М.Гасымлы
В международных культурных связях Азербайджана специфическое место занимали театр, кино, телевидение и радио. Эти связи дополняли друг друга. После окончания Второй мировой войны, на первом этапе сотрудничества, театральные связи были слабыми и отрывочными. Такие связи постепенно начали поддерживаться со странами Ближнего и Среднего Востока, и в первую очередь с Ираном. А это было связано с политическими мотивами советского государства.
В связи с создавшейся обстановкой в 1946 году была осуществлена постановка музыкальной комедии Уз.Гаджибекова «Аршин мал алан» в Иране. Эта постановка заложила основу театральных связей. Высоко оценивая это событие, газета «Правда» писала, что комедия даже транслировалась по радио. 5 июля 1946 года в Иране была осуществлена постановка М.Гусейна и И.Эфендиева «Интизар». В этом мероприятии участвовал вице-консул СССР в Тебризе Нуру Гулиев.
Но в последующие годы по вине СССР произошло ухудшение советско-иранских отношений. Такая обстановка в советско-иранских отношениях оказала отрицательное влияние на все культурные связи, в том числе в области театра. И эти связи временно прекратились. Начиная с середины 1950-х годов стали расширяться театральные связи, появились различные их формы. Они осуществлялись на основе подписанных договоров, соглашений и протоколов советского государства с зарубежными странами по культурному сотрудничеству.
Этими формами были: постановка на азербайджанской сцене произведений зарубежных авторов, а в зарубежных странах – произведений азербайджанских авторов; взаимные гастроли театральных коллективов; участие в международных фестивалях и конкурсах и др.
В 1962 году на сцене Азербайджанского театра русской драмы им. С.Вургуна была поставлена пьеса «День рождения Терезы», посвященная Кубе. В 1963 году Азербайджанский академический драматический театр имени М.Азизбекова был на гастролях в Турции, которые продолжались 20 дней. Спектакли театра «Сиявуш» Гусейна Джавида, «Алов» Мехти Гусейна, «Сельская девушка» Мирзы Ибрагимова и др. вызвали большой интерес у турецких зрителей.
Шесть специалистов из Болгарии в декабре 1965 года проходили стажировку в театрах города Баку. В нескольких странах в 1967 г. были осуществлены постановки балетов: «Семь красавиц» и «Тропою грома» К.Караева, «Легенда о любви» А.Меликова. В Болгарии с успехом прошли азербайджанские музыкальные комедии: «Не та, так эта» Уз.Гаджибекова, «Гезун айдын» Ф.Амирова, «Улдуз» С.Алескерова, «Гайнана» З.Багирова, «Дурна» С.Рустамова. А еще через два года балетная группа Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в составе 64 человек успешно выступила на VII Международном фестивале танца в Париже, показав одноактные балеты «Тени Гобустана» Ф.Караева, «Каспийская баллада» Т.Бакиханова, концертный номер «Азербайджанская сюита» Р.Гаджиева, а затем осуществила гастроли по городам Франции, где, кроме упомянутых, представила балеты «Семь красавиц» и «Лейли и Меджнун».
Переход от «холодной войны» к разрядке международной напряженности благоприятно сказался на расширении связей в области театрального искусства. Именно в этот период Советский Союз заключил многие договоры, соглашения и протоколы по культурному сотрудничеству с зарубежными странами. 1970-е – середина 1980-х годов характеризовались значительным динамизмом и расширением театральных связей. Появились новые формы таких связей.
Так, в мае 1975 года прошла неделя фестиваля драматического искусства ГДР в СССР, в том числе в Азербайджанской Республике. Стали практиковаться выезды азербайджанских специалистов в зарубежные страны для постановки национальных произведений. Для осуществления постановки оперы «Кероглы» А.Сайгына, знаменитый азербайджанский дирижер и композитор Ниязи в 1977 году находился в Турции. В 1980 году в городе Тимишоара (Румыния) состоялась премьера балета композитора А.Меликова «Легенда о любви».
В Азербайджан также приезжали зарубежные исполнители — в 1981 году в Азербайджанском театре оперы и балета им. М.Ф.Ахундова выступал артист из Турции Атилла Маниазаде. Он пел в спектакле «Севильский цирюльник» Дж.Россини партию дона Базиля. Кроме этого, он исполнял в опере «Фауст» Ш.Гуно партию Мефистофеля.
Также, впервые на сцене Анкарского государственного театра оперы и балета была осуществлена постановка балета Азербайджанского композитора А.Меликова «Легенда о любви». На премьере спектакля присутствовали глава государства, председатель Совета национальной безопасности Турции генерал К.Эврен, члены совета национальной безопасности, министры.
Театральные, как и в целом культурные связи Азербайджана, охватывали все новые и новые страны. В 1982 году в рамках программы культурного и научного сотрудничества с Марокко эту страну посетили заслуженный деятель искусства Азербайджанской Республики хореограф Академического театра оперы и балета республики Наиля Назирова и композитор Ф.Амиров. В марокканских городах Рабат, Касабланка гастролировала труппа Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им. М.Ф.Ахундова, показавшая балет «Тысяча и одна ночь» Ф.Амирова.
