Демографическая ситуация г. Ардебиля в Южном Азербайджане (XVIII–XIX вв.)

И.Мамедова

Одним из самых древних городов Южного Азербайджана являлся город Ардебиль. Во время правления Сефевидской династии город Ардебиль разросся и превратился в центр мусульман-шиитов. Ардебильский округ как фамильный наследственный домен Сефевидов и очаг кы-зылбашского движения занимал в отношении управления особое положе-ние. Он относился к собственным доменам фамилии Сефевидов.

Во время правления Сефевидского шаха Тахмасиба в 1571 г. город Ардебиль очень пострадал от голода и язвы, погибло до тридцати тысяч жителей. До шаха Аббаса I управление этим округом поручалось чаще всего мутаваллиям ардебильского святилища Сефевидов – мечети с гробницами шейха Сефиаддина и прочих шейхов — Сефевидов, иногда же управление округом отделялось от управления святилищем и поручалось особым хакимам, назначаемым из шахского дворца.

После распада Сефевидского государства, город Ардебиль потерял былую мощь. В первой половине XVIII века в результате эпидемий и голода численность населения города значительно уменьшилась.

Ардебильское ханство образовалось на территории Южного Азербайджана после смерти Надир-шаха и распада его державы в 1747 г. Основателем ханства был знатный представитель рода Шахсеван – Назарали-хан (сын Бебир-хана). Он правил ханством до 1792 года.

Из архивных документов явствует, что Назарали-хан объединил шахсеванские племена, проживающие в Ардебиле, Халхале и Мугане, вокруг единого ханства. Ардебильское ханство занимало обширную территорию от реки Аракс и Мугана на севере до реки Кызылузен на юге. Это ханство было образовано на территории Ардебильского округа.

25 января 1828 года русские войска под предводительством графа Сухтелена вошли в Ардебиль. После заключения Туркменчайского договора племена шахсевен долгое время не признавали власть Гаджаров. Впоследствии с помощью царской России Гаджарское государство подчинило шахсевенские племена. Ардебильским владением обыкновенно управляли один из сыновей Аббас Мирзы (наследника государства Гаджаров).

Во второй половине XIX века Ардебильская провинция непосредственно была подчинена наследнику престола и пишкару (губернатору) Азербайджана (Южный Азербайджан. – И.М.) Сагаб-Дивану. Город Ардебиль был административным центром провинции. Городом управляли помощник правителя и полицеймейстер.

Из приведенных данных видно, что племена шахсевен сыграли важную роль в управлении Ардебилем и, естественно, большую часть населения составляли шахсевены.

По данным голландского путешественника Яна Стрейса, в середине XVII в. город Ардебиль был разделен на 5 больших кварталов: Дерван (Дарваза), Табар, Нийардувер (Нийардивар), Кумбулан (Гумбулан) и Кезеркутс (Гязяркюче ). Стрейс сообщает, что кроме этих кварталов существовало множество улиц и переулков. Самые знаменитые среди них были кварталы Бендар хан, Каманкар, Дейме-Дагылыр и Урзуми.

В конце 1725 года турки захватили Ардебиль. После этого Османская империя составляет перечень населения, платящего подати. По данным «Подробной тетради Ардебильской ливы», произведенной Османской империей в 1728-м году, в состав Ардебильской ливы входили 2 города: Ардебиль и Сераб.

Интересно, что турецкий историк А. Билгили, ссылаясь на данные «Подробной тетради Ардебильской ливы», пишет, что в Ардебиле было 5 кварталов: Табар, Ниярдебир, Гярзякюче, Гумбулан и Дарваза. Квартал, называемый Дарваза, находился на западе, Гумбулан – на северо-западе, Табар на юге, Ниярдевир на на юго-востоке, Гярзякюче на северо-востоке. По данным автора в Табаре проживало 293, Ниярдебире 1061, Гумбалане 423, Гярзякюче 293 и в Дарвазе 789 семей – в общем 2859 семей Азербайджанских тюрок, а также 53 армянские семьи.

