедическими знаниями и редкими способностями, М.М.Навваб внес весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство. Его разносторонняя деятельность, научные мысли и исследования нашли отражение более чем в двадцати сочинениях автора, в таких как «Тезкирейи-Навваб», «Дивани-аш’ари-турки», «Дивани-аш’ари-фарси», «Кешфуль-хагигейи-месневи», «Насихатнаме», «Кифаятуль-атфал», «Джафари-джамеи муртази», «Зияуль-Энвар», «Батилюс-сехр», «Бехрул-хазан ве яхуд канзул мухан», «Визухиль-аргам» и других. Он также автор многих рисунков и миниатюр.

Мир Мохсун Навваб Агамирзаде родился в 1833 году в семье Гаджи Сеид Ахмеда. Отец его работал счетоводом на шелковой фабрике Шуши, был почтенным и уважаемым человеком в городе. Первоначальное образование Навваб получил в духовной школе, изучив в совершенстве многие языки: арабский, фарсидский, турецкий, а позже и русский. Затем он учился в медресе Молла Аббаса Сарыджали, Изучал математику, астрономию, химию и другие науки.

В дальнейшем Навваб занимался самообразованием. Вскоре он стал одним из просвещенных и эрудированных людей своего времени, человеком широкого кругозора, хотя и прожил всю жизнь в Шуше.

Значение Навваба в культурном просвещении родного, города огромно. Он создал в Шуше литературное общество «Меджлиси-фарамушаи», а также «Общество музыкантов», сыгравшие важную роль не только в культурном развитии Шуши, но и всего Азербайджана.

С именем Навваба связано открытие в Шуше библиотеки и читальни, школ «усули-джедид» — с новым методом обучения.

На его самодельной печатной машине издавались и распространялись многие стихи азербайджанских поэтов. Типография Навваба сыграла положительную роль в развитии книжной культуры Азербайджана. В то время в Азербайджане, кроме Баку и Шуши, типографии нигде не было. Азербайджанские авторы для издания своих книг вынуждены были обращаться в типографии Шуши, Баку или же Тебриза и Тифлиса.

В школах «усули-джедид», открытых по инициативе Навваба, в отличие от прежних религиозных духовных школ, проходили такие предметы как литературу, историю, географию.

Интересны воспоминания известного деятеля музыкального театра Джалила Багдадбекова о своих школьных годах, связанные с деятельностью Навваба: «Когда я учился в духовной школе, за 3—4 дня до Новруз-байрама школьникам раздавали «кете», т. е. листки, напечатанные в ручной типографии, в которых были написаны стихи, а края листков разукрашены рисунками. Так как в школах по указанию духовенства запрещалось рисовать, дети с большим нетерпением ждали день раздачи «кете». Рисунки этих «кете» рисовал сам Навваб, печатал на своей машинке и раздавал всем школам Шуши».

В 1903 году Навваб открывает в Шуше читальню, выписывает из разных городов газеты и журналы. Позже он нелегально распространяет среди народа «Правду» и «Искру», поэтому читальня несколько раз обыскивалась царской полицией. Навваб выписывал из Баку «Экинчи», из Тифлиса «Зия» и «Кешкюль», а из Индии газету «Хеблул-метин», издаваемую на фарсидском языке.

Читальня в разные годы получала и такие журналы и газеты как «Молла Насреддин», «Игбал», «Седа», «Иршад», «Шерги-рус». Сам Навваб сотрудничал с газетами «Зия», «Кешкюль», писал статьи, посвященные вопросам просвещения, культуры и здравоохранения. Хотя руководство читальней Навваб поручил своему сыну Мир Ибрагиму Агамирзаде (Мириш-аге), но сам постоянно контролировал все его дела.

В литературное общество «Меджлиси-фарамушан»  («Меджлис забытых»), созданное Наввабом, входили поэты Абдулла-бек Аси, Фатьма-ханум Кэмине, Мешади Эйюб Баки, Хан Карабаги, Абдулла Гасан Шахид и другие поэты, которые общались и вели стихотворную переписку, как между собой, так и с членами другого шушинского общества «Меджлиси-унс», созданного в 1872 году и руководимого поэтессой Хуршид Бану Натаван.

У самого Навваба имелась стихотворная переписка с Гасанали-ханом Гарадаги, Фатьмой-ханум Кэмине, Мешади Эйюбом Баки, Халилом Абдуллой, Мирзой Мухтаром Кашиди и другими поэтами, а также с самой Хуршидбану Натаван (Навваб написал стихотворение на смерть ее сына).

