Взаимовлияние культур: жилища народов Дагестана и Азербайджана в XVIII – первой половине XIX вв.

Б.Гусейнова

В ходе развития тесных экономических и политических взаимоотношений между народами Дагестана и Азербайджана в XVIII – первой половине XIX в. устанавливались и развивались культурные взаимосвязи, которые прослеживались во всех областях материальной и духовной жизни: в строительном деле и ремесле, архитектуре и интерьере жилища, способах приготовления блюд, устном народном творчестве, песнях и танцах, литературе и науке.

В дагестанских поселениях XVIII-XIX вв. можно проследить многовековую эволюцию, которую они претерпели под воздействием социально-экономических, природно-географических, политических и иных факторов. Что касается типов поселений и жилищ, то на территории Дагестана и Азербайджана, они были различны по своей планировке. Планировки в строгом смысле этого слова не было, однако некоторые элементы системы в расположении общественных мест были. Например, общесельский годекан (общественный центр в селе у народов Кавказа) и Центральная мечеть по возможности располагались в центре села, кладбище и культовые места – на краю селения.

Так, лезгины для поселения обычно выбирали южную или юго-восточную сторону, которая позволяла им рационально использовать солнечное тепло, так как обращенные фасадами к солнцу дома хорошо обогревались. Планировка поселений зависела во многом от рельефа местности. На равнине дома имели горизонтальную планировку, на возвышенных местах и на плоскогорье они располагались амфитеатром.

Селения обычно разбивались на кварталы («махалла», «мехелле»). При этом чаще всего исходили из географического расположения, иногда этнического состава, количества тухумов (в Дагестане — семейная община, союз родственников и т.д.). Такие же деления по кварталам или магалам в рассматриваемое время были и на территории Азербайджана, особенно в Гусарском, Хачмазском, Губинском районах, где совместно проживали лезгины и азербайджанцы.

Порой кварталы назывались и по роду занятий его жителей. В ряде предгорных селений отдельными кварталами жили и горские евреи. Их кварталы называли «Джогут мяхлэ» или «Джогут кент». О проживании их здесь издавна свидетельствовало наличие старых еврейских кладбищ. Так было, например, в селениях Коргал, Самур, Губа и т.д. Кварталы евреев располагались отдельно от кварталов лезгин или азербайджанцев, но чаще всего находились в черте селения.

Весьма характерны были для Южного Дагестана и Азербайджана дома-крепости, имевшие почти повсеместное распространение. Одинаковые дома и даже похожие селения отмечались как в Ахтынском, Курахском, Рутульском районах Дагестана, так и в Хачмазском и Гусарском районах Азербайджана.

Селения эти представляли собой крепости, расположенные на отрогах горных склонов и были частью оборонительной системы в этом регионе. Такие села в XVIII – первой половине XIX в. были в Южном Дагестане и сохранялись на территории Азербайджана вплоть до конца XX в.

Джума мечеть (Дербент)

Часто встречались поселения, расположенные на высокой горе у слияния рек. Так, азербайджанские села Уджар, Хайдар, Чегир и дагестанские Кочхюр, Гильхен, Штул и др. (Курахский район) были окружены с двух или трех сторон руслами рек, через которые были перекинуты мосты. Узкая улица проходила под домами, и все селение являлось как бы единой крепостью, окруженной непреступными крутыми склонами, быстрыми горными реками, стенами и глухими каменными фасадами домов.

Центральное место в селениях лезгин и азербайджанцев занимала мечеть. В крупных селениях сооружалось столько мечетей, сколько было кварталов. В некоторых селах функционировала также и кафедральная мечеть (джума), которую по пятницам посещали все верующие мужчины села. Мечети в основном были построены из камня, но встречались и сооруженные из самана, но на каменном фундаменте.

В черте аула, в центре, находился родник. Некоторые крупные села имели два-три родника. Большое внимание как в азербайджанских, так и в лезгинских селах уделяли благоустройству и чистоте питьевой воды. Некоторые родники выкладывались хорошо обтесанным камнем, другие – имели два-три водостока, просторную площадку с ровным плиточным каменным полом для стирки одежды, белья, паласов и т.д., огражденную высокой стеной с карнизом. Такие однотипные булаги – родники, сооруженные в XVIII-XIX вв., встречались и позднее в таких старых селах Южного Дагестана, как Яраг-Казмаляр, Хнов, Гъири, Кяпир и т.д., а также в селах Азербайджана (Орта-оба, Ясаб-оба, Махмуд-кент, Кугкент и т.д.).

