О.Буланова
Токай Мамедов родился 18 июля 1927 г. в Баку. Его отцом был Габиб Мамедов, выпускник знаменитого Высшего технического училища им. Баумана (позднее университет), профессор и зав. кафедрой сопрамата и теоретической механики в Политехническом институте. Матерью – знаменитая Зивяр Мамедова, первая женщина-скульптор на мусульманском Востоке.
Очень красивое и редкое имя, которое родители дали мальчику, в переводе на русский означает «наносящий удар воин». К счастью, имя не повлияло на судьбу Токая и не определило профессию, наоборот: что может быть более мирным, чем создавать красоту?
Токай вырос в творческой обстановке, вместе с матерью пропадал в ее мастерской, и именно она стала его первым учителем скульптуры. Другим его пристрастием было посещение мастерской известного скульптора Пинхоса Сабсая, автора памятника Мирзе Фатали Ахундову и С.Кирову.
Сабсай вспоминал: «Токай был одарен, причем, богато, от природы. Однажды он принес мне свою первую самостоятельную композицию «Витязь в тигровой шкуре». И я увидел в этом мальчике стремление проявить самобытность и стал направлять его талант, общаясь с ним, как с коллегой».
Сам же Токай Мамедов вспоминал, как он, еще совсем маленький, в маминой мастерской «играл» с мягкой фактурой пластилина, а потом гипса. И как все больше и больше эта игра его увлекала и увлекла настолько, что определила его жизненный путь. Хотя он с таким же успехом мог бы стать и прекрасным живописцем: все, кто его знал, отмечали, что его рисунок был безупречен. Однако не рисунок занимал все его мысли, а объемное воплощение идеи.
После получения среднего образования, Токай Мамедов поступил в Бакинское художественное училище, но его мечтой был скульптурный факультет ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Репина, старейшего и крупнейшего в России художественного учебного заведения, ведущего свою историю от Императорской Академии художеств.
Это было очень трудно – Ленинград был закрытым городом и попасть туда можно было только по особому пропуску или специальному вызову. Да и для поступления в Академию нужен был аттестат о десятилетнем образовании. Обучение в училище продолжалось пять лет, и чтобы хоть как-то ускорить процесс, Токай пошел в школу рабочей молодежи при судоремонтном заводе на Баилове.
Позже он послал в Ленинград снимки своих работ, и оттуда пришел долгожданный пропуск. Учился он у таких великих мастеров, как А.Т. Матвеев, М.А. Керзин, В.Б. Пинчук и др. Его дипломной работой в 1951 г. стала композиция «Бакинские комиссары».
Токай Мамедов был еще студентом, когда стал принимать участие в различных художественных выставках, а когда окончил институт, некоторое время работал в Ленинграде и там же был принят в Союз художников.
Огромное плодотворное влияние на творчество Токая Мамедова оказала стажировка в колыбели античной культуры и скульптуры – в Италии, которую он проходи вместе О.Эльдаровым, С.Кулиевым, М.Миркасимовым и Г.Абдуллаевой. В начале 50-х эти талантливые скульпторы вместе вернулись в Баку.
Свой путь профессионального скульптора Токай Мамедов начал с создания скульптурных портретов, идя, по сути, по стопам матери, Зивяр Мамедовой, которая очень успешно работала именно в этом жанре. Так же, как и мать, он не любил работать по фото, предпочитая работать с живой натурой, изучать ее в движении, подмечать малейшие изменения выражения лиц, стремясь ухватить самое главное в человеке и создать его портрет не только с внешним, но и с внутренним сходством.
Конечно, если речь шла об исторических личностях, а не о современниках Токай Мамедов был вынужден работать либо по фото, либо по портретам, а то и по описаниям.
В итоге он создал целую галерею скульптурных портретов выдающихся личностей Азербайджана: художника Лятифа Керимова, востоковеда Александра Казем-Бека, долгожителя Ширали Муслимова, легендарного разведчика Мехти Гусейнзаде, который, кстати, мог бы стать известным художником, т.е. хорошо рисовал, Мирзы Ибрагимова, Ниязи, Сулеймана Рустама, хирурга Мири Джавадзаде, композитора Хайяма Мирзазаде и многих других.
Среди этих работ стоит отдельно упомянуть памятник Узеир беку Гаджибекову, автору первой оперы на мусульманском Востоке. Этот памятник по композиции был решен очень похожим на работу его матери: Узеир бек был изображен сидящим. Этот памятник решен в бронзе, и был установлен в 1959 году. Работа над ним заняла два года. Токай Мамедов словно подхватил эстафету своей матери и достойно продолжил ее дело.
Однако Токай Мамедов работал не только в металле или гипсе. Он первым из азербайджанских скульпторов начал работать с деревом, и с первых же работ дерево стало его любимым материалом. Токай Мамедов необыкновенно умело работал с деревом, мастерски используя фактурность этого материала, его мягкость и выразительность, богатство возможностей, которое оно давало, и добивался отточенности скульптурных форм.
Одна из ведущих искусствоведов Азербайджана Джамиля Новрузова писала, что «Из дерева он создал портрет великого Низами, высокий, интеллектуальный, сложный и духовно богатый мир поэта. А в мужественных чертах Низами, в глазах, устало прикрытых веками, в чуть нахмуренных бровях читается мудрость человека».