А. Билгили приходит к мнению, что примерная численность город-ского населения составляла между 14–15 тысяч человек, азербайджанские тюрки составляли 98,1 %, а армяне – 1,9 % городского населения.

Если сравнить данные А. Билгили со сведениями Эрхана Арыклы (у них источники одинаковые – «Подробная тетрадь Ардебильской ливы»), то можно обнаружить, что у них и цифры, и название кварталов разные:

1) у Э. Арыклы названия кварталов – Нияз, Нияздебил, Каррах-и кюче, Камилан и Дарваза;

2) по данным Э. Арыклы в квартале Нияздебил проживало 1066 человек, а у А. Билгили – 1061 дом;

3) у Э. Арыклы в квартале Дарваза было 834 человека, а у А. Билгили – 789 домов;

4) у Э. Арыклы в квартале Камилан было 430 человек, а у Э. Билгили – 423 дома;

5) у Э. Арыклы в квартале Нияз – 388 человек, а у А. Билгили квартал называется Табар, и там было 293 дома;

6) у Э. Арыклы в квартале Каррах-и кюче было 314 человек, а у А. Билгили – 293 дома налогоплательщиков;

7) Э. Арыклы пишет, что в городе проживало 53 армянина, а А. Билгили насчитал 53 дома армянских налогоплательщиков;

8) у Э. Арыклы общее число тюркских налогоплательщиков – 3032 человека, а у А. Билгили – 2859 домов.

Как видно, несмотря на то, что оба автора ссылаются на один и тот же источник, цифры и названия кварталов у них разные (у Э. Арыклы – 3032 человека, у А. Билгили – 2912 дома). Э.Арыклы в частности дает название кварталов и перечень налогоплательщиков, входящих в состав отдельных кварталов.

Если сосчитать налогоплательщиков по отдельным кварталам, получаются те же данные, что и у Э. Арыклы. Нужно отметить, что Э. Арыклы при счете общей численности населения перепутал общее число азербайджанских тюрок с общим числом всего населения города. Так что общее число городского населения составляло не 3032, а 3085 (1066 + 834 + 430 + 388 + 314 + 53 = 3085).

Нужно отметить, что мусульманские семьи были многодетными, поэтому можно предположить, что численность городского населения была больше.

Следует отметить, что численность армянских семей в городе была незначительна. Армяне занимались торговлей, т. е. они не были коренными жителями городского населения. Если учесть данные европейских путешественников, побывавших в городе Ардебиле раньше 1728-го года, которые не сообщают никаких сведений об армянском населении города, то можно сказать, что армяне, раньше не проживавшие в Ардебиле, потом здесь поселились в связи с торговлей. Армяне составляли 1,7 % городского населения, а азербайджанские тюрки – 98,2 %.

В целом, если учесть численность налогоплательщиков и той части населения, не платящей подати, а также управляющих и караульщиков охранной службы, число горожан могло достигать 16 тыс. человек.

В 1827-м году число кварталов в городе достигает 6: Табар, Нияр, Гумбалан, Кафиркюче (раньше назывался Гярзякюче), Пир Абдулмялик и Шейхляр (раньше назывался Дарваза).

Н. Березин так описывает город: «Ардебиль обведен тонкой стеной с башнями, сложенной из сушеных на солнце кирпичей или просто из глины. В этой стене находится четверо ворот: Нияр со стороны Астары, Кет-Хуран, Тебризи со стороны Тебриза, и Мешкин со стороны Мешкина».

Во второй половине XIX века город Ардебиль был разделен на 16 кварталов: 1. Дерваза, 2. Зейнал, 3. Карибан, 4. Баг-меше, 5. Кара-Даянек, 6. Табрис-капысы, 7. Текке-Мансур, 8. Тазе-мейдан, 9. Уч-тукян, 10. Чешме-баши, 11. Пир-Абдул-мелик пири, 12. Ягубие, 13. Сеид-абад, 14. Ибрагим-абад, 15. Пир-Зергер, 16. Пир-Шемседдин. В каждом квартале обществом выбирался кен-дхуда, который утверждался правителем (1875 г.).