Активными были связи в области театра с восточноевропейскими странами. В 1982 году Азербайджанский театральный коллектив принял участие во II фестивале драматического искусства Румынии в СССР. С большим успехом в 1983 году прошла на сцене Варшавского оперного театра премьера балета азербайджанского композитора Ф.Амирова «Тысяча и одна ночь». Его поставил известный болгарский балетмейстер С.Йорданов и его супруга Г.Йорданова. Это событие ознаменовало продолжение творческой дружбы, связывающей мастеров искусства Азербайджана и Болгарии. Этому способствовали и постановки балетов «Семь красавиц» и «Тропою грома» К.Караева на болгарской сцене, оперы «Июльская ночь» Парашнева-Гаджиева в Баку.
Азербайджанский хормейстер Ляман Атакишиева приняла в 1983 году участие в постановках опер «Богема» Пуччини, «Атилла» Верди и «Ромео и Джульетта» Гуно на сцене Стамбульского театра имени К.Ататюрка. Это свидетельствовало о растущем значении культурных связей для развития все более тесных отношений Азербайджана с Турцией.
В том же году азербайджанские театры приняли участие в III фестивале драматического искусства Чехословакии в СССР. С середины 1980-х годов начинается новый этап в обменах в области театрального искусства. Их характерной чертой являются большая активность, самостоятельность и открытость. Процессы привели к качественному повышению суверенитета республики, это оказало положительное влияние на культурные связи, в том числе в области театра. Утверждались новые формы этих связей, устанавливались непосредственные контакты с различными театрами зарубежных стран.
Интерес к азербайджанскому театральному искусству проявили Соединенные Штаты и другие страны Запада. В 1986 году один из лучших бродвейских театров в Нью-Йорке «Circle Repertory Company» осуществил постановку пьесы «Похожий на льва» азербайджанского писателя и драматурга Рустама Ибрагимбекова. Делегация американского штата Флорида в сентябре 1989 г. заложила фундамент своеобразного моста, который связал города Таллахасси и Баку. В рамках соглашения о культурном обмене она установила деловые и творческие контакты с Азербайджаном. Гости встретились с руководителями ряда министерств и государственных комитетов, творческих организаций.
В марте 1987 года режиссер из Лейпцига Карл-Георг Кайзер вместе с художником Акселем Пефферкорном ставили в Баку «Трехгрошевую оперу».
Еще большее развитие получили связи по линии театрального искусства с сопредельными странами. С большим успехом приняли участие в 1988 году в спектакле «Отелло» Азербайджанского академического театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова певцы из Турции. Солисты Анкарского театра оперы и балета Осман Гекоглу и Гельге Шекерамбар исполнили партии Отелло и Дездемоны.
В 1989 году балетная труппа Азгостеатра оперы и балета выехала в Ирак со спектаклем «Тысяча и одна ночь» на Международный Вавилонский фестиваль. В 1989 году театральный сезон в Турции проходил под знаком знакомства с искусством Азербайджанской Республики. Была организована постановка оперетты «Аршин мал алан», оперы «Кероглу» Уз.Гаджибекова, балета «Двое» А.Меликова, «Семь красавиц» К.Караева, показана драматургия И.Эфендиева.
Тогда же были осуществлены постановки на сцене Анкарского государственного театра балета А.Меликова «Поэма двух сердец» с участием автора, дирижера Р.Абдуллаева, художника С.Ахвердиевой, концертмейстера Н.Султанова; музыкальной комедии Уз.Гаджибекова «Не та, так эта» с участием дирижера Т.Ганиева, режиссера-постановщика В.Гасанова, концертмейстера А.Аскерова.
В 1989 году в драмтеатре имени М.Азизбекова поставили пьесу «Кровавая Нигяр» турецкого драматурга Садыка Шендила. В мае 1990 года с искусством Азербайджанского государственного академического драматического театра имени М.Азизбекова впервые познакомились турецкие зрители. Труппа театра выступила в Стамбуле, Анкаре и Измире.
О расширении театральных связей свидетельствовали и выступления азербайджанских артистов в Иордании. Артисты балетной труппы Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова участвовали в 1990 году в девятом фестивале культуры и искусства в Иордании. Зрители увидели отрывки из балетов «Семь красавиц» К.Караева, «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса и др. Оргкомитет Джерашского фестиваля культуры и искусства наградил балетную труппу из Баку почетным дипломом этого смотра.
Театральные связи Азербайджана после окончания войны и до распада СССР прошли долгий и сложный путь эволюции. Запрещенные в 1940-х годах в строжайшей форме театральные связи постепенно пробивали себе дорогу, играли ощутимую роль в развитии творчества и сближении народов. Вместе с тем, Центр неблагожелательно относился к театральным связям Азербайджана, и по сути дела, не доверял республике.
По материалам книги автора
Герой с сердцем ашыга: как Лютфияр Иманов оказался на сцене лучших театров мира |
История создания Зеленого театра в Баку (ФОТО) |
Формирование узбекского театра под влиянием азербайджанских классиков |