Дж.Гусейнов
На общем фоне крестьянского движения накануне революции в Российской империи (1905-1907 гг.) особо выделялось выступление гачагов в Азербайджане. Это движение составляло значительную часть борьбы крестьян против царизма, помещиков. Накануне революции выступления гачагов составляли в Бакинской губернии приблизительно 20-22 процентов, а в Елисаветпольской губернии 35-38 процентов всех освободительных выступлений крестьян.
В обстановке роста национально-освободительного движения усилили свою борьбу и отряды гачагов. По официальным даным, если последние пять лет XIX века в Азербайджане в среднем в год происходило 610 выступлений гачагов, то в первые пять лет XX века в среднем в год таких выступлений было — 960.
Усиление движения гачагов накануне революции отмечается как в официальных документах, так и в прессе того времени. В статье «О разбоях на Кавказе», напечатанной в газете «Новое обозрение» от 31 декабря 1904 г. сообщалось, что «разбои и грабежи на Кавказе не только не прекращаются, но день ото дня становятся смелее».
Эти формы освободительной борьбы широко использовали крестьяне всего Кавказа. В Азербайджане 1900-1904 гг. действовало 68 отрядов гачагов, соединивших в своих рядах около 800 крестьян. Большинство этих отрядов было малочисленными. Только 12 из них имело в своих рядах 15-20 человек. А остальные насчитывали в рядах 5-10 крестьян.
По подсчетам исследователей, эти отряды в течение 5 лет более 300 раз вели перестрелки с полицией и охотничьими отрядами и 113 раз нападали на усадьбы помещиков. Из этих столкновений 64 происходило в 1900 г., 95 — в 1901 г., 93 — в 1902 г., 82 — в 1903 г. и 79 — в 1904 г. Во время этих стычек крестьяне убили 99 и ранили 52 полицейских чина и сельских должностных лиц. Потери плохо вооруженных крестьянских отрядов были еще больше. В течение 5 лет они потеряли убитыми — 207, ранеными — 98 и арестованными — 406 человек.
По неоднократным распоряжениям главно-начальствующего Кавказа значительные части полицейских сил и все войсковые отряды, находившиеся на азербайджанской территории, были брошены против гачагов. После усиленного преследования многие гачагские отряды распались. Из 68 крестьянских отрядов 58 были ликвидированы, в конце 1904 года действовали только 10 отрядов. 46 вожаков крестьянских отрядов погибли в боях, а 12 из них были арестованы и сосланы на длительные каторжные работы.
На общем фоне крестьянского движения в Бакинской губернии накануне революции особо выделялось выступление гачагов. По подсчетам исследователей, в губернии в 1900-1904 гг. действовал 21 отряд гачагов, присоединявших в свои ряды 150 крестьян.
Большинство этих отрядов было малочисленными. Только в пяти из них насчитывалось по 10-20 человек. А остальные в своих рядах имели также и крестьян. Эти отряды в течение 5 лет 72 раза вели перестрелки полицией и охотничьими командами и десятки раз нападали на имения и усадьбы помещиков. Из этих столкновений 31 происходило в 1900 г., 47 — в 1901 г., 35 — в 1902 г., 28 — в 1903 г., 31 — в 1904 г. Во время этих столкновений крестьяне убили 14 и ранили 11 полицейских чинов и сельских должностных лиц, а плохо вооруженные крестьянские отряды потеряли убитыми — 11, ранеными — 10 и арестованными — 58 человек.
Несмотря на все репрессивные меры властей в Бакинской губернии отряды гачагов продолжали борьбу. Наиболее широкий размах в губернии движение гачагов приняло в Губинском, Гейчайском и Ленкоранском уездах. В Губинском уезде действовало 8 отрядов, в Гейчайском — 6, и в Ленкоранском — 4, а остальные — 3 отряда оперировали в Бакинском, Шемахинском Джавадском уездах.
Среди них самые известные были отряды возглавляемые Хаси Гюлали оглы и Шихи — в Губинском уезде, Абдулбаги и Дамир — в Гейчайском уезде, Шарбат Назар оглы — в Ленкоранском уезде и Гумбат — в Шемахинском уезде.
Газета «Новое обозрение» в октябре 1901 г. писала, что «уже 3 месяца как разбойничья шайка (гачага Гумбата) из 14 человек не дает покоя населению Шемахинского уезда. Вся полиция поставлена на ноги».
Отряд Гумбата просуществовал всего 8 месяцев. Но за это короткое время он вел ожесточенную борьбу против помещиков и царских властей. Между полицией и отрядом Гумбата во второй половине августа и пять дней сентября месяца произошло около 10 перестрелок. По приказу Бакинского губернатора, для преследования отряда осенью 1901 г. была создана специальная полицейская команда во главе с Шемахинским и Джавадским уездными начальниками.
5 октября отряд из 60 полицейских около местности «Узун бенд» Шемахинского уезда окружил гачагов, но из перестрелки гачагам удалось выйти победителями, убив одного и ранив двух полицейских. Но пользуясь большим численным превосходством властям удалось в очередном сражении, состоявшемся 7 октября убить Гумбата и арестовать 4 его товарищей.
Наиболее острый характер выступление гачагов приняло в Ленкоранском уезде.
