В 1891 году в Тифлисе из печати вышел справочник «Баку и его окрестности», как приложение к справочной книге «Кавказ». Составителем справочника был публицист, журналист Георгий Туманов.
Во вступлении книги отмечалось: «Выпуская настоящую книжку, считаем нужным заявить, что она имеет главным образом характер путеводителя по описываемым в ней местностям…»
Источниками для составления справочника послужили несколько исследований, календарей, многие из которых вышли в 1890 году.
В своем путеводителе Туманов не обходит вниманием и население Баку, в частности, он приводит интересные детали об иностранцах живших в Баку в то время. Принимая во внимание, что это были времена Российской империи, Туманов не считал за иностранцев русских и армян, помимо самих азербайджанцев.
Большинство иностранцев же оказалась в Баку лишь с одной целью — поскорее разбогатеть, что подтверждается записями Туманова.
«В промышленной и заводской жизни крупнейшую роль играют иностранцы, численность которых простирается свыше 3 тыс. (большинство из них немцы и шведы). Они появились здесь в начале развития нефтяной промышленности. Им принадлежит масса механических и чугунолитейных заводов и наиболее крупные и усовершенствованные керосиновые заводы в Черном городе», — писал журналист.
Из иностранных фирм наиболее обширной промысловой и заводской деятельностью отличались фирмы бр. Нобель и Ротшильда (Каспийско-Черноморское нефтяное и торговое общество).
Справедливости ради, Туманов также упоминает, что иностранцы вносили свою лепту в благоустройство Баку. Журналист отмечал, что иностранцы проявили себя «учреждением конных и паровых трамваев, открытием обширных и роскошных отелей и проч.»
Но не все шло гладко. В какой-то момент, правительственные круги решили, что бизнесмены слишком вольготно себя чувствуют в окружении нефтяных ресурсов Баку.
Туманов писал: «Ввиду преимуществ иностранной предприимчивости и иностранных капиталов, правительством проектируются в настоящее время меры к ограничению прав приобретения нефтеносных земель и их эксплуатации иностранцами«.
Журналист также отмечал, что эти меры также касались и русско-подданых евреев, которые не хотели упускать своих возможностей.
«Законодательным порядком будет воспрещен переход нефтеносных земель в их руки, не только путем продажи, но и косвенным образом: путем долгосрочной аренды, краткосрочного найма, управления с получением неограниченной доверенности, приобретения по долговому требованию, подобно тому, как это установлено в отношении ограничения в приобретении недвижимой собственности в западных губерниях империи для иностранцев, поляков и евреев. Кроме того, будет ограничена возможность иностранцам получать для нефтяного промысла участки свободных казенных земель«, — писал Туманов.
Среди других национальностей, в состав населения Баку входили, по словам Туманова, евреи, греки, грузины и пр., но «в крайне ограниченном числе и без существенного влияния на общественную в заводскую жизнь г. Баку.»
Здесь же Туманов отмечает, что жизнь в Баку «довольно оригинальна в сравнении с жизнью других кавказских городов.»
Он объясняет это так: «Последние играют преимущественно роль военно-административных пунктов, торговля в них имеет лишь второстепенное и даже третьестепенное значение, а промышленности, кроме мелкой, почти вовсе не существует. Совершенно другое мы видим в Баку: город этот является исключительно промышленным центром и все другие интересы общества здесь строго подчинены духу индустриализма. Учебных заведений здесь мало, книжных магазинов и библиотек еще меньше, клуб, театр и периодическое издание имеются по одному, правительственных учреждений также немного, а войска почти нет вовсе. Зато заводы, торговые конторы, склады и прочие торговопромышленных заведения встречаются здесь на каждом шагу. Сообразно с этим и жизнь получила односторонне-деловой характер, и на ней легла печать сухой монотонности, узкой расчетливости и даже какой-то одичалости.»
Журналист недоволен тен, что в Баку и его окрестностях много проблем с «захватом с самоуправством в земельных делах«. Ничего удивительного в этом не было — самым дорогим в Баку были земельные участки, где всегда мог начать бить очередной нефтяной фонтан.
Также, по словам Туманова, в Баку приезжали в основном за наживой, и если бизнес не развивался, те же иностранцы просто уезжали: «Такая одичалость общественных нравов, по-видимому, является отчасти и следствием той лихорадочной скорости, с какой здесь общественная жизнь слагалась, ввиду чего и неудивительно, что члены местного общества не успели сколько-нибудь сблизиться и сродниться. Кроме того, нефтяная промышленность, по характеру своему, сопряжена со многими случайностями и колебаниями в своем развитии, мало располагающими к прочной оседлости, отчего и состав местного общества мало устойчив.»