Увиденная правда и услышанные легенды: журналист из Баку у Мертвого моря (1965 г.)

Заслуженный журналист Азербайджана Азад Шарифов (1930-2009) за свою карьеру успел поработать в газете «Молодежь Азербайджана», «Физкультурник Азербайджана».

Шарифов также работал в Москве в ЦК ВЛКСМ в секторе печати, затем заместителем главного редактора журнала «Вокруг света». Был корреспондентом газеты «Известия» по Турции, Ирану и Афганистану. В 1969 году А.Шарифов стал заведующим отделом культуры ЦК КП Азербайджана. Он также занимал должность директора «Азеринформ».

В 1965 г. группа представителей советской молодежи, где был и А.Шарифов, прилетела в Египет, а потом в Иорданию по приглашению Всеобщего союза палестинских студентов на Международный семинар по палестинской проблеме. Шарифов вспоминал, что вся делегация с нетерпением ждала встречи с историческим Иерусалимом.

Интересные заметки Шарифов оставил о Мертвом Море, где ему с членами делегации удалось побывать.

«Берега Мертвого моря в древности видели греки, римляне, иудеи, арабы, легионы крестоносцев. Все они называли его по своему, но смысл был один — безжизненное, мертвое. Концентрация соли здесь в 8 раз выше, чем в обычной воде, поэтому здесь почти невозможна органическая жизнь,» — писал журналист.

И далее: «На берегу, покрытом пленкой соли, мы неожиданно увидели несколько рыб, выброшенных на песок; в белом панцире соли они были тверды как камень. — Откуда эти рыбы? — спросили мы у наших друзей. Оказывается, иногда из реки Иордан в Мертвое море заплывают неосторожные стаи рыб. Здесь они моментально гибнут и злое море выбрасывает их на берег.»

Журналист также пишет, что члены делегации решили «искупаться» в Мертвом море, раз уж приехали.

Вот как он это описывает: «Вы почти испытываете чувство невесомости. Самая трудная задача — это встать ногами на дно. Все время приходится балансировать, соизмеряя непонятную лёгкость тела с предполагаемой глубиной воды. В Мертвом море вы можете принимать любую позу, самую фантастическую и вода будет держать вас на поверхности. Правда, долго в ней не поплаваешь. Пятки начинает жечь.»

Шарифов отмечает. что много легенд бытует в Палестине об этом необычном море.

«Говорят, например, что когда-то здесь были плодородные, богатейшие земли. Возвышались цветущие города, крупные торговые центры Содом и Гоморра. Но бог сжег эти города за беспутство его жителей и на этом месте образовалось Мертвое море. Только один человек с двумя дочерьми остался в живых. Жену его бог превратил в громадный столб соли, вокруг которого разлилось море. Вода постепенно подточила столб и он рухнул, сделав воду соленой и горькой,» — пишет он.

Он отмечает, что берега Мертвого моря безжизненны и пустынны — здесь не увидишь, какой-либо растительности, птиц, жилища человека.

«Лишь один фешенебельный отель для туристов стоит на его берегу. Всех купающихся строго предупреждают не брызгаться, ибо вода может выжечь глаза. Один из членов югославской делегации, видимо, не слышал предупреждения и нырнул в воду, как у себя на Адриатике. Благо арабы были поблизости, моментально вытащили его и бегом отвели в медицинский пункт, где врачи, спасая зрение, долго промывали ему глаза,» — писал Шарифов.

По материалам книги автора «Чайки над Босфором»

Заметки бакинца из ОАР: первый автозавод Египта и успех Наили Махмудовой (1965 г.)
На красных лимузинах к «святой воде»: Иерусалим 1965 г. глазами журналиста из Баку
Капризный Нил и подлые немцы: Египет глазами бакинского журналиста (1965 г.)