В крупных азербайджанских селах (Гусары, Хазри, Худат и др.) специальное место отводилось для общесельского майдана (площади), где в основном собирались мужчины для сходов, игр, еженедельных базаров. Менее официальным местом для общения, обмена новостями и отдыха мужчин служил учар. Учары в азербайджанских селах были почти в каждом ауле, а иногда в более крупных населенных пунктах их было несколько. Это были специальные места в кварталах, на улице или у ворот домов. В лезгинских селах аналогичные места назывались «ким».

По своему облику, форме и планировке дома у лезгин были похожи на дома поселений азербайджанцев и отражали особенности азербайджанской традиции сельского строительства. Наиболее наглядно это отразилось на облике таких предгорных селений, как Самур, Куркент, Марага, Джемал и др. Основным строительным материалом для жилища служили камень, дерево, саманный кирпич, речной булыжник. На равнине в основном использовался саманный кирпич, а фундамент делали каменный. В предгорьях и на склонах гор дома строили в основном из камня. Отделочное и художественное оформление окон и дверей производили из дерева.

Почти все дома имели дворы, величина которых зависела от рельефа. Двор обычно ограждался невысоким забором (чыр), сложенным из камня или из речной гальки, или из плетеного орешника. Крытый двор у лезгин, как и у народов Азербайджана, предназначался для хранения орудий труда, дров и т.д. Здесь же обычно устраивали погреб для хранения зерна и других продуктов. Эти погреба у лезгин назывались «фурар», у азербайджанцев – «кенди».

Как свидетельствуют источники, в лезгинских селах были хорошие мастера – каменщики. Они летом до самой поздней осени уходили на заработки не только в близлежащие села, но и в Азербайджан.

Например, в селениях Зрых и Гарах жили мастера-каменщики Мамед Серхуханов и Али-Султан. Построенные ими жилища выделялись своей архитектурой. Они строили их не только в своих, но и в азербайджанских (Гусары, Губа) селах. Славились строители из селения Хрюг (Ахтынский район). Как явствуют надписи на камнях конца XVIII –первой половины XIX в., в селении Ухул Ахтынского района в 1853 г. ремонтировали и восстанавливали мечеть хрюгские мастера Раджаб, Исмаил, Рамазан. Мискинджинские мастера Курбан, устад Али, Зейнал и др. были известны и за пределами Южного Дагестана.

Среди лезгин широкое распространение получила резьба по дереву. Мастера из Южного Дагестана, богатого лесом, выезжали в Гусарский, Хачмазский районы Азербайджана, в город Баку для художественной обработки деревянных деталей домов, дверей, окон, балок, веранд, фасада и т.д.

Дворец шекинских ханов. Шеки

Искусно сделанные изделия для мечети отмечались в лезгинских селениях Мигерах, Ахты, Кабир, Штул и в табасаранских селах Ерси, Рукель и др. Резьба по дереву широко практиковалась в архитектуре мечетей Азербайджана, Ширвана, Ахсу, Гянджи, Нухи (Шеки). Так, во дворце шекинских ханов, построенном в Шеки, были богато украшены резьбой наличники окон. Азербайджанские резчики по дереву высоко ценили искусство лезгинских умельцев. Они вместе выполняли те или иные заказы по украшению зданий, мечетей и других построек гражданской и культовой архитектуры.

О замечательных работах азербайджанских и лезгинских мастеров конца XVIII – начала XIX в. свидетельствует и ряд других памятников старины – джума-мечеть в Дербенте, расположенная около базарной площади, дом Шекихановых, который был выстроен с гладкими стенами, с вырезанным растительным и геометрическим орнаментом.

Построенные в XVIII – первой половине XIX в. жилые, общественные и административные здания отличались монументальностью и оригинальным архитектурным решением. Широкое распространение градостроительства привело к появлению в азербайджанской и дагестанской среде талантливых архитекторов, столяров, каменотесов, резчиков по камню, мастеров шебеке и др.

В результате изучения основных типов поселений и жилищ, анализа материальной культуры выясняется, что высокогорная часть Дагестана, населенная аварцами, лезгинами и другими народностями, жила общей с сопредельными областями Северного Кавказа и Закавказья культурной жизнью, обогащая свою материальную культуру взаимодействием с культурой соседних областей. На генезис некоторых из этих форм сильное влияние оказывали закавказские культуры.

По материалам сборника издательства «Грамота»

Орнамент средневековых азербайджанских и дагестанских ковров на могильных памятниках XIV–XV вв.
Наследие ширванской школы зодчества в истории Дербента