Иногда Токай Мамедов работал в соавторстве с другими скульпторами. Так, например, изумительный по выразительности памятник Физули перед зданием театра Азербайджанской драмы он создал в 1962 г. в соавторстве со своим другом Омаром Эльдаровым. За эту работу оба автора получили первую премию на конкурсе в 1958 г. и серебряную медаль Академии художеств СССР после установки памятника. Это был первый памятник великому поэту на всем Ближнем Востоке и Средней Азии.
Над памятником другому выдающемуся поэту древности – Насими, Токай Мамедов работал совместно с Ибрагимом Зейналовым. Невероятно выразительный памятник был установлен в 1979 г.
Совместной, но, к сожалению, поневоле, оказалась и работа над памятником Ибн Сине (Авиценне). Всесоюзный конкурс на проект памятника Авиценне был объявлен в 1956 г. Памятник предполагали установить на родине великого ученого в Бухаре. На конкурс поступило около 80 проектов. Эти проекты показали, насколько широко может трактоваться образ знаменитого врача и философа. Жюри конкурса определило, что наиболее близким к созданию национального идеала Авиценны является проект Фуада Абдурахманова, автора памятника Низами и Освобожденной женщине Востока.
Однако Ташкентское землетрясение 1966 г. помешало установке памятника. Работы по установке возобновились в 1970 г., однако в 1971 г. Ф.Абдурахманов скончался. Работы по отливке памятника Авиценне и установке его в Бухаре продолжили Токай Мамедов, которому Ф.Абдурахманов преподавал в училище, и Омар Эльдаров. Торжественное открытие памятника состоялось в 1975 г.
Токай Мамедов являлся автором и таких скульптурных работ, как созданные в 1985 г. бронзовые бюсты ветеранов войны, Героев Советского Союза Адыля Кулиева, Н.Шавердяева, Бахеддина Мирзоева, Героя Соцтруда С.Ахмедова. Через два года Токаем Мамедовым был создан скульптурный портрет Самеда Вургуна.
Многие работы скульптора удостоены высоких наград. Например, за памятник Мешади Азизбекову, установленный в 1977 г., Токай Мамедов получил на следующий год Государственную премию СССР. (Памятник демонтирован в 2009 г.) За монументальный памятник XI Красной армии, установленный в 1977 г. на одноименной площади скульптор был в 1980 г. удостоен Государственной премии АзССР.
И дело тут не в политических сюжетах, а в несомненном таланте, с которым эти памятники были созданы. Памятник Физули не имел никакой политической окраски, однако тоже удостоился вышеупомянутой награды.
В творчестве Токая Мамедова были и мене грандиозные, можно сказать, камерные работы, которые он создавал по велению души и сердца. Среди таких работ Шопен, Хайям Мирзазаде, Сабир, Моцарт, уже упомянутый Низами… Люди творческие, такие же, как тот, кто создавал их портреты. Токая Мамедова привлекали и выдающиеся или героические личности, такие, как Фидель Кастро или долгожитель Ширали Муслимов. Стоит отметить и просто скульптурные, не портретные работы: «Сидящая девушка», «Фархад», литературный герой, совершивший подвиг во имя любви к Ширин, «Портрет художника» и др.
Среди последних работ скульптора однозначно привлекает внимание памятник Кероглу – конная статуя, установленная герою древнего тюркского эпоса в 2012 г. на проспекте Азадлыг.
Некоторые критиковали эту работу, придираясь к нарушенным пропорциям всадника и лошади, совершенно не задумываясь о том, что отнюдь не все статуи должны быть полностью реалистичными, скульптура подразумевает аллегоричность, образность, обобщенность ровно так же, как и живопись. Токай Мамедов добился главного: выразительности. В этом памятнику не могут отказать никакие, даже самые суровые критики.
Из 90 лет, что Токай Мамедов прожил, 70 лет он отдал скульптуре и оставался творчески активным до самой своей кончины. Чисто творческую работу скульптор много лет успешно совмещал с преподавательской деятельностью. Он стал первым из скульпторов, кто получил звание профессора, создал кафедру скульптуры в художественном вузе, имел персональную мастерскую в Академии художеств, которая была создана в 1991 г. по его инициативе. За эти долгие десятилетия он подготовил целую плеяду молодых талантливых скульпторов.
Указом президента Азербайджана Ильхама Алиева от 7 февраля 2006 г. Токай Мамедов был утвержден в состав Совета геральдики при Президенте Азербайджанской Республики. Он был удостоен высших наград Азербайджана – орденов «Шараф» и «Шохрат», Почетного диплома Президента Азербайджанской Республики, а также медали им. академика Юсифа Мамедалиева. В 2007 г. в честь празднования 250-летия Российской академии художеств Токая Мамедова наградили памятной медалью «За заслуги перед Академией в честь 250-летия».
Мамедов – скульптор-монументалист, выдающийся деятель культуры, талантливый художник принес славу азербайджанскому изобразительному искусству и навсегда вписал свое имя в историю азербайджанского народа. И этот народ никогда его не забудет.
Мамедов — выдающийся азербайджанский скульптор, лауреат Государственной премии СССР и АзССР, председатель правления Союза художников АзССР (1970-1972), член-корреспондент Академии художеств СССР и РФ. Знаменитый скульптор скончался 2 мая 2018 года на 91 году жизни. Токай Мамедов жил и творил, пока мог держать в руке инструменты скульптора. Потому что творчество было смыслом его жизни, без него Токай Мамедов своего существования не мыслил.