О.Буланова
Азербайджан можно смело назвать кинематографической находкой – если учесть, сколько различных иностранных фильмов тут снято. Какой только страной он не становился по прихоти режиссеров! Конечно, больше всего в этом плане повезло Баку, но и другие места превращались в съемочные площадки для фильмов, ставших впоследствии культовыми.
Бум кинематографический иллюзий, призванных представить Азербайджан и его города чем-то другим, пришелся на конец 50-х – начало 80-х гг. Одной из картин, снятых в тот период, является мосфильмовский «Айболит-66», который снимали в разных местах Азербайджана в 1966 г. Премьера фильм состоялась 19 апреля 1967 г.
Фильм снят выдающимся советским режиссером и актером Роланом Быковым по мотивам произведений Корнея Чуковского. Это был чистой воды эксперимент: многие сцены снимались по вариоскопической системе «Вариоэкран», разработанной в Научно-исследовательском кинофотоинституте.
Согласно этой системе, размер, расположение и формат изображения меняется в зависимости от сюжета в кадре. В картине специально не скрывается наличие съемочной группы, постановочность сцен, актеры иногда как бы случайно выпадают из кадра, кадр превращается в ромб, в круг; он меняется от театральной сцены к натурным съемкам. Так же используются необычные приемы: например, разбойники, «идя в обход», поют даже под водой.
Эксцентрическая музыкальная комедия весело и ненавязчиво рассказывает о добре и зле, о справедливости и настоящей дружбе не только детям, но и взрослым. Такой двойной посыл был заложен самим Роланом Быковым.
«Хорошее произведение для детей, – утверждал режиссер, – должно быть, по словам Пушкина, «одинаково интересно для взрослых». Меня всегда обвиняли в двуадресности. А это не двуадресность. Это просто признание детей людьми: ведь разве дети не люди?»
Быковский посыл получил блестящее воплощение: в фильме полным-полно аллюзий, намеков, понятных только для взрослых – при всей детскости сюжета. Фильм сразу же растащили на цитаты: «Во дети – «цветы жизни»! Ворье растет!»; «Как тебе не стыдно обманывать ребенка! – Я не могу ждать, пока он вырастет»; «Она была так ко мне привязана… – Да! Вот этой веревкой!»; «Добро всегда побеждает зло! Раз я победил, значит, я добрый!»; «Пустите доброго человека, а не то он выломает дверь»; «Все глупости в мире бывают только от умных разговоров»; «Осла! Полцарства за осла!»; «Что же твое добро все побеждает-побеждает, да никак не победит?»
Песня о «нормальных героях, всегда идущих в обход» до боли напоминала модель социального поведения «гомо советикус». А ария Айболита «Это даже хорошо, что пока нам плохо» стала шлягером интеллигенции конца 60-х, превратившись практически в неофициальный гимн.
Фразы с подтекстом типа: «Я же говорил, что мы его обгоним и перегоним», «И мы с пути кривого обратно не свернем, а надо будет, снова пойдем кривым путем!», «Да я всех враз счастливыми сделаю…» – очень привлекали взрослую аудиторию.
Фильм вообще-то планировался двухсерийным. Неистовый Ролан Быков пишет сценарий 2-й серии, в которой Бармалей начинает делать добрые дела со словами: «Щас у меня враз все станут счастливыми, а кто не станет, того в бараний рог согну, сотру в порошок и брошу акулам!». При таком почти дословном цитировании большевистского лозунга «Железной рукой загоним человечество к счастью!» неудивительно, что идея была прикрыта еще на стадии сценария.
Но и того, что получилось, хватило бы в сталинские времена на несколько «порций» ГУЛАГа. Фильм считался вольнодумным и антисоветским. Сейчас об этом можно только рассуждать, а тогда, по воспоминаниям современников, люди буквально начинали глубже дышать – «Айболит-66» был словно глоток свежего воздуха.
Думающие зрители всю дорогу удивлялись: как советская цензура могла пропустить такой фильм, насквозь пропитанный антисоветским стебом и аллюзиями? Для советской интеллигенции, слушавшей в 60-е иностранные «голоса», послания режиссера и сценариста были как открытая книга.
А сюжет – проще некуда. Добрый доктор Айболит с собакой Аввой и обезьянкой Чичи спешит в Африку, чтобы вылечить больных зверушек, а злой-презлой разбойник Бармалей со своими пиратами азартно и весело строит козни на пути благородного доктора. Но, разумеется, безуспешно.
Где взять Африку в Советском Союзе? Планировалось использовать пески в районе Бухары, но как обычно все уперлось в финансирование. Поэтому кое-какие сцены были сняты в павильонах на «Мосфильме», крупные планы «пустыни» – в Подмосковье, на Люберецких песчаных карьерах. Финальную сцену посрамления Бармалея сняли в Абхазии, под Сухуми на даче Сталина. Там был большой ботанический сад с экзотическими растениями. А основной «удар» взял на себя Азербайджан.
В Азербайджане «Айболита» снимали с нескольких местах. Африка подразумевает океан. Его роль прекрасно исполнил Каспий. Океанское побережье с живописными валунами снимали, в основном, на юге страны недалеко от Астары. Кое-какие кадры с экзотическими скалами были сняты на Апшероне в районе Гобустана.
Недалеко от Астары, в реальных тропических лесах снимали знаменитую сцену, в которой «нормальные герои всегда идут в обход» – поход по болоту. Болото было самое настоящее. И со всей сопутствующей болоту фауной.
«Красивые места, но пиявок в болоте тьма! – вспоминал оператор фильма Виктор Якушев. – А Бармалей с разбойниками, которых играли Алексей Смирнов и Фрунзик Мкртчян, там плавали и ныряли. И когда актеры выползали на берег, на них жутко было смотреть – сплошь были покрыты пиявками.»
Еще один «поход» свиты Бармалея снимался на невероятно живописной дороге в сторону Хызы. В тех же горах снимались и некоторые эпизоды фильма «Всадник без головы», еще одной культовой картины советского времени.
Смотрите также — Азербайджан в фильме «Айболит-66» (34 ФОТО)