Члены общества «Меджлиси-фарамушан» переписывались также с другими обществами, существующими в разных городах Азербайджана: «Бейтус-Сафа» в Шемахе, им руководил известный поэт Сейид Азим Ширвани, «Меджмуа-шуара» в Баку.

Вот что пишет Дж.Багдадбеков о своей первой встрече с Наввабом: «Навваб был серьезным, но вместе с тем приветливым и доброжелательным человеком. Как-то я был у него в гостях и записывал значение непонятных для меня слов и предложений в газелях. В это время вошел опрятно одетый дервиш… Он обратился к Наввабу: «Ага, я сочинил красивую газель,   но опасаюсь петь ее на базаре. Очень прошу, послушайте ее, если одобрите, то я спою всенародно». Когда Навваб попросил его спеть вполголоса, то дервиш исполнил газель в «Мирзе Гусейн Сегяхе». Навваб некоторое время смеялся, а затем разрешил ему петь эту газель везде».

Далее Дж.Багдадбеков пишет, что «Навваб с целью развития музыкального искусства обратился с письмом к духовному лицу Фазилю Иревани, чтобы он дал официальное разрешение на музыкальные дела и их изучение. Но Иревани не дал разрешение игре и пению с зангюлой.

В рукописи отмечалось, что, несмотря на то, что Навваб работал секретарем мечетских учреждений и был зависим материально от духовенства, он не побоялся отрицательного ответа духовного лица и всячески помогал молодым, имеющим голос, давал им газели, учил мугамату, а дервишей открыто учил «месневи», «расту» и другим мугамам.

 

Гасаналиага-хан Карадаги и Мир Мохсун Навваб

Навваб является автором антологии «Тезкирейи-Навваб», представленной стихами ста азербайджанских поэтов Карабага. Сведения, данные Наввабом в этом труде, представляют значительную ценность для литературоведения.

Он в «дибаче», т. е. вступлениях, приводит интересные сведения о Вагифе, Видади, Хуршидбану Натаван, Закире и других поэтах. Добрым словом поминает в антологии Навваб и своего первого учителя Аббаса Сарыджали.

Навваб обладал высоким художественным вкусом. Это проявилось во всем: и в его поэзии, и в составлении антологии, и в художественном оформлении книг, а также в разрисовке стен собственного дома, школы и медресе, где он работал, в узорах двух минаретов «Большой мечети» Шуши.

Эта мечеть была построена в 1833 году видным зодчим XIX века Кербелай Сефи-ханом Карабаги. Над осуществлением декора минаретов работал сам Навваб. Рядом с левым минаретом на втором этаже медресе находилась рабочая комната М. М. Навваба, также разрисованная им.

Вот как описывает эту комнату Дж.Багдадбеков: «Келья Навваба в Шуше, в которой он находился в дневные часы, была на дворе мечети на втором этаже. Эта комната имела два больших окна. Одно смотрело во двор, а другое — на север, в сторону базара. На подоконниках были расставлены благоухающие цветы. Над узорами стен работал сам Навваб. Поэтому каким бы ни был расстроенным вошедший, он тотчас успокаивался от аромата расцветающих цветов и красоты комнаты».

Известность получили такие картины Навваба, как «Птицы», «Цветы», «Портрет Теймура». В них ощущается глубокая наблюдательность художника: они очень естественны, реалистичны. Написанные акварелью, эти картины разнообразны по содержанию, форме и цветовому колориту. Мотивы орнаментор Навваба также разнообразны. Реализм его работ связан с народным искусством, а также с традициями  миниатюрного искусства. В отличие от своегс современника Мирза Кадима Эривани, Навваб не увлекался портретным жанром. Его единственная работа в этом жанрет — «Портрет Теймура».

Огромна роль Навваба в развитии книжного искусства в   Азербайджане. В оформлении книг проявился его яркий талант. Он был мастером этого дела. Искусству художественного оформления, иллюстрированию книг Навваб пристрастился еще с молодых лет.

Так, в 1850-х годах он провел творческую работу над   литографическими иллюстрациями художника Аликули в   книге Фирдоуси «Шахнаме». В соответствии с содержанием книги, он каждой иллюстрации придал цветовую гамму, от чего они стали более красочными, эмоциональными и сильнее воздействовали на читателя. Сам Навваб иллюстрировал книгу «Бехрул-хазан» (1864—65 гг.), в которой имеется пять его миниатюр на религиозные темы. В них он отобразил сцены боя и всевозможные доблести и геройства пророков.

