Двигатель на копытах: мулы и ослы в Азербайджане (XIX — начало XX вв.)

Т.Керимов

Еще с древних времен в качестве вьючного транспорта азербайджанцы использовали мулов. Как в крестьянском быту, так и в трудах многих авторов мул назывался «катыром». Мул использовался в хозяйстве в основном для перевозки грузов, хотя в некоторых местах он служил также для верховой езды, а иногда и тягловой силой.

В некоторых зонах Азербайджана мулы ценились вдвое, втрое выше, чем рабочие лошади, так как мул гораздо лучше переносил жару, менее был подвержен всяким заболеваниям и случайностям, лучше приспособлен к гористым и каменистым местностям.

Крупные и сильные мулы в XIX веке в Азербайджане разводились в Елисаветпольской губернии, здесь они ценились не дешевле 200-300 рублей. Но еще более ценен и незаменим был мул в горах как вьючное животное, а также в походах во время войны, где лошади оказывались часто совершенно непригодными.

В качестве примера можно привести братьев Форер, которые занимались виноделием в Шамхоре (Шамкире) в конце XIX в., и больше ценили в качестве рабочего скота мулов и широко их использовали.

При использовании мула в качестве верхового и вьючного животного на спине его устанавливали седло и папай. Мулы (более спокойные в отличие от лошадей) подковывались таким же образом, что и лошади. Мулы, используемые в горных районах, подковывались «русской подковой», чтобы животное не скользило на снежных и ледяных дорогах.

В сильно морозные дни горные реки покрывались льдом, из-за отсутствия мостов реку приходилось переходить по льду. Очень часто в таких случаях не помогали даже «русские подковы». Животное могло поскользнуться и утонуть вместе с грузом а часто и с человеком. Чтобы предотвратить такие случаи, мула вели за уздечку. При подъеме по крутым горным дорогам животное толкали сзади, при спуске придерживали за хвост.

В хозяйственном быту азербайджанского населения осел был одним из самых необходимых животных. В некоторых хозяйствах он был единственным вьючным и верховым животным. Осел широко использовался при сельскохозяйственных работах (возке дров, воды, щебня, извести и др.) или для перевозки разных продуктов на ближайший рынок для продажи.

В некоторых местах, где колесный транспорт использовать было невозможно, во время покоса урожай вывозился с полей на лошадях, мулах и ослах. Груз одного осла приравнивали к 0,8 груза лошади. За один раз на осла можно было нагрузить 8-10 снопов. В Азербайджане повсеместно ослов использовали для перевозки урожая с поля.

В некоторых уездах Азербайджана ослов считали первой заменой лошадям. В сельских местностях чуть ли не каждое хозяйство имело одного-двух ослов.

В поселениях, расположенных вдоль больших торговых путей или недалеко от торговых центров, были лица, которые держали по 8-10 ослов. Они занимались чарвадарством (чарвадар — человек, перевозивший товары по найму на вьючном животном). Крестьяне в окрестностях крупных городов с нехваткой воды, везли в город на ослах бурдюки, наполненные водой, и, продав ее, имели определенную выручку. Таких крестьян в народе называли «тулугчу».

Чарвадаров, перевозивших товары, купец мог нанять по своему желанию. Чарвадар нес ответственность за товары, взятые у купца. Если пропадало вьючное животное (вместе с грузом), он отвечал за груз и должен был его оплатить. Он не имел права требовать от купца больше договоренного. Если между купцом и чарвадаром был заключен договор, тогда владелец старался, чтобы все условия договора были выполнены.

В качестве вьючного и верхового транспорта ослы были широко распространены и на Абшероне. Чтобы обеспечить транспортом отдыхающих на берегу Каспийского моря, в Маштагах была создана специальная биржа ослов. На этой бирже можно было нанять осла, за 1 час эксплуатации которого платили 20 коп.

Ослов широко использовали и кочевники-скотоводы. То, что осел шел в ногу со стадом во время перекочевок, а также то, что это было спокойное животное, делало его выгодным транспортным средством для чобанов (пастухов). Нагрузив несколько ослов необходимым для себя грузом, чобаны гнали их вместе со стадом.

В XIX — начале XX в. ослы как вьючные животные были распространены больше мулов. Основной причиной была чрезмерная подать — «малпулу». За содержание осла нужно было платить 50 коп., за содержание одного мула — 1 руб. 50 коп. Чтобы заработать такие деньги, чарвадар должен был работать около 3 дней. Таким образом, как дешевое транспортное средство ослы широко использовались в хозяйстве и в быту. Поэтому некоторые исследователи справедливо его называли незаменимым помощником крестьянина.

При навьючивании и езде верхом для предохранения осла от возможных травм использовали специальные седла (палан), изготовленные из войлока и набитые соломой, которые укреплялись на спине специальными ремнями. Грузы перевозили в хурджунах, в мешках, бурдюках и т.д.

При транспортировке тяжелых грузов (камня, дров, воды и т.д.), чтобы не повредить спину животного, использовали специальные деревянные приспособления — носилки сделанные специально для транспортировки кувшинов, наполненных водой. Их устанавливали поверх войлочного седла и с каждой стороны помещали один, а иногда два кувшина. Их также устанавливали на попоне. Число разновидностей этих приспособлений зависело от характера груза.

Мулы и ослы были довольно широко распространены в Азербайджане. В Бакинском, Губинском, Шемахинском, Нухинском (Шекинском) и Ленкоранском уездах в середине XIX в. число мулов и ослов почти доходило до 322,000.

Мулов и ослов более широко использовали в районах, где не занимались верблюдоводством. Основываясь на архивных материалах, можно сказать, что между 1844-1850 гг. в качестве удобного транспортного средства в Елисаветпольском и Нахичеванском уездах, а также в Белоканском округе держали тысячи мулов и ослов. Этих животных продолжали использовать в хозяйстве, быту и в более позднее время.

По материалам книги автора

Когда не было лошади: пеший транспорт в истории Азербайджана (XIX-начало XX вв.)