Из Ленкорани в редакцию газеты «Новое обозрение» 5 декабря 1900 года писали: «Редкая у нас неделя проходит без серьёзных происшествий. Главными героями являются разбойники. Особенно богаты происшествиями себиджанский и зувандский полицейский участки. С прошлого года в Себиджанском участке убиты, между прочим, лесные объездчики: Криворученко, Жидков и Гранкин и полесовщик Эйваз. Гранкин и Эйваз не пользовались хорошей репутацией, обижали местных крестьян неправильными поборами и вымогательствами. 20 ноября в лесу Зуванда на объездчика Мир Мусабек Асланова напали шестеро разбойников из отряда Шарбата. Во время перестрелки убит один и ранено два разбойника, a из отряда объездчика ранен сам Мир Мусабек».
Крестьянский отряд Абдулбаги, действовавший в Гейчайском уезде, тоже беспощадно боролся против сельских должностных лиц. Так, весной 1901 г. отряд Абдулбаги, составленный из крестьян селения Ахтачи-Солтанбек в составе 19 человек напал на отряд сельского старшины, ранил несколько человек, причем гачаги отобрали у старшины должностной знак и печать. В перестрелке, состоявшейся осенью около сел. Гарагоюнлу между полицейской командой во главе с Гейчайским уездным начальником, со стороны отряда Абдулбаги было ранено три крестьянина, а полицейские потеряли одного убитого.
Отряд гачага Дамира тоже часто нападал на сельское управление и вел перестрелку с командой сельских начальников. Так, летом 1903 года отряд Дамира, как писала газета «Новое обозрение», напал на имение старшины Чаллынского сельского общества Самеда Абдулла оглы, который весной того же года совместно с помещиками участвовал в преследовании гачагов. Гачаги разгромили его дом, убили самого старшину и тяжело ранили нескольких его родственников. Односельчане старшины, работавшие у него в хозяйстве помогали отряду Дамира.
Среди крестьянских отрядов, действовавших в Бакинской губернии, самым известным и продолжительным был отряд Хаси Гюлали оглы. Трижды бежавший из Сибирской ссылки житель сел. Рустов Хаси в Губинском уезде организовал хорошо вооруженный отряд и 13 лет вел борьбу против царских властей и местных чиновников. Только за последние 2 года отряд Хаси 30 раз вел перестрелку с полицейскими.
Сражение 4 марта 1901 года в сел.Шыхлар было последним боем для Хаси. Получив значительную поддержку со стороны шихлярских беков, Губинский уездный начальник, ночью с 40 стражниками внезапно окружил село и атаковал гачагов. После 4-х часовой перестрелки, один из ближайших сподвижников Хаси — гачаг Джафар Амрах оглы был убит и сам Хаси, раненный в руки и ноги, был пойман.
12 сентября 1901 года гачаг Хаси со стороны Тифлисского окружного суда был приговорен к смертельной казни через повешение и приговор в тот же месяц был приведен в исполнение.
Наиболее значительным из всех действовавших в Губинском уезде накануне революции был отряд Шихи. Этот отряд отличался «своими очень дерзкими и смелыми» выступлениями. Так, весной 1902 г. отряд Шихи «на дороге из Дербенда в Кубу остановил караван богатых купцов, отобрав все их имущество и раздал крестьянам окрестных деревень». В тот же день отряд Шихи в Зурнойском лесу оказал ожесточенное сопротивление полицейским Губинского уездного начальника Деминского.
А 20 июня 1903 г. отряд Шихи «среди белого дня напал в сел.Куллара, на усадьбу влиятельного лица — купца и агента полиции Молла Махмуда, убил его и поджог все его имущество».
10 мая 1904 г. отряд Шихи напал на Худатские рыбные промыслы. На помощь рыбопромышленнику успел Мюшкиринский пристав Гасанбеков со специально созданным отрядом из казаков и стражников. Против семерых гачагов стояла регулярная военная сила. В этом сражении отряд потерял всего одного крестьянина. 5 июня отряд Шихи совместно с крестьянами села Наджафкенд в доме известного богача и влиятельного человека Мирза хана организовал взрыв бомбы. Двухэтажный дом был полностью разрушен, жена и двое сыновей хана погибли.
Выступления гачагов приводили в бешенство царские власти и помещиков, которые прибегали к жестоким репрессиям против них. Еще в 1898 году царизмом была учреждена особая полицейска стража для подавления движения гачагов. Однако результаты оказались довольно скромными. Для подавления движения гачагов власти, начиная с 1903 г., широко привлекали земскую стражу, охотничьи команды и военные части.
С гачагами, которые попадались им в руки царские власти расправлялись самым беспощадным образом. Начиная с 1903 г. раненых в боях гачагов в плен не брали, расстреливали без суда на месте, а захваченных живыми, как правило, решением военно-полевых судов приговаривали либо к расстрелу или повешению либо к длительным или пожизненным каторжным работам в Сибири.
Так, военно-полевой суд в 17 июня 1903 г. приговорил вожака одного из восьми отрядов, действовавших в Губинском уезде Мамеда Гарамамед оглы к 80-ти ударам плетьми, прикованию к тележке, на 1 год содержанию в роте испытуемых и обращению на каторжные работы на 15 лет, а его товарища — Мамеда Имамверди оглы к 70-ти ударам плетьми, содержанию в роте на 6 лет и обращению на каторжные работы на 12 лет.
Тот же военно-полевой суд 30 июня 1903 г. приговорил вождя чеченских гачагов Губинского уезда, Гусейна Адигезалова с лишением всех прав состояния к ссылке на каторжные работы на 18 лет, а шестерых его товарищей — на каторжные работы на 15 лет каждого.
В 1904 г. Кавказский военный окружной суд приговорил к смертной казни беглеца села Каракоюнлу (Гейчайский уезд) Гейдара Абдулла оглы, а 25 ноября беглеца сел. Ахтачи-Солтанбекли Абдулбаги.
По материалам книги автора