Культ черепахи и необычные могилы: тайны раскопок в Мингячевире начала 1950-х гг.

Среди памятников, освещающих историческое прошлое Азербайджана, важное место занимал Мингячевирский археологический комплекс. Всесторонее изучение этого памятника связано с именем Салеха Казиева. Он является одним из первых археологов Азербайджана, внесших значительный вклад в развитие археологической науки республики. Мингячевирский памятник обратил на себя внимание исследователей еще в конце XIX века.

В 1935-1938 раскопки здесь велись с участием С.Казиева. Через несколько лет исследования продолжились. В 1941 г. Президиумом АзФАН была организована археологическая экспедиция под руководством С.Казиева. С середины мая 1946 г. научные сотрудники Музея истории Азербайджана под руководством С.Казиева начали проводить археологические раскопки в Мингячевире. И много интересного было обнаружено в первые три года работы. Подробнее о работах до 1950-х гг. можно почитать здесь.

В 1950 г. работы продолжались. Археологические раскопки велись на обоих берегах Куры: на правом берегу раскапывалось могильное поле, поселение, обжигательные печи, а на левом берегу, в Судагылане поселение, древний храм и могильник.

На правом берегу р. Куры при раскопке могильника в 1950 году были обнаружены исключительно интересные и ценные археологические материалы: в одном из грунтовых погребений с вытянутым костяком было найдено сразу 5 бронзовых литых перстней — печатей с разными изображениями: (фигурки людей, животных). В могильнике были обнаружены грунтовые погребения, ориентированные по разным направлениям, а в кувшинных погребениях были обнаружены серебряные монеты и впервые — фигурка оленя из бронзы.

В этом же году были обследованы кувшинные погребения в сел. Гулейша, которые дали очень интересные материалы, относящиеся к более позднему периоду, чем кувшинные погребения Мингячевира. Материалы кувшинных погребений Мингячевира и с. Гулейши указывали на то, что эти погребения, как тип захоронения, существовали долгое время, дойдя даже до III в. н.э.

На правом берегу р. Куры, против остатков средневекового моста через р. Куру было обнаружено место поселения древних обитателей Мингячевира. Жилища этого поселения имели утрамбованные полы, наподобие жилищ Трипольской культуры. На этом же участке было обнаружено около 200 экземпляров орудий и оружия из кремня, более 100 обсидиановых обломков и различных орудий, много керамических изделий, каменные зернотерки, глиняные печати. Все эти находки относятся к энеолитическому периоду и были обнаружены на территории Азербайджана впервые.

Близ этого же места были обнаружены новые типы гончарных печей, резко отличающиеся своей конструкцией от ранее обнаруженных, с большим количеством брака керамических изделий черного и серого цвета. Все это говорит о том, что обжигательные печи в Мингячевире существовали еще до III в. до н.э.

В 1950 г. продолжались раскопки в Судагылане, выявившие остатки материальной культуры периода раннего средневековья. Здесь были обнаружены фрагменты албанской надписи из 49 буквенных знаков на глиняном подсвечнике. Подобные подсвечники были обнаружены и без надписей. По мнению С.Казиева, они были сделаны, очевидно в виде модели древнего храма, и по-видимому, в какой-то мере отражали архитектуру и внешний вид древнего храма в Мингячевире.

Салех Казиев, руководитель раскопок близ Мингячевира в 1940-1960-х гг.

На месте обнаруженного древнего храма относящегося к VI-IX вв. н.э., продолжались раскопки вглубь культурного слоя, было установлено, что храм был построен на остатках какого-то строения, возможно, также культового и С.Казиев предположил, что поздний храм (VI-IX вв.) был построен в стиле древнего — лишь с некоторыми изменениями. Археологические раскопки вокруг храма показали, что около него было расположено поселение.

В Судагылане были обнаружены обжигательные печи, они, по сравнению с правобережными, были более поздними и отличались конструкицей и материалами. На двора храма и в строениях поселения было обнаружено много ям, на дне которых находились остатки черен пшеницы, ячменя и даже их колосья.

В Судагылане были обнаружены также кувшинные погребения более позднего периода, чем на правом берегу. В этих погребениях были обнаружены оружие из железа, печати и серебряные монеты. Здесь же были обнаружены и грунтовые погребения с печатями сасанидского времени, т.е. III -IV вв. н.э. В Гала-гете был раскопан большой храм размерами: в длину 270 м и ширину — 160 м.