Помимо миниатюр, в книге красочно оформлены заголовки, титульный лист, обложка. Эта книга является оригинальным образцом книжной иллюстрации Навваба. Значение   художественного творчества Навваба заключается еще и в том, что его рисунки ценны для изучения истории азербайджанского изобразительного искусства XIX века, того периода, когда осуществлялся переход от условно-декоративного стиля классической миниатюры к методу реалистического изображения.

В разносторонней деятельности Навваба вызывают интерес его взгляды на астрономию, химию, математику. Местоположение небесных тел, вращение солнечной системы, затмение солнца и другие вопросы получили освещение в его трудах. Навваб имел 2 телескопа, которыми наблюдал за планетами, звездами и сконструировал модель некоторых из них. Его книга «Кифаятуль-атфал» (1899 г.) была написана в форме учебника по астрономии и снабжена объяснительными цветными-таблицами.

В области химии он также проводил ряд опытов. Так, на основе алхимических рецептов о превращении ртути при помощи эликсира серебра в золото, производимые им опыты доказывали, что теория алхимиков не соответствует истине и верить в нее — невежество. Выводы Навваба имели прогрессивное значение для своего времени.

Объемистая книга Навваба «Джафари-джамеи муртази» — своеобразный словарь, состоящий из 2,458,624 букв и многих схем. В этих схемах указаны 28 стран, которые в свою очередь делятся на 28 городов, каждый город на 28 районов и 28 кварталов. В этом словаре можно найти значение слов, состоящих из 4-х букв, на арабском, фарсидском, азербайджанском, французском, английском и других языках.

В известном труде Навваба «Насихатнаме» приводятся 500 назиданий автора. В «Насихатнаме» и в книгах «Кифаятуль-ат-фале», «Нуруль-Энваре», «Пенднаме» отображены психологические и этические взгляды Навваба. Они имеют важное значение для изучения мировоззрения, художественно-эстетической концепции, жизненной позиции Навваба.

Назидания в Азербайджане писали во все времена и века. Писали их Низами, Туси, Хатаи, Физули, С.А.Ширвани, А.Бакиханов и другие. Но «Насихатнаме» Навваба отличается наибольшим охватом затронутых в нем различных проблем.

Навваб пропагандировал гуманные идеи, волнующие человечество во все времена. В «Насихатнаме» Навваб призывал любить и уважать все нации, независимо от вероисповедания, языка и цвета кожи. Он придавал большое значение наукам, поэтому советовал приобщать детей к наукам и ремеслам.

«Внимание свое уделяй делам и наукам, дабы ни от кого не зависеть, а наоборот, чтобы другие нуждались в тебе». «Лучше оставить научное наследие и наследие дел, чем имущество и богатство», отмечал Навваб в «Насихатнаме».

Навваб в своих назиданиях придавал большое значение культуре речи, слова: «Только тогда слово имеет воздействие, когда употреблено своевременно. Ценные изречения не говори в несоответствующих местах и несведущим людям, а то они теряют свою силу и значение».

Молодежи он советовал терпеливо слушать своего собеседника, не прерывать его, больше зная, меньше говорить, не вставлять реплик во время разговора. Он был сторонником справедливости.

Навваб в «Насихатнаме» уделял большое место вопросам здоровья, санитарии, чистоте окружающей человека среды.

В произведении «Кешфуль-хагигейи месневи» (1901 г.) Навваб затрагивает и освещает нравственные, этические и дидактические проблемы. Книга состоит из множества стихотворений различного содержания. В некоторых освещены вопросы музыкального искусства, рассматривается проблема воздействия музыки на эстетическое воспитание человека. В конце книги приводятся музыкальные термины и сведения о мугаме и его разделах.

Представляет особый интерес деятельность Навваба в области музыкальной науки и музыкального исполнительства. В 1880-х годах Навваб вместе с популярным певцом Гаджи Гуси создает в Шуше «Общество музыкантов». В этом обществе обсуждались проблемы музыкального искуфтва, манера исполнения певцов, стихи, сопровождающие классические мугамы.

В него входили прославленные певцы и музыканты своего времени: Гаджир Гуси, Мешади Джамидь Амиров, Ислам Абдуллаев, Сеид Шушинский. Многие музыканты получили первоначальное образование именно в этом обществе.

По материалам книги автора «Мир Мохсун Навваб»