О.Буланова
Иногда может показаться, что городская власть (законодательная и исполнительная) была всегда, ибо это логично, однако это не так. Указ о создании в Российской империи органов городского самоуправления, т.е. дум и муниципальных ведомств, был подписан Александром II лишь 16 июня 1870 г.
В соответствии с этим указом во всех городах империи были организованы муниципальные ведомства и приступили к выборам и созданию Дум. По идее, этот указ должен был касаться и Баку, имевшему к тому времени статус губернского города. Он и касался, однако был приведен в исполнение лишь восемь лет спустя: Бакинская Дума была учреждена в декабре 1877 г., 8 января 1878 г. состоялось ее открытие, а первое заседание прошло 14 января.
И дело не в том, что до Баку как до любой другой провинции все доходило медленно, отнюдь. Просто не спускали до Баку директиву, и все. Такую восьмилетнюю задержку объясняли тем, что другие нации не способны управлять собой.
Однако как бы там ни было, но Бакинская Дума был создана. На первом заседании участвовало 60 гласных – как тогда назывались члены Думы. По описанию «Бакинских известий», 50 из них «разом говорили», создавая невообразимый шум.
Далее в первую Думу были избраны 72, а затем – 75 членов. Около 40 гласных не умели ни читать, ни писать. Сообразно соответствующему указу, число азербайджанцев («татар» – как тогда называли, или «туземцев») в Думе не могло превышать половины общей численности ее членов. Гласные избирались сроком на четыре года.
Городская Дума в свою очередь избирала исполнительный орган – городскую Управу. В Баку Управа состояла из трех человек под председательством Городского головы, который одновременно был и председателем Городской Думы. Дума и Управа подчинялись губернатору. Интересно и то, что за все годы существования Бакинской Городской Думы ни один мусульманин не был избран на должность Городского головы, за исключением редких случаев временного исполнения обязанностей.
По правилам в Думу могли избираться люди не моложе 25 лет, являющиеся собственниками недвижимого имущества или владельцами торговых и промышленных предприятий стоимостью не мене 1500 руб., а также купцы, вносившие городские сборы.
Установленный имущественный ценз больнее всего ударил по владельцам-азербайджанцам, т.к. именно среди них было наибольшее число владельцев недвижимым имуществом стоимостью ниже 1500 руб. Права участия в городских делах были лишены большая часть интеллигенции, владельцы ремесленных заведений, рабочие и т.д.
В то же время Гасан бек Зардаби и учитель Хабиб бек Махмудбеков также были избраны гласными в Думу. Но избраны были не как собственники, а как опекуны богатых семей – по указу разрешалось избрание в Думу опекунов богатых семей.
Дума считалась законодательным органом, а муниципальные ведомства – исполнительными органами. Дума принимала, например, решение о строительстве городского хозяйства, а муниципальное ведомство приводило это постановление в исполнение. Любопытно, что Бакинская городская Дума считалась одним из самых богатых учреждений Российской империи.
Первыми выборами в Думу руководили избиратели второго разряда Гаджи Зейналабдин Тагиев, Неймат Сеид оглу и Абдулсалим бек Гаджинский. Компетенция органов самоуправления была ограничена только местными вопросами. И еще один непонятный и неудобный момент: из-за отсутствия принудительной власти городские органы самоуправления находились в полной зависимости от местной полиции. Осуществленная в 1892 г. контрреформа превратила городскую управу в коллегию, а Думу – в простой совет при управе.
Многие считают, что Бакинская Дума всегда располагалась в здании на Истиглалият (в то время Николаевская), но на самом деле туда она переехала лишь в 1905 г., т.к. лишь в 1904 г. оно было построено. Так что цифры «1870», выбитые на фасаде здания, не имели никакого отношения к году постройки здания, как ошибочно полагают некоторые, а отражают год, когда был принят соответствующий указ о создании в Российской империи органов городского самоуправления.
До строительства этого нового здания (архитектор Иосиф Гославский) Дума располагалась на Думской площади (позднее площадь Молодежи), угол Николаевской в доме Ашумова рядом с Шемахинскими (двойными) воротами.
Заседания открывались в половине девятого вечера и через два часа закрывались. Проводились исключительно на русском языке – государственном языке империи. Однако это не мешало избирать в Думу гласных, не владеющих русским. Такие на большинстве заседаний мирно подремывали.
Часто выступая на заседаниях, Гасан бек Зардаби критиковал беззаконие, антисанитарию, взяточничество в городе, требовал открытия новых школ в городе, выступал за бесплатное обучение детей из бедных семей, в целом, требовал оказать серьезную помощь просветительским работам.
Не раз мусульманское население города возбуждало ходатайства об уравнении их в правах с христианами в делах самоуправления. В декабре 1900 года в закон было внесено изменение, согласно которой численность депутатов от мусульман составляла половину всего состава Думы. Наместник Его Императорского Величества на Кавказе И.И. Воронцов-Дашков письмом на имя Бакинского градоначальника от 28 января 1911 г. разрешил провести выборы без ограничений для азербайджанцев.
Любопытно, что известные благотворители, нефтепромышленники – Гаджи Зейналабдин Тагиев, Шами Асадуллаев, Муса Нагиев, Аждар бей Ашурбеков, Агабала Гулиев и другие – во все периоды всегда избирались гласными.
Бакинская городская Дума просуществовала до 1917 г. Ей на смену пришли Бакинский городской Совет Депутатов Трудящихся (1939-1977), Бакинский городской Совет Народных Депутатов (1977-1991). Исполнительной властью были Исполкомы. С 1991 г. организация, управляющая городом, получила название Исполнительная власть г. Баку.
Подборку исторических фотографий Бакинской городской Думы можно посмотреть тут.
По материалам bakucity.az и baku.ru