В результате раскопок здесь было обнаружено три культурных слоя. Были выявлены различные типы кладки стен: из бутового камня, сырцового кирпича, глинобитные (так называемые «багдади»). Археологические материалы указывали, что это древнее поселение было густо заселено. В этой местности были обнаружены следующие орудия производства —  топоры, серпы, косы равных форм. Были найдены кости домашних животных (баран, коза, свинья, лошадь), крупного рогатого скота и птиц. Способы постройки жилых помещений говорили о том, что в этой местности в то время общество уже претерпело расслоение, но все его слои (богатые и бедные) жили в одном месте и являлись соседями. Обнаруженная глинянная булла с 12 разными печатями, оттиснутыми по сырому тесту до обжига, указывала, что местные племена были объединены в общий союз.

В верхних пластах культурного слоя этой местности было обнаружено очень много монет. Обнаруженные в Гала-гет монеты отнесли к I в. до н.э. и XVIII в. н.э. Монеты, являющиеся датирующим материалом, указывали что местность Гала-гет была заселена человеком продолжительное время, начиная с I вв. до н.э. до XVIII в. н.э.

Обгоревшие предметы, земля, зола и другие остатки, говорили о том, что в данной местности некогда все подверглось сильному пожару, который и уничтожил интересную для науки материальную культуру того времени. Следует отметить, что храм VI-IX вв. н.э. в Судагылане также был разрушен из-за пожара. Эти факты лишний раз подтверждают, что при нашествиии на Азербайджан сасанидских и арабских полчищ целые города, поселения и их храмы предавались огню и разрушению.

В местности Гала-гет на месте древнего поселения было обнаружено три погребения, относящихся, приблизительно к VIII-VII вв. до н.э. Особенно богатой оказалась одна могила, в которой был обнаружен сильно пострадавший от времени парчовый халат с вышивкой, шелковая рубашка и остатки другой одежды из шерсти, льна, по предположению С.Казиева возможно даже остатки хлопчатобумажной ткани местного производства. В этой же могиле были обнаружены золотые, серебряная позолоченная чаша с растительным оранментом. Эти погребения, обнаруженные в поселении и даже на остатках стены строения, указывали на запустение данного поселения.

Аналогичный случай захоронения на стене храма был выявлен С.Казиевым в Судагылане. Здесь, у ног погребенного был найден клад серебряных и золотых монет VI-IX вв. н.э.

В Гала-гете в 1950 г. было обнаружено четыре обжигательных сечи. В юго-западной части этого холма большая площадка была покрыта шлаками. Все это указывает на то, что здесь в древности были большие мастерские по выделке гончарной посуды. Следует отметить, что большие куски этого шлака нередко использовались для фундамента некоторых древних построек, ими же закрывались горловины погребальных кувшинов и входы в катакомбные камеры.

Судагылан (Мингячевир). 1949 г.

Местность Гала-гет после окончания стройки осталась под водой Мингячевирского водохранилища. В 1950 г. в этой местности кроме обжигаельных печей было вскрыто 38 погребений разных типов и разных периодов.

Около древнего поселения в Гала-гет был выявлен могильник, в котором исследователями были обнаружены погребения в деревянных срубах. В 1950 г. было вскрыто 7 таких могил. С.Казиев отмечал, что этот тип погребений в Закавказье был обнаружен впервые. Срубы в этих могилах делались из стволов ар чана — местного древовидного можжевельника, без всяких металических гвоздей. На один гроб-сруб в среднем употреблялось до 18 толстых бревен. Гробы эти были сделаны по принципу срубов: бревна, которые шли на их изготовление, с обоих сторон имели отверстия и вырезы и одевались на четыре маленьких колышка. На каждую сторону такого гроба шло по 3-4 бревна.

В срубных погребениях были обнаружены красивые стеклянные сосуды, изделия из золота, серебра и бронзы изящной работы. Здесь же были найдены золотые серьги в виде виноградной кисти, золотые бусы, серебряные пиалы, перстни-печати со вставками и серебряные монеты I-II вв. н.э.

В Гала-гете были обнаружены также и катакомбные погребения. В 1950 г. было обнаружено 31 погребение этого типа. В катакомбах встречались как одиночные, так и групповые захоронения. В этих погребениях было обнаружено много утвари даже из дерева (части деревянных ткацких станков, веретена), ведра украшенные богатой резьбой, а также золотые перстни, разнообразные бусы, серебряные украшения, остатки тканей с вышивкой, клубок ниток, остатки кожанной обуви.

В результате археологических раскопок, проводившихся в Мингячевире в 1950 г. было обнаружено около 2000 разных предметов древности. Все они были занесены в книгу полевых описей, упакованы в пакеты, снабжены этикетками и в таком виде в ящиках хранились в археологическом фонде Музея Истории Азербайджана.

Археологические раскопки в Мингячевире в 1951 г. проводились попеременно, то на правом, то на левом берегах реки Куры, главным образом у выходных ворот из горловины Боздага. Археологическому обследованию в основном подвергались 3 пункта: древнее могильное поле на правом берегу; средневековое поселение (городище №2 на левом берегу); находящийся здесь же на левом берегу, юго-восточный участок могильного поля.