В XVII – начале XVIII века численность населения города часто меняется. Это было связано, прежде всего, с упадком государства Сефевидов, а начиная с конца XVII века – утрачиванием значимости города Ардебиля, а с другой стороны, в результате голода и эпидемий, происходивших в стране в начале XVIII века, с уменьшением численности населения города. В начале XVIII века более 1400 человек городского населения погибли от голода и эпидемий.

Русский князь П. Зубов, побывавший в Ардебиле в начале XIX столетия, сообщил, что «Ардебиль – большой город с многочисленным населением, красивыми мечетями и хорошими крепостными стенами, окруженными рвами».

Однако в начале XIX века в результате русско-иранских войн и землетрясений численность городского населения уменьшается. Так, в 1813-м г. численность городского населения достигает 4 тыс., по данным «Военно-статистического описания Ардебильского владения», составленных в 1828-м году, тоже было 4 тыс.

В 1828-м году, после того, как русские войска оставили город Ардебиль, в городе осталось всего 3 тыс. чел. Численность городского населения в начале XIX века по сравнению началом XVIII века уменьшается до 12–13 тыс. чел.

Во второй половине XIX века в городе было «6000 домов; из них 1500 относились к ханским, духовенству, должностным лицам; русско-подданным купцам принадлежало 80 домов; армянам 60; суннитам 50; евреям 20». В 1828-м году в городе существовало 7 мечетей, 6 публичных бань, более 100 лавок, не более 1000 домов, многие из которых были разрушены.

Население состояло в основном из духовенства, купцов, ремесленников и малого числа хлебопашцев. Город Ардебиль служил только складом товаров, которые везли из Ширвана или из приморских мест в Занган. Главным источником дохода жителей был извоз. Базары города Ардебиля содержались в хорошем состоянии.

Во второй половине XIX века в городе было 12 каравансараев, 21 мечеть, 4 училища (медресе), 3 площади, 14 бань, 4 фонтана, несколько хлопчатобумажных фабрик, 18 кожевенных заводов, 3 фабрики, на которых изготовляли войлок и паласы для мафрашей, 8 мастерских, 1 фабрика, где набивали ситец. В городе было 12 хлебопекарен, 13 красильных заведений, 30 чайных лавок, 40 кебабчи-хане,  100 кузниц, 120 седельников и паланчи, 7 небольших мельниц на реке Балыхлы-чай и Саллахана-чай, 21 медник, 70 шапошников и сапожников, 40 портных, 150 резниц, 600 бакалейных лавок, 500 лавок со стеклянной посудой и мелочью. В городе было около 4000 лавок, 16 караульных домов, в каждом по 8 человек сарбазов, 5 каменных мостов, 8 кладбищ внутри города, 8 за городом.

Во второй половине XIX века жители города занимались в основном торговлей, ремеслом и черводарством (перевозка грузов вьючным способом. – И.М.).

Примерно половина жителей Ардебиля считали себя потомками шейха Сефи, поэтому были избавлены от всяких личных повинностей. Они не подлежали набору ни в регулярные войска, ни в поземельные ополчения.

По данным И. Ограновича (на 1875 г.), от податей были освобождены привилегированный класс, ханы и чиновники, духовенство, некоторые гаджи (бывшие на поклонении в Мекке и Медине), иностранцы, сеиды (потомки Пророка), и маафы, как в городе, так и живущие в деревнях; всего около двух тысяч домов. Подати взыскивались: поземельные, с мельниц, лавок, караван-сараев и с ремесленников.

Таким образом, сравнивая данные источников, можно сказать, что население города Ардебиля в XVIII–XIX вв. иногда увеличивалось, а иногда уменьшалась. Если в 1728-м году городское население составляло примерно 15016 (3085 человек налоплательщиков + население, не платящее подати), то во второй половине XVIII века наблюдается уменьшение (более 2000 домов), в 1813-м году было 4 тысячи, а в 1828-м году – 3 тысячи человек.

Во второй половине XIX века наблюдается прирост в численности (6000 домов) городского населения. Однако в 1905 году население в городе быстро росло – уже насчитывалось до 12000 дворов (от 60 до 70 тысяч человек).

По материалам Вестника Дагестанского Государственного Университета