На территории «городища №2» обследованию подвергся третий слой оставшейся части албанского храма и местность, примыкающая к нему. Здесь был выявлен ряд новых археологических объектов: южное крыло нижнего храма и абсида этого сооружения, вблизи оставшаяся часть большой массивной сырцовой стены, на длину около 73 м. Как стена, так и нижний слой албанского храма на основании археологических материалов датировали IV-V вв. н.э. Вновь выявленные названные сооружения, по мнению специалистов, относились к числу уникальных памятников архитектурного искусства Северного Азербайджана, возводимых в ранние периоды, синхронные албанской эпохе. Особенности названных сооружений заключались в том, что при всей непрактичности сырцового кирпича они были возведены в виде монументов.

Обнаруженный во время раскопок храм представлял собой удлиненную одноабсидную залу, площадью более 50 кв.м., перекрытую шатровыми сводами, поддерживаемыми деревянными колоннами, а упомянутая наружная стена — массивное укрепление крепостного типа. С целью фиксации уникальных сооружений архитектурного искусства Азербайджана раннего периода, Музей Истории Азербайджана сделал макеты с этих памятников.

При раскопочных работах на территории «городища №2» вблизи от храма и стены был выявлен ряд хозяйственных и бытовых сооружений, сопровождаемых грунтовыми ямами. Эти оставшиеся части сооружений до некоторой степени позволили установить тип жилищ и служебных построек обследуемого «городища» и было установлено, что левобережный населенный пункт возник в I в.н.э. и просуществовал вплоть до XIV в. включительно.

В 1951 г. были обнаружены катакомбные и кувшинные погребения, в инвентаре которых находились монеты и предметы, с помощью которых удалось уточнить датировку всех кувшинных погребений Мингячевира. Кувшинные погребения на территории Мингячевира, по определению С.Казиева, появились во II в до н.э. и просуществовали до II-Ш вв. н.э., затем их сменили погребения на деревянных подстилках и срубах.

«Городище №2» занимало холмистую местность, у подножья левобережной части Боздага, площадью 500×250 м. Этот населенный пункт представлял собой сельбище, состоящее из отдельных усадеб, разбросанных по всей территории без строгой планировки. В центре пункта находилась цитадель с храмом внутри, представлявшим собой какое-то большое хозяйство. На правом берегу были обнаружены погребения христианского типа, датирующиеся IV-VII вв. н.э.

На обследованной территории Мингячевира было обнаружено также еще одно городище («городище №4») в 1,5 км южнее правобережного могильного поля на берегу р. Куры. Выявленные части расплывшихся валов, окружавших городище свидетельствовали о том, что названный пункт имел какие-то укрепления. В числе обнаруженных материалов были изделия из металла, фрагменты высококачественной глазурованной керамики, монохромной и полихромной росписи так называемой глазурованной керамики, монохромной и полихромной росписи гянджинского и кабалинского типов, датируемых XI-ХШ и XIV-XVII вв. н.э.

Гала-гет (Мингячевир). Срубное погребение

В 1952 г. археологическая экспедиция в Мингячевир планировалась на 12 месяцев под руководством С.Казиева. Экспедиция провела обследование площади около 1500 кв.м. В том году, на основе Мингячевирских находок были проведены дискуссии по вопросам датировки археологических памятников Мингячевира с целью установления наиболее точной хронологической классификации памятников материальной культуры Азербайджана.

В 1953 г. продолжались раскопки, начатые в 1946 г. Наибольшие раскопки велись на месте поселения №1 на правом берегу р. Куры. Они дали разновременные и разнотипные материалы: каменные зернотерки ладьевидной формы, каменные орудия, бронзовые изделия, керамику, кости диких и домашних животных. Сравнение находок 1953 г. с материалами прошлых лет указывало, что нижние слои поселения №1 относились к энеолиту, а верхние к железному веку.

Тщательное изучение обнаруженных на территории поселения №1 обжигательных печей примитивной конструкции доказывает, что некоторые печи относились к бронзовому веку.

В 1953 г. на могильнике правого берега было обнаружено 40 разнотипных и разновременных погребений, среди которых преобладали кувшинные. Последних было выявлено 21 погребение, остальные были грунтовые: со слабо скорченным костяком, с вытянутым костяком и так называемого варданлинского типа — 5 погребений.

В верхних слоях этого участка были обнаружены также разрушенные кувшинные погребения. Их керамика по сравнению с таковой из более ранних кувшинных погребений, была намного грубее, бусы были, в основном из стекла, инвентарь бедный, вокруг погребенных ставились сосуды. Обнаружены были также погребальные сосуды с нанесенными украшениями в виде стилизованных рогов барана. Горловина одного погребального кувшина прикрывалась 6 кирпичами: 3 из них были слабо обожженные, а три сырцовые. При укладке соблюдалось чередование: один обожженный, другой сырцовый.

В одном из погребений была найдена глиняная ваза на поддоне, в которой были остатки грецких орехов, граната и других фруктов.

При раскопках 1953 г. было также установлено, что ниже кувшинных погребений были грунтовые могилы со слабо скорченными костяками, ориентированными, как верхние, головой на северо-запад, ногами на юго-восток. Некоторые из этих погребений были разрушены кувшинными. Инвентарь в этих грунтовых могилах, в основном, составляла керамика с лощенной и гравированной поверхностью.

Под описанными грунтовыми погребениями со слабо скорченными костяками были обнаружены четыре грунтовые могилы с вытянутыми скелетами. В погребении также была выявлена красноглиняная посуда. Из украшений на скелете находилось много бус из камней, пасты, раковин, бронзы, кости. Были найдены серьги в виде кольца темного цвета с металлическим блеском, а также бронзовый литый перстень-печать с изображением.

В самой глубине были обнаружены грунтовые погребения так называемого варданлинского типа. Костяк в сильно скорченном положении находился в окружении сосудов. Эти могилы тоже были разграблены. Их инвентарь в основном состоял из глиняных сосудов черного и серого цвета, встречено оружие из бронзы, украшения из сердолика, пасты, яшмы, бронзы, кости. Из одного погребения было собрано более сотни сердоликовых бус. В другой могиле был выявлен сосуд в виде птицы.

Были обнаружены погребения, в которых перед умершим клали убитых черепах, в одном погребении было найдено два панциря. Такие погребения выявлены впервые в Мингячевире (в 1949 г. в Мингячевире была обнаружена глиняная фигурка черепахи). Все это говорит о том, что в религиозном культе древних жителей Мингячевира черепаха, очевидно, играла большую роль. В свою очередь у азербайджанцев имеется немало легенд, пословиц о черепахах.

В 1953 г. раскопки проводились и на левом берегу, на городище Гала-гет. Находки подтвердили, что эта местность заселена человеком приблизительно с I в.н.э. и жизнь здесь протекала более тысячи лет, приблизительно до XIII вв.

В нижних слоях городища Гала-гет были обнаружены материалы, сходные с находками из срубных погребений, которые датировались монетами I-II вв. н.э. На территории поселения были обнаружены кувшинные погребения в катакомбах с монетами первых веков н.э. и могилы в деревянных срубах. Эти явления, очевидно, следует отнести к переходному периоду от кувшинных и срубных погребений к катакомбным. На месте поселения было обнаружено много земледельческих орудий: серпов, кос, топоров, лопат, секачей и зерен злаков: ячменя, пшеницы, проса.

В окрестностях поселения на большом участке были обнаружены ряды гончарных печей и обширное могильное поле с различными погребениями: грунтовыми, кувшинными, срубными, катакомбными в склепе.

Раскопки, проводимые под руководством С.Казиева показали, что жизнь здесь в основном началась с конца энеолита — начала бронзового века и продолжалась беспрерывно до средневековья и далее. Развитие жизни, изменение способов производства вносили изменения и в идеологию древнего населения Мингячевира, которая отражалась на погребальных обрядах. Именно археологические раскопки могильного поля показали, что древнее население здесь хоронило своих покойников в разные времена разными погребальными обрядами.

Помимо исследованных поселений и синхронных им могильников экспедицией изучены 53 разновременные керамические обжигательные печи. Изучение этих сооружений дало возможность проследить многовековую историю техники и технологии керамического производства от эпохи бронзы до средневековья, которое занимало одно из главных мест в общественной системе хозяйства населения.

При археологических раскопках Мингячевира обнаружены месэга поселений, разновременные могильники, в которых не менее 10 основных типов погребений:

— Погребения конца энеолитического периода — нач. бронзы;
— Ходжалы — Човдаро — Кедабекский типы;
— Грунтовые погребения с сильно скорченным костяком;
— Курганные погребения;
— Грунтовые погребения со слабо скорченным скелетом;
— Кувшинные погребения;
— Срубные погребения;
— Катакомбные погребения;
— Христианские погребения;
— Мусульманские погребения.

Все эти погребения, как отмечал С.Казиев, кроме поздних, христианских и мусульманских содержали погребальный инвентарь.

Мингячевирские раскопки 1946-1953 гг. вызвали большой интерес научной общественности к истории и культуре Кавказской Албании, появились многочисленные труды, посвященные истории и культуре.

По материалам книги Э.